Вознесение Господне: потеря или приобретение

15:16, 28 ноября 2024
О чем молчат евангелисты?

Свою книгу «Деяния святых апостолов» апостол Лука начинает с события, на котором он закончил свое Евангелие, — с Вознесения. Именно из «Деяний» мы узнаем, что воскресший Христос пробыл с учениками еще 40 дней. При чтении концовки Евангелий создается впечатление о кратком пребывании Господа на земле после Воскресения. Только апостол Иоанн упоминает о неделе до удостоверения апостола Фомы. Сам апостол Лука пишет, что Христос вознесся на следующий день после восстания из мертвых. Но теперь становится понятно, что автор, замышляя второй том своего сочинения, оставил подробности для новой книги.

Особое внимание апостол Лука уделяет некоторым подробностям общения апостолов с воскресшим Христом. Господь повелел им не отлучаться из Иерусалима — именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего апогея, должно было явиться богатство благодати Божией. С тяжелым повелением оставаться во враждебном городе Господь соединил радостное обещание о ниспослании Святого Духа, иного Утешителя, обещанного Богом через пророков и в прощальной беседе Спасителя с учениками на Тайной вечери.

Сошествие Утешителя Господь Иисус назвал «крещением Духом Святым», напомнив слова пророка Иоанна Крестителя, который с самого начала противопоставлял его своему водному, подготавливающему крещению. Христос по аналогии помогает понять, что произойдет с учениками. Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Святого Духа — апостолы как бы погрузятся во всеочищающую и оживотворяющую силу Утешителя.

Время прозрения

Но не только Учитель наставлял учеников, они тоже Его расспрашивали. Апостол Лука приводит только один, самый важный вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?»

Апостолы по-прежнему находились во власти иудейского стереотипа о Мессии и Его Царстве. В их сознании сохранялся образ царя, лидера, победителя, пророка, чудотворца и праведника. Эдакого супергероя со сверхъестественными способностями. Следуя за Учителем, они убедились в наличии последних трех качеств, но не видели первых. Не понимая призвания и даже учения своего Наставника, они оставались Ему верны, душой чувствуя Его правоту и подлинную божественность Его слов. И надеялись, что в конце концов Он явит Свою мощь и станет Царем в Израиле и во всем мире. Смерть Христа стала ударом для их надежд и ожиданий.

Своим воскресением Господь вновь привел их в полный восторг. Они наконец-то поняли. Но что? То представление о Мессии-супергерое, которое Христос разрушал, воскресло вместе с Его явлением в живых. Воскресение подкрепило уверенность учеников в своих чувственных представлениях. Страшные события в судьбе их Учителя и Его явление в прославленном виде были восприняты ими как необходимые и премудрые предпосылки окончательного воцарения их Господа. К тому же совершенства воскресшего Христа в глазах учеников делали его наилучшим правителем, бессмертным и самодостаточным, по-настоящему способным устроить земное, бесконечное и всемирное Израильское царство.

Все зависит от вас

Господь премудро не отвечает на неуместный вопрос с целью пресечь крайнее любопытство учеников. Блаженный Феофилакт поясняет: «Он с пользою для них ответил на него молчанием. <…> Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, — с тою целью, чтобы <…> заставить их бодрствовать, <…> так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта». Христос дает понять, что через несколько дней, когда сойдет на них Святой Дух, они уже не будут задаваться таким вопросом. Их главным делом станет свидетельство о Господе, Его искупительной смерти и воскресении.

Вместо ответа Он заповедует им возвещать Слово Божие, намекая, что время Второго Пришествия в их власти. Если обратиться к признакам Второго пришествия Христа, то распространение «Евангелия Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» будет означать, что «тогда придет конец» (Мф 24:14), а проповедь Евангелия зависит от активности апостолов.

Господь определяет направление проповеди: начало нужно положить в Иерусалиме, где Он был предан смерти. Затем Слово Божие должно быть проповедано всему избранному народу Божию в Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, затем — язычникам по всему миру.

По окончании наставлений Господь поднялся в глазах учеников в воздухе и постепенно стал невидим, как бы исчезнув в облаке. Святитель Николай Сербский уточняет: «Поднялся не до звезд, но выше звезд; поднялся не до ангелов, но выше ангелов, не до высочайших сил небесных, но выше, выше всего бессмертного небесного воинства, выше всех Райских обителей ангелов и праведников, далеко, далеко и для очей херувимских, к самому престолу Отца Небесного, к самому таинственному алтарю Святой и Животворящей Троицы. Меры для высоты сей нет в сотворенном мире; может быть, равна ей, в противоположном направлении, только глубина, в которую гордость низвергла богоотступника люцифера».

Смотреть ли на небо?

Пораженные величием зрелища Вознесения Сына Божия, ученики пришли в себя от слов неожиданно явившихся ангелов. Их вопрос: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» — можно расценить как упрек.

Но, вероятнее всего, они прочли в состоянии апостолов грусть от расставания с Учителем. Этим могут быть объяснены дальнейшие их слова о втором Пришествии: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Святитель Филарет Московский «отвечает» ангелам: «Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их скрылась? Если бы теперь смотрели они на землю, тогда надлежало бы спросить их… и надлежит спросить всех последователей Иисуса Христа, которые пристрастным оком смотрят на землю: что смотрите на землю? Чего вам искать в ней после того, как единственное ваше и ее сокровище, найденное в Вифлееме, рассыпанное по всей Иудее и Самарии, прошедшее через руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейского, взято и отнесено в сокровищницу небесную?»

Автор указывает, что вознесся Господь с горы Елеонской, которая находилась к востоку от Иерусалима на расстоянии субботнего пути. По учению раввинов, в субботу разрешалось пройти не более 2000 шагов, то есть примерно 800–1000 метров. Именно таким количеством шагов определялось расстояние от крайних палаток лагеря до скинии, стоявшей в центре лагеря, во время странствования евреев по пустыне. Иосиф Флавий определяет расстояние от Елеона до Иерусалима в пять или шесть стадий, то есть около версты. Гора Елеонская, которая была свидетельницей величайшего унижения Господа при Его аресте в Гефсиманском саду, сделалась теперь свидетельницей его высочайшего прославления — восхождения на небеса как Сына Божия к Небесному Своему Отцу.

Вознесение явило новую славу Христа в глазах апостолов после славы Воскресения, ознаменовало конец евангельской и начало апостольской истории, подвело итог 40-дневному общению апостолов с воскресшим Учителем о Царствии Божием, о Церкви, когда учение должно было восприниматься уже иначе, чем раньше. Наконец Вознесение было сопряжено с обещанием Святого Духа, что заставляло апостолов и далее пребывать в духовном напряжении и внимании.

Для кого писал апостол Лука?
Предисловие книги «Деяний» похоже на пролог третьего Евангелия: обе книги адресованы «достопочтенному Феофилу», и во вступлении к «Деяниям» упоминается Евангелие. Оба произведения написал один человек — святой апостол Лука. Феофил же был знатный и богатый человек, римский аристократ всаднического сословия — «эквит». Есть мнение, что Лука был его рабом и врачом.
Такие посвящения были обычной практикой в литературных кругах по всей Римской империи. Например, знаменитый античный писатель Иосиф Флавий посвятил свою «Автобиографию», «Иудейскую войну» и трактат «Против Апиона» меценату по имени Епафродит. Так же обстояло дело и с Евангелием от Луки и «Деяниями святых апостолов».
Представители сословия всадников, следующего после патрициев, владели земельными угодьями и капиталом не менее 400 тысяч сестерциев. Они имели право участвовать в торговле, и, таким образом, формировали влиятельный деловой класс. Вероятно, святой Лука получил свободу после того, как помог Феофилу исцелиться. И в благодарность написал для него Евангелие и «Деяния».
Книга (свиток или кодекс) в то время считалась очень ценным предметом. Писчий материал, особенно пергамент, стоил дорого. Да и писали текст вручную, что занимало много времени. И чтобы написать хотя бы одну книгу из 24–28 глав, нужны значительные финансы и время. Было ли все это у странствующего проповедника, ученика апостола Павла, который содержал себя и своих учеников за счет собственного труда, а не пожертвований? Даже если такие пожертвования и были, они никогда бы не смогли покрыть расходы на написание книги. Между тем апостол Лука написал целых две. Напрашивается вывод. Вероятно, Феофил как состоятельный человек заказал и оплатил затраты на написание. Как христианин он мог покровительствовать общине и предоставить помещение для собрания христиан и совершения богослужения. А что нужно для богослужения? Хлеб, вино и, конечно же, книги.

Материалы страницы подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.