В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца. Русь была разорена монголо-татарами. Своей умелой политикой благоверный князь Владимирский ослабил тяготы ига и этим спас страну от полного уничтожения. И везде являл он себя твердым защитником и хранителем православия.
Тяжелые труды и подвиги истощили здоровье князя. Возвращаясь из четвертого путешествия в Орду, он занемог и, приняв схиму с именем Алексий, скончался 14 ноября 1263 года в Феодоровском монастыре города Городца (Радилова).
В истории Русской Церкви святой благоверный князь Александр остался единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с Католической Церковью ради сохранения власти.
Князь до конца дней своих
Благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”. Мать святого Александра, Феодосия, — рязанская княгиня — обладала добрым и тихим нравом. Со стороны отца он был потомком Владимира Мономаха, а со стороны матери — родным внуком святого Мстислава Храброго. От отца Александр унаследовал умение пользоваться обстоятельствами, мудрую расчетливость и стремление к собиранию земли вокруг одного престола. От предков по материнской линии ему достались беззаветное мужество, сострадание к людям и забота о славе родной земли.
Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10:16).
Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд его посвящения в воины — с этого дня мальчика стали обучать воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой.
Учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
С юных лет благоверный князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, “гремевшим как труба”, по словам летописца, Александр был точно создан для побед.
«Защитник земли Русской»
Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви “столп и утверждение Истины”, понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение “удерживающего” Русской земли — державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой.
Первым в крестовый поход на Русь в 1240 году отправился шведский полководец Ульф Фаси. Враги знали, что при внезапном нападении Новгороду неоткуда ждать помощи. Князь Александр собрал войско и долго молился в храме Святой Софии, прося Господа дать ему силы на борьбу с врагом.
Получив благословение архиепископа, вышел князь Александр к своей дружине и сказал ей краткое, но великое слово: “Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде! Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!”
Не имея времени дождаться помощи от отца, великого князя Ярослава, Александр выступил в поход и 15 июля 1240 года пришел к берегу Невы. Здесь встретил его с донесениями старейшина Пелгусий и рассказал ему о чудном явлении, которое он видел ночью, ожидая князя. По морю проплыла большая ладья, посреди которой в великом сиянии, в червленых ризах стояли два витязя, Борис и Глеб, и Борис сказал:“Брат Глеб, поможем сроднику нашему, князю Александру!”
Неприятель был разбит. Много шведов погибло в той битве. У русских же потери были невелики: всего 20 человек остались на поле боя. Новгородцы потом говорили, что вместе с ними сражались ангелы Божии, что силы Небесные избивали шведов.
Радостная весть разнеслась по всей Руси. То была первая победа над чужеземцами после страшного Батыева нашествия. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.
Римский папа тем временем и не думал отказываться от идеи распространения своей власти на русской земле. Новое ополчение, теперь уже немецких крестоносцев, двинулось на Псков и Новгород.
Александр возвращается в разоренный немцами Новгород. По своему обыкновению, он первым делом направился в храм Святой Софии и со слезами на глазах просил у Бога сил на новый подвиг. Новгородцы тоже молились за своего князя. Они верили, что Господь не оставит их и на этот раз.
Русские воины отбили Новгород, а затем и Псков. Бояр-изменников заковали в цепи. С пленными же немцами князь поступил иначе: только именитых он взял с собой, остальных же отпустил, ибо не держал зла на простых воинов. Не терпел он лишь предательства и лжи.
Александр Невский не стал ждать нового вражеского похода — сам на рассвете 5 апреля 1242 года двинулся навстречу рыцарям. Как писал потом летописец, «была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий, и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее Чудское озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью». Лед, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжелых доспехах рыцари стали исчезать под водой. Бой длился весь день, а к ночи от грозного войска крестоносцев не осталось и следа.
Жители Пскова во главе с духовенством и иконами встречали князя Александра в праздничных одеждах. Вступив в город, князь направился к храму Святой Троицы, чтобы принести благодарственную молитву. Русские не сомневались, что все удачи, победы над врагом и избавления от бедствий происходят с Божией помощью и по молитвам Пресвятой Богородицы. После богослужения начался всенародный пир, продолжавшийся несколько дней. За столами вместе сидели и самые знатные люди города, и простой народ.
«Даст Богу ответ за себя и за всех подручных своих…»
Своими победами благоверный князь Александр Невский показал, что нельзя безнаказанно совершать набеги на русские земли. Но как ни высоки были его воинские подвиги во славу Отечества, еще выше было смирение для блага Родины. Ставя превыше всего верность долгу, князь Александр смог подавить в себе самолюбие и ценой личного унижения сохранить Отчизну.
Нелегко жилось на Руси под гнетом Золотой Орды. Но русские земли еще не готовы были победно восстать против золотоордынских ханов. Как правитель удельного княжества много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле.
Хан Батый уважал русского полководца. Но ярлык на княжение нужно было получить именно в Орде. Помолившись и получив благословение епископа, князь Александр простился с близкими и направился к золотоордынскому хану.
Приезжавшие на поклонение князья допускались к хану не сразу. Сначала они должны были поклониться огню и идолам. Когда князю Александру предложили исполнить эти обряды, он ответил: «Я христианин. И поклоняюсь Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо, и землю, и все, что на них есть». Александр Невский стал единственным русским князем, которого Батый не стал принуждать к исполнению чужих обрядов.
Хан Батый с удивлением внимал мудрым речам благоверного Александра, горевшим любовью к Родине. Он и сам был мужественным воином, поэтому, обернувшись к стоявшим вокруг него приближенным, сказал: “Правду говорили мне: нет князя, равного этому!”
Вскоре он получил ярлык на великое княжение во Владимире. На предложение послов Папы Римского принять католичество мудрый Александр ответил отказом: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим”.
В 1262 году во Владимире, Ростове, Суздале, Переславле и Ярославле вспыхнули восстания против татарских откупщиков дани. Страшная расплата должна была постигнуть русскую землю. И Александр поспешил к хану в Орду.
Более года пробыл он в Орде. И Русь была спасена! Ему не только удалось примириться с ханом, но и выхлопотать льготу — освобождение от повинности выставлять для татар военные отряды, куда и под страхом смерти не просто было набрать людей. Что пережил князь там за это время, сколько новых страданий и унижений выпало на его долю, ведомо одному Богу.
Князь Александр спешил домой. Но силы оставляли его: он был сражен тяжкой, непосильной для простого человека жизнью. Четыре поездки в Орду, двадцать битв…
“Солнце земли Русской закатилось!”
Недалеко от Владимира, около Городца, ему стало совсем худо. Сознавая, что смерть близка, князь принял пострижение в схиму с именем Алексий. Облегчив свою душу исповедью и причащением Святых Христовых Таин, он призвал приближенных и уже чуть слышным голосом дал последнее благословение. Стояла глубокая осень. Почившего любимца несли на руках во Владимир.
А в это время митрополит Кирилл совершал службу в одном из храмов города. Вдруг перед ним словно живой, но озаренный нездешним светом предстал князь Александр. Лицо митрополита выражало великое волнение. Слезы показались в его глазах, и, опустив голову, он сказал: “Солнце земли Русской закатилось!” Не поняли люди ужасного смысла этих слов. Тогда, собравшись с силами, святитель произнес: “Чада мои милые, знайте, что ныне великий князь Александр преставился”.
На торжественное отпевание в храме собралось множество людей. Плач и стон заглушали церковное пение. Народ прощался с великим князем.
При отпевании совершилось чудо: когда усопшему вкладывали в руку прощальную грамоту, он неожиданно сам протянул за нею руку, взял листок с молитвой и снова сложил крестообразно руки на груди. Трепет и ужас объяли присутствующих — ведь девять дней прошло с тех пор, как почил князь.
Это событие уверило народ, что Бог прославит благоверного князя, и положило начало его посмертному почитанию. Молитвенным предстательством своим перед Господом он «даст Богу ответ за себя и за всех подручных своих…».
Канонизация Александра Невского
По свидетельству летописцев, в 1380 году, перед Куликовской битвой, ночью, в том храме, где находилась могила святого Александра, сами собою загорелись свечи. О явлении этом сообщили в Москву, и тогда же нетленные мощи благоверного князя были открыты.
Память благоверного великого князя Александра Невского совершается трижды в году: 5 июня, 12 сентября и 6 декабря.
При участии его сына, Дмитрия Александровича, и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время и широко известная (сохранилось 15 редакций). За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург).
В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Они были установлены в Александро-Невской лавре, где покоятся и поныне, являя чудеса по вере и молитвам.
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Иконография образа в нижегородском соборе
В нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского сегодня находятся четыре иконы с изображением великого князя. И каждая имеет свою историю создания и свою иконографию.
Первая икона находится над вратами храма. С нее, по сути, началась реставрация собора. Иконописцы мастерской «Традиция» писали ее тогда обычными масляными красками, как бы с точки зрения простых художников.
За образец второй иконы великого князя была взята икона из Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Нижегородский иконописец Татьяна Бурова выполнила с нее список, в который позднее была вложена частица мощей святого. Особенность его в том, что это одна из «правильных» икон, написанная в каноническом русле с сохранением особенностей древней иконографии. Сейчас она находится в соборе на аналое.
Третья икона расположена в иконостасе, в центральном приделе. Она написана в древнерусской традиции. Митрополит Николай (Кутепов) благословил написать святого в воинских одеждах, с мечом, так как Александр Невский «должен узнаваться прежде всего князем и воином». Получился образ князя-печальника за землю Русскую, ее защитника.
Четвертой иконой Александра Невского в храме стал подарок Святейшего Патриарха Алексия II. По своей иконографии она также тяготеет к каноническому образцу. Во время визита архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в Санкт-Петербург по благословению митрополита Петербургского и Ладыжского Владимира в дар Александро-Невскому нижегородскому собору был передан мощевик с частицей мощей святого князя. 18 июля 2008 года он был вложен в икону.
Икона «Собор Нижегородских святых»
Святой благоверный князь Александр Невский изображен в центре многофигурной композиции на иконе «Собор Нижегородских святых». Одна из авторов этой иконы иконописец Светлана Смолякова рассказала нам о том, как велась работа над этим образом:
— Древних образцов изображения князя почти не сохранилось, а по словесному описанию не так-то легко представить лик святого. В летописи указывается лишь то, что князь был широкоплеч, высок ростом, рус волосом и очень красив. Лицо его было мужественным. Александр Невский изображен на нашей иконе на центральной оси вместе с князем Георгием Всеволодовичем рядом с Преображенским храмом. Это единый смысловой центр всей композиции.
Святой князь Александр предстает перед нами в традиционных княжеских одеждах с крестом в правой руке и мечом в левой. Оба князя достаточно интенсивно выписаны в цвете. Александр Невский славился своей правдивостью, чистотой, необыкновенным мужеством. И цвет его плаща — зеленый — символизирует образ князя-печальника за землю Русскую, ее воина, защитника.
Всегда нужно помнить о том, что в иконе святого портретное сходство не обязательно. Она «есть свидетельство истинного, а не призрачного». В процессе работы, внутреннего осмысления постепенно убирается все лишнее, наносное, тяжеловесное, физиологичное и остается образ внутреннего духовного строения человека — князя, полководца, дипломата, монаха…
Анна Ермолина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.