В современном русском языке слова «вера» и «религия» используются в качестве синонимов. Однако смысл этих понятий весьма различен. Происходя от латинского «religare» — связывать, соединять, слово «религия» означает сакраментальную связь человека с Божеством, неповторимый личностный опыт общения с Создателем — то, что в православной традиции называется богообщением. Спор науки и религии извечен, но стоит ли придавать этому значение на практике?
На грани объективности
Принято считать, что знание — это совокупность сведений, полученных человеком как объективным, так и субъективным путем. Для расширения сведений о мире и самом человеке разум обладает двумя способами познания: рационализм, или откровения рассудка, и эмпирические знания, основанные на практическом опыте или результатах эксперимента. Все что не вписывается в привычные рамки рассудка, что невозможно объяснить сейчас, наукой откладывается на потом.
Рационалисты, выступая от лица науки вообще, объясняют наличие веры у человека низким уровнем его интеллектуального развития. Однако и людям далеким от поиска вечного смысла жизни приходится привлекать веру как способ познания окружающего. Только они часто этот факт не желают признавать или умалчивают о нем из конъюнктурных соображений. Чем библейская теория происхождения мира хуже последней научной? И в ту, и в другую приходится верить, ибо никакой научный эксперимент не может в этом вопросе что-либо однозначно подтвердить или опровергнуть.
Обратимся к подтвержденным экспериментальным фактам. В ходе исследований мозга выяснилось, что сначала человек воспринимает информацию правым (образным) полушарием, а уж затем в дело вступает левое (словесное) полушарие, которое выполняет логический анализ и принимает решение. В нас как бы живут два человека: впечатлительный художник и занудный математик. Художник первым получает информацию, строит свой образ ситуации и окрашивает его эмоционально. Математик присоединяется позже и уже ничего принципиально не меняет — только оправдывает и усиливает ту картину, которая возникла у художника. Левое полушарие уже не думает о том, правильным или неправильным было первое впечатление, составленное об информации правым полушарием — если информация задевает человека эмоционально, он перестает искать в ней логику, а начинает искать логику в своих эмоциях, находя им оправдания.
Философ Иммануил Кант назвал «антиномиями разума» противоречивые суждения, которые представляются нам с одинаковой неотразимостью: мир конечен — мир бесконечен, жизнь коротка — жизнь длинна, кофточку купить — не купить. Чтобы сформировать целостное представление о мире, человек вновь вынужден обратиться к вере как способу познания окружающего. И сейчас нам представляется вполне очевидным, что вера может быть вполне объективным способом познания не только того, что мы традиционно относим к области философии и религии, но окружающего нас материального мира.
Знать и думать не одно и то же
Итак, приходится признать, что есть два рода знания. Первые получены рассудочным путем, вторые — посредством веры, чувства и интуиции. Конечно, здесь бывают ошибки. Но разве не бывает их у рассудочного знания? Разве мы не сталкивались с тем, что даже наука отказывалась со временем от некогда незыблемых постулатов?
И дело не только в том, что наука в определенный момент не смогла шагнуть дальше, а теперь совершает прорыв. Очень часто случалось так, что результатам определенных опытов, блестящим логическим доказательствам просто не поверили! Вспомним хрестоматийный научный спор о том, какую форму имеет наша планета. Тем, кто утверждал, что круглую, логически отвечали: будь Земля круглой, все жидкое (моря, реки, океаны) просто стекло бы с нее.
Думаете, с той седой древности в науке что-то принципиально изменилось? Вспомните, например, сколько в науке на данный момент теорий о происхождении жизни и Вселенной. Проверить все эти теории эмпирическим путем не представляется возможным по причине глобальности проблемы. И ученые снова, как и тысячи лет назад, просто верят в ту или иную теорию, которая кажется им наиболее вероятной. Правда, теша свою гордыню, они часто слово «верую» заменяют на «думаю». Но ведь «думаю» и «знаю» — это снова два совершенно различных понятия.
Между верой и наукой могут быть расхождения в одну эпоху, а в другую они могут рассеяться. Затем — снова возникнуть. Лишь христианское учение о мире и человеке остается неизменным, опираясь на данные богооткровения.
Религиозная вера требует от человека согласия с богооткровенными истинами — тем знанием, которое Бог открывает о Себе, мире и человеке. Часто это невозможно проверить опытно или логическим путем. Бывает, что это знание противоречит элементарной логике. Все помнят восклицание Тертулиана: «Верую, ибо это абсурдно». В этом восклицании не торжество слепой веры или ущемленного рассудка, а преклонение горделивого человеческого разума перед богооткровенными истинами, которые не разумны, а сверхразумны, то есть выше обычного рассудочного понимания, которое, чаще всего, опирается на категории выгоды и самосохранения.
Подготовил протоиерей Алексий Червяков (Городецкая епархия)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.