«Прямые ответы на проклятые вопросы» — в их поисках мучился не только Генрих Гейне, автор этих знаменитых строк из стихотворения «К Лазарю». Их искали, ищут и будут продолжать искать многие мыслящие люди, каждый на собственном опыте. Не иссякает поток подобных вопросов и в обращениях к священнику. Очередную подборку разбираем с настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.
— Моя 18-летняя дочь Елизавета — инвалид детства, сама не ходит. В чем смысл рождения таких деток? Это наказание за грехи родителей или для очищения рода?
— «Такие детки», безусловно, будут в Царстве Небесном у Христа. А вот нам еще постараться надо получить туда пропуск. Конечно, Господь желает всем спастись и в познание истины прийти (1 Тим 2:4). Божия любовь и милость изливаются на всех, другое дело, что люди сами не хотят порой своего спасения. Нередко не слушает человек Божиих предостережений и совершает грехи и тем самым наказывает себя сам. Для вразумления нашего Господь попускает болезни. Нарушение заповедей ведет к серьезным немощам, как душевным, так и телесным. У больного человека, как известно, бывает, по Божиему попущению, больное потомство. Рождение таких детей является для всех нас вразумлением: человек, ты живешь неправильно, ты нарушаешь естественные законы, смотри, к чему это приводит! В определенном смысле это можно рассматривать как наказание. Но главное, что нужно знать и помнить, души и здоровых и больных в вечности равны пред Господом. Через страдание, очищающее и исцеляющее нас, мы спасаемся. Христос говорит: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин 6:39–40).
— В декабре в ДТП погиб мой сын. Перенес дорогу до больницы, операцию — и умер в реанимации. Почему Господь, дав надежду, отнял ее, не позволил сыну жить? Почему Его замысел был такой сложный и жестокий? Сыну было 27 лет, всего полгода, как женился, любил жизнь, никогда не роптал на нее, имея серьезное заболевание. Всех заражал своей энергией, жизнерадостностью. Неужели именно такие молодые, несущие свет и радость, должны уходить, не оставив даже детей? А те, с кем рядом жить страшно, остаются на земле и оставляют потомство? Где логика? У меня был единственный ребенок — для чего мне жизнь, из которой забрали свет и радость? Если для молитвы — так я и так молилась! Каждый день просила Господа уберечь его. Бог не принял мою молитву? Мой мир разрушился, и впереди только мука и тоска.
— Жизнь и смерть в руках Господа. Его воля — прийти человеку в мир и уйти из него. Мы призваны с благодарностью принимать и то, и другое. Когда в семьях было много детей, смерть не воспринималась так тяжело — Бог дал, Бог взял. Но когда ребенок один (а почему один, знает только мать), смерть единственного воспринимается как трагедия, без смирения и понимания, что тот, кто ушел, уже дома, а мы еще в гостях. И христианского отношения к смерти не хватает, потому что даже «несущие свет и радость» порой без Бога жить умудряются.
А кому же говорит святой апостол Павел такие слова: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1:21). Нам не надо бояться смерти, не надо убиваться по усопшим — если они жили во Христе, значит, и там с Ним, порадуемся за них, а если нет… Но ведь каждый из нас получит рано или поздно то, что заслужил при этой жизни. Слезы матери понятны, даже Христос плакал об умершем Лазаре. Нужно утешиться в молитве за сына и в надежде на воскресение, которое ждет всех нас. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор 15:53).
— За что Бог посылает своим творениям испытания, заставляет их мучиться, проверяет веру на прочность, если Он любит нас? Иногда сомневаешься, что любящий отец стал бы так делать.
— Не сомневайтесь. Именно любящий отец. А мы Его дети и призваны за все благодарить. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи» (Пс 93:12). Да, Господь иногда посылает нам испытания, различные скорби, но чаще всего мы сами вызываем огонь на себя. Бог не сотворил, да и не мог сотворить зла и страданий в мире, потому что «Бог есть любовь»
(1 Ин 4:16). Он дал человеку, как и ангелам, великий дар — свободу. Но уже прародители не смогли воспользоваться этим даром во благо, единственную заповедь в раю — и ту нарушили. Так что по своей воле человек принес в мир смерть, а жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат — страдания. Почему же Господь не захотел этого предотвратить, думаю, вы уже поняли.
В Книге Иова мы найдем еще одно объяснение нашим бедам, которые случаются по мере нашего духовного роста. Врагу рода человеческого этот рост очень не нравится, и враг начинает действовать, с попущения Господа, конечно. Что и произошло с ветхозаветным Иовом. А мы — выдержим ли мы испытания? И для чего эти испытания, что дают они душе? Ответ есть в той же книге: «человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7). Вот так. А мы почему-то считаем, что Бог должен нам что-то, обязан давать только хорошее. Тот же Иов говорит своей ропщущей жене: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Он Творец, а мы творение.
— Батюшка, благословите! В православии есть два пути: семья или монашество. А одиночество — тоже путь? Игумения монастыря однажды сказала мне, что, если человек один, он должен идти в монастырь.
— Отвечу словами апостола Павла. Вот что он писал жителям Коринфа: «В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения» (1 Кор 7:24–28; 32–35). Каждый волен решать, как ему жить. Для того и дарована нам Господом свобода выбора. Не игумения решает за вас, а вы сами. Прислушаться к советам полезно, особенно к тем, что изложены в Священном Писании, но принимать решение нужно самостоятельно, беря ответственность на себя.
— Чтобы человек пришел к Богу, нужно желание самого человека. Но ведь без воли Божией ничего не бывает. Я понимаю, что нельзя поставить Господа в какие-то рамки. Но все-таки почему один грешник всю жизнь не помышлял о Боге, творил беззакония, и вдруг Господь открывает ему Себя, и он раскаивается? А другой так и умирает без покаяния? Может быть, это кто-то из предков имеет дерзновение к Богу молиться? А может, что-то особенное есть в душе такого грешника?
— «Что-то особенное» есть в душе каждого человека, это что-то — стремление к Богу (так говорил блаженный Августин). Почему один слышит свое сердце, а другой не слышит, известно одному Господу, мы можем только предполагать. Вот пример на Голгофе: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:39–43).
— Мне 39 лет. Несколько лет назад встретила мужчину по душе — он внезапно умирает… Через полгода познакомилась с другим прекрасным человеком. Он, как и я, долго искал по душе, жил много лет один и воспитывал сына. Ему было 46 лет, когда он умер у меня на глазах, — тромб. Возникает вопрос: для чего мне такие испытания — встретить любовь в зрелом возрасте и потерять? Могу ли я надеяться на устройство личной жизни? На душе иногда жутко. Нужно принять одиночество и отсутствие детей как норму, смириться?
— Промысл Божий о нас нам неизвестен. Но мы призваны принимать его, каким бы он ни был, со смирением. Да другого и не дано. Конечно, непросто достичь спокойствия и смирения, особенно, если кажется, что вокруг все такие счастливые и удачливые, а моя жизнь не удалась. Но что невозможно человеку, то возможно Богу (Мф 19:26). Молиться и просить у Господа смирения и покоя, не пуская в сердце зависть, ревность, злость. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:8). Но для того, чтобы отворили, нужно еще и осознать смысл Промысла Божия о каждом из нас, зачем и для чего дается нам личный крест и как его следует нести в жизни, всем сердцем почувствовать слова Спасителя: «Возьми крест свой и следуй за Мною…» (Мф 16:24). Одним же из главных условий на пути к смирению является умение прощать, не видеть и соринки в глазу у брата своего. Осознав все это, мы, надеюсь, сумеем соотнести тяготы земной жизни с вечностью, и тогда станут ясны и понятны нам слова Христа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф 1:30).
Подготовила Вероника Калинина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.