Митрополит Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

12:19, 21 ноября 2024

Текст Ольги Солнышкиной. Фото Глеба Пушменкова

21 ноября, в день праздника Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Главе Нижегородской митрополии сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

Богослужебные песнопения исполнил исполнил хор кафедрального собора под управлением Ивана Бродяного.

В ходе литургии состоялась священническая хиротония диакона Вениамина Мочалина.

По окончании богослужения митрополит Георгий поздравил собравшихся с праздником, причастников — с принятием Святых Христовых Таин и обратился к собравшимся со святительским словом: «Сегодня мы с вами отмечаем память Собора Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, а это значит, что у каждого из нас в этот день –память своего небесного покровителя. Многие люди, которые не имеют в своем сердце веры в Бога, пытаются оценить свою жизнь силой своего ума. Мы считаем, что сами все можем в этой жизни, забывая о том, что есть огромный невидимый ангельский горний мир. Умом мы этот небесный мир понять не можем. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал, что «в мире дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Нам с вами дается великая сила Ангела Божия, который нас охраняет, благословляет, подсказывает, утешает. А темные злые силы пытаются нас искусить, соблазнить, склонить к греху. От нас с вами зависит, чью сторону мы выберем. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12:34)», – говорит нам Христос, потому что из сердца выходят добрые и злые дела. Если человек совершает добрые дела, живет по заповедям Божиим, то он приближает к себе Ангела Хранителя и живет в добре и покое. Если же человек живет грешной жизнью, то приближает дьявола и живет в зле, погибая для вечной благой жизни с Богом. В этот особый день просим все воинство небесное, чтобы они, предстоя перед престолом Божиим, всех нас уберегали от греха и подкрепляли наши благие намерения и добрые дела».

Справка:

21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание.

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт 3, 24). Их имя значит излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет 3, 22; Кол 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан 3, 92 – 95).

По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске и кремлевский собор в Нижнем Новгороде.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан 8, 16; Лк 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов 3, 16; Тов 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд 4, 36).

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.