Мошенник, удостоенный похвалы

16:11, 27 июня 2024
Чему нас учит притча о неверном управителе

Без всякого сомнения, это самая загадочная из всех притчей Евангелия. Ни один из рассказов Господа Иисуса Христа не вызывает такого большого внимания и труда в постижении смысла. Очередной раз в Своей проповеди Господь обращается к теме духовной свободы и нестяжательности и сравнивает усилия, которые затрачивает человек для своего материального и духовного благополучия.

foma.ru

Притчу о неверном домоправителе (Лк 16:1–9) Спаситель рассказал в третий год Своего служения в одном из иудейских городов, когда шествовал в Иерусалим на смерть. В тексте Евангелия апостол Лука излагает ее в ряду нескольких притч, вне контекста и безотносительно к какому-либо событию. Как и некоторые другие притчи, святой апостол привел ее для передачи учения Иисуса Христа в полноте.

Кто есть кто

Сюжет притчи построен на обычном для традиционного общества античности явлении, при котором богатые землевладельцы нанимали для своих владений распорядителей, чтобы те вели хозяйственные дела и заботились о материальном благосостоянии хозяев. Главные преимущества этого положения — широкая свобода деятельности и возможность распоряжаться большими материальными ресурсами. В чем, разумеется, таится огромный соблазн действовать в своекорыстных интересах.

В обязанности распорядителя входил надзор за проведением аграрных работ на хозяйских землях, за свое­временным сбором урожая и бережным хранением продуктов. Часть земельных угодий можно было при этом сдавать в аренду более крупным производителям, которые должны были оплачивать продукцией пользование землей. Стоимость аренды, естественно, определял хозяин. Но если он безоговорочно доверял своему наместнику, то последний мог в собственных интересах повышать плату, а надбавку присваивать. Это было рискованно, но выгодно, тем более что арендаторы могли об этом не знать.

Лица и события в притче представляют собой лишь олицетворение духовной реальности, на которую Христос хочет обратить внимание слушателей. Преподобный Иустин (Попович) так объясняет детали повествования: «Человек богатый — это Бог; «управитель» (эконом, пристав, надсмотрщик) — каждый человек; человек — управитель в Божьем имении, на самом деле он не имеет ничего своего: мир вокруг него — это Божье имение, да и душа с телом даны ему от Бога. Вся обязанность пристава состоит в том, чтобы мудро управлять этим Божьим имением. Бог как Господин и Владетель делает расчет, требует отчета: «Дай отчет в управлении твоем», то есть как ты управлял своими телом и душой, как относился к другим людям и к миру вообще, как ты распоряжался в доме своего тела и своей души, как ты относился к душам других людей».

Афера или дальновидность

Притча излагает итог деятельности непутевого распорядителя: он не удержался от искушения незаконно присвоить себе часть прибыли. Хозяин узнал об этом и потребовал отчитаться в работе и сдать дела перед увольнением. Как видно из повествования, обвинения были справедливыми, распорядитель не стал оправдываться. Он сразу принялся искать выход — подыскивать для себя такое же выгодное положение на стороне. И нашел: подменил долговые расписки и, тем самым, помог должникам своего хозяина избавиться от части задолженностей! «Копать не могу, просить стыжусь, — поясняет он причину своего поступка, — знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом».

Участь простого труженика страшит неверного распорядителя. Он не хочет терять статус и уровень, которого он достиг, возможно, большим трудом. Всеми правдами и неправдами он хочет остаться в числе привилегированного класса, что выдает в нем корыстную натуру. Большой вопрос, сможет ли такой человек найти себе достойное положение у других владельцев, если с одним из них он поступил так подло.

Однако, если поведение распорядителя естественно и понятно, то реакция хозяина на повторный обман со стороны его подчиненного просто ставит в тупик: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил»…

Как можно хвалить за подлость? Оказывается, можно, если вспомнить, что распорядитель всегда делал дополнительную надбавку к арендной плате в свою пользу. Перед увольнением он просто вычел из задолженностей арендаторов свою долю. У одного она составила половину платы, у другого — 20 процентов. Таким образом, и бывший хозяин ничего не потерял, и арендаторы остались довольны «скидкой», и авторитет домоправителя не пострадал. Даже наоборот, он приобрел расположение к себе в лице должников своего бывшего господина, которые стали его друзьями. Подлый, на первый взгляд, поступок оказался вполне справедливыми и дальновидным, за что и удостоился похвалы.

Остается только удивляться, как при таких личных доходах управитель не собрал сбережений на случай увольнения. Видимо, все свое «богатство неправедное» он безрассудно тратил на свои удовольствия. Что очередной раз выдает в нем порочную личность.

«Сотворите себе други от мамоны неправды»

Не меньшую сложность для понимания представляет собой вывод Спасителя в итоге этой притчи. Он состоит из трех частей. В первой Господь проводит различие между «сынами века сего» и «сынами света». В Его точном и тонком представлении люди заботятся о своем временном, земном благополучии намного активнее и находчивее, чем о своем вечном и духовном благосостоянии. Праведный Иоанн Кронштадтский обращает внимание на этот плачевный факт: «Люди мудры на устроение своего земного благополучия, а на устроение своей вечной судьбы, вечного спасения — тупы и глупы. Сыны Царствия Небесного! Поучитесь у сынов века сего тому, в чем они превосходят вас: оборотливости и искусству в устроении своего благополучия, только не временного, а вечного». По мысли Иисуса Христа, если бы человек направил всю свою энергию и внимание на свои духовные нужды, как он это делает в житейских делах, то мог бы с легкостью достичь высот нравственного совершенства.

Но людям ближе, удобнее и желаннее материальные удобства. Они не требуют серьезной духовной работы, которая сложнее физической. В силу этого львиная доля человеческих усилий затрачивается на достижение именно чувственного комфорта и удовольствий. Поэтому вторая часть вывода притчи звучит как призыв жертвовать материальными благами, своим «богатством неправедным». Святитель Лука Крымский так об этом говорит: «Богатство, которое человек держит только для себя, которым не старается приобрести друзей, которые бы свидетельствовали перед Богом о милосердии Его на Страшном суде, осуждает человека. Богатство подобно тяжким железным узам, которыми связан человек в жизни. Это тяжесть, которая давит его к земле <…>. Поэтому всякое богатство, даже чисто нажитое; Господь считает богатством неправедным и заповедует богатством этим распорядиться как мошенник-домоправитель».

В церковнославянском тексте Евангелия от Луки эта фраза звучит как «мамона неправды». Мамона — имя сирийского божества, покровителя богатства. Христос неоднократно упоминает его в Своей проповеди. Мамона выступает олицетворением не только богатства, но и его греховности, так как пристрастие к нему связано с идолопоклонством.

Человек, по замыслу Творца, — наследник вечного духовного богатства в обителях Отца Небесного. Именно это, утерянное в грехопадении наследство пришел вернуть человечеству Господь Иисус Христос. Поэтому третья часть Его вывода из притчи обращает устремления людей к благополучию от земных состоятельных покровителей к «друзьям», которые примут нас в «вечные обители» подлинного Царства. Такими друзьями Божиими являются святые, а также нищие и обездоленные люди, которым мы можем помочь. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает: «Нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствует за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: «друзей богатством», дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся».

Аналогичным образом в притче Христа о Страшном суде прослеживается связь между воздаянием и помощью нуждающимся, которые названы меньшими братьями и сестрами Господа.

Выводом притчи могут служить слова преподобного Анастасия Синаита: «Добро есть и благоугодно Богу творить милостыню из своих праведных и безгрешных трудов и усилий. Если же окажется, что богатство очутилось у нас вследствие некоей неправды, то лучше собранное от дурных [деяний] потратить на благие [дела], а не обратить их опять на злые свершения».

Притча о неверном управителе вскрывает привычную суть жизни человека: мы все, имея в своем распоряжении данные Богом земные дары, заботимся лишь о материальном благополучии и часто растрачиваем их впустую. Но каждый из нас может стать управителем верным, если будет использовать данные ему возможности для обретения нетленных ценностей.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.