Евангельское повествование чрезвычайно важно по содержанию, но сжато хронологически. Оно концентрируется на последних трех с половиной годах жизни Господа Иисуса Христа. И в обыденном сознании история Нового Завета заканчивается вознесением Спасителя на небо. Однако это не так. В Священном Писании имеется продолжение евангельской истории. Книга Деяний святых апостолов, познакомиться с которой нужно всем верующим людям, рассказывает нам, что происходило с учениками Христа после Его вознесения. Именно этой тематике будет посвящен следующий цикл статей в нашем издании.
«Деяния святых апостолов» традиционно занимают пятое место в списке священных книг Нового Завета после четырех Евангелий и рассказывают о дальнейшей судьбе апостолов: снисхождении на них Святого Духа, появлении Церкви и распространении христианства на самом раннем, апостольском этапе христианской истории. Они состоят из 28 глав и являются единственной преимущественно исторической книгой Нового Завета. За богослужением «Деяния» читаются во время литургии в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Автор-очевидец
Произведение это анонимное, как и все Евангелия, то есть автор себя не называет, в отличие от апостольских посланий и Апокалипсиса. Но из предания мы узнаем, что книга «Деяний» принадлежит автору третьего Евангелия, святому апостолу Луке. В других священных книгах он упоминается как спутник святого апостола Павла, который называет его «врач возлюбленный» (Кол 4:14) и перечисляет в составе своих спутников (Флм 23:2, Тим 4:10). Имя Лука — сокращенный греческий вариант латинского имени Луций, Лукан, Луцилий, Луциан.
Впервые об авторстве апостола Луки говорится в «Книге против ересей» священномученика Иринея Лионского: «Лука тщательно описал это так, что не может быть обличен во лжи или превозношении, потому что все эти (подробности) доказывают, что он и старше всех, ныне учащих иначе, и знал истину. Что он был не только спутник, но и сотрудник апостолов, особенно же Павла». После него все раннехристианские авторы говорят о Луке в том же смысле. Итог всем упоминаниям апостола Луки как автора «Деяний» подводит Евсевий Памфил, епископ Кесарийский в своей «Церковной истории»: «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами. От них приобрел он умение врачевать души, каковое и показал в двух богодухновенных книгах: в Евангелии, которое начертал, по его свидетельству, «как передали ему бывшие изначально свидетелями и служителями Слова»; им, по его словам, он и следовал с самого начала книги и в Деяниях апостолов, которые составил не по рассказам, а как очевидец».
По общему представлению древних христианских писателей, книга «Деяний» была написана в Риме во время первого заключения апостола Павла, то есть в 62–65 годах. Святой Лука проповедовал в Греции, Малой Азии (современная Турция) и Египте и закончил жизнь мученически в почтенном возрасте.
Византийский историк IV века Феодор Анагност первым называет его живописцем и передает рассказ о написании иконы Пресвятой Богородицы. Гробница апостола находится в Константинополе, куда его останки были перенесены вместе с мощами апостола Андрея в 20-й год правления императора Констанция (343–344 годы).
Источники фактов
Написана книга «Деяний» на разговорном греческом языке, которым пользовались все граждане Римской империи, независимо от происхождения, притом написана на высоком литературном уровне. Языковые достоинства третьего Евангелия и «Деяний» выгодно отличаются от остальных книг Нового Завета, что говорит о прекрасном филологическом образовании автора. Кроме врачебного таланта, апостол Лука обладал большими творческими дарованиями.
Глубокий текстологический анализ книги показал, что текст обладает единой стилистикой на протяжении всего повествования и в нем имеется множество заимствований из Септуагинты. Научно подтверждено, что у книги был только один автор, который пользовался греческим переводом Ветхого Завета 70-ти толковников.
Конечно, апостол Лука не мог быть очевидцем всех событий своей книги. Из текста понятно, что автор присоединился к апостолу Павлу во время его второго миссионерского путешествия, то есть около 52 года по Р. Х. Следовательно, он не знал о более раннем этапе жизни первоверховного апостола, который описывается в его книге. Да и в отношении иных фактов из «Деяний» возникает вопрос, был ли апостол Лука их участником. Нужную ему информацию он мог почерпнуть, в первую очередь, от самого апостола Павла, который мог ему рассказать о своей юности, о суде и казни первомученика диакона Стефана (Деян 6, 7) как очевидец, о своем чудесном обращении в Христову веру (Деян 9) и первом путешествии с проповедью Евангелия (Деян 12–14). Неоднократно бывая в Иерусалиме, апостол Лука мог узнать там в подробностях о проповеди апостола Петра в Иерусалиме, Иудее и Самарии, об обращении им первого язычника (Деян 10). Предстоятель христианской общины Палестины, апостол Иаков, брат Господень, мог сообщить ему об аресте апостола Петра и о его бегстве (Деян 11), об Апостольском соборе и его решениях (Деян 15). Он же мог познакомить апостола Луку с документами общины, письмами и постановлениями, которые цитируются в книге. Диакон Филипп (не апостол), которому посвящена вся восьмая глава книги, был близко знаком с апостолами Павлом и Лукой (Деян 21). Вероятно, у автора были и другие информаторы.
Всю книгу можно разделить на две большие части: 1–12 главы — деятельность апостола Петра, 13–28 главы — деятельность апостола Павла.
До нас дошло достаточное количество рукописей книги «Деяний», в основном в сборниках вместе с Евангелиями или посланиями. Кроме того, в распоряжении ученых-библеистов имеются рукописи апокрифических «деяний» практически всех апостолов, в том числе Петра и Павла. Они содержат сведения, которых нет в канонических, общепринятых «Деяниях». И так как эта информация недостоверна и противоречит священной истории Нового Завета, эти книги не были признаны Церковью священными и не вошли в состав Библии. Апокрифические тексты — значит запрещенные, изъятые из употребления у христиан.
О победе Христовой веры на все голоса
Книга «Деяний» — первое и главное христианское сочинение, рассказывающее об истоках Церкви. И если бы ее не было, о начальном этапе христианства не имелось бы почти никаких сведений, за исключением тех крупиц информации, которые можно обнаружить в посланиях. Поэтому вопрос о надежности исторических свидетельств апостола Луки с недавнего времени стоял довольно остро.
В конце XIX века сомнения были развеяны. Английский ученый, историк и археолог Уильям Рамси нашел подтверждение тому, что названия местностей и городов, должности и чины административных правителей, обычаи и традиции жителей Малой Азии и Греции в книге «Деяний» переданы достоверно. Его выводы серьезно повлияли на ученых во всем мире и привлекли на сторону «Деяний» многих светил исторической науки.
«Деяния» — густонаселенная и богатая описаниями и событиями книга. В ней география апостольской проповеди постепенно расширяется, автор упоминает 32 страны, 54 города, девять островов; 95 человек в ней названы по имени, описаны конфликты, враги и друзья новой веры, препятствия для проповеди и их преодоление. Она рассказывает о кораблекрушениях, арестах, исцелениях, воскрешениях и многом другом, что делает ее увлекательной, похожей на приключенческий роман с серьезным мировоззренческим содержанием.
Однако автора не интересует деятельность главных представителей христианства и плавное течение событий. Он сосредоточен на описании постепенного развития и распространения христианства из Иерусалима в столицу империи Рим и переходе проповеди Слова Божиего из чисто иудейской среды в языческую. Для этого апостол Лука останавливается на деяниях только двух апостолов, Петра и Павла, располагая материал в определенную сюжетную линию. Книга «Деяний» не является хронологией и не фиксирует все события, тем более, миссию всех апостолов. Автор понимает, что это невозможно. Поэтому отбирает нужные ему сведения для реализации сложившегося у него замысла.
В содержании книги можно выделить шесть последовательных разделов: зарождение Церкви в Иерусалиме (1:1–6:7), распространение христианства в Палестине (6:8–9:31), появление Церкви в Сирии (9:32–12:24), проповедь Евангелия в Малой Азии (12:25–16:5), распространение христианства в Греции (16:6–19:20), появление миссии в Риме (19:21–28:31). И несмотря на трудности, препятствия и смертельную опасность, каждый из этапов заканчивается в книге радостным и оптимистичным выводом, в котором автор отмечает очередную победу Христовой веры.
Подготовил протоиерей Алексий Белецкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.