Алексей Анциферов: «Икона должна донести до людей смысл Евангелия»

12:42, 27 ноября 2012

В масштабах России Нижегородская митрополия известна многими достижениями, среди которых одним из главных можно назвать возрождение храмов и монастырей. Активное участие в этом процессе принимает иконописная мастерская «Ковчег», сотрудники которой выполнили более 100 иконостасов и 20 росписей храмов, причем не только на территории Нижегородской области. Мы побеседовали с ее руководителем Алексеем Анциферовым о небольшой, но ояень яркой и богатой событиями истории мастерской.

Алексей, как и когда возникла ваша мастерская? Как пополнялась сотрудниками?
 Иконописная мастерская «Ковчег» была образована в 1996 году, после того как три иконописца из города Бора Нижегородской области — я, мой друг Владимир Баранов и его сестра Наталья — окончили иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. Втроем мы вернулись в родной город Бор и решили вместе писать иконы, участвовуя в возрождении православных храмов. Вначале нам казалось достаточным небольшое количество иконописцев в нашей мастерской, мы думали, что, может быть, добавится два-три человека, но не более. Однако с приездом владыки Георгия в 2003 году на Нижегородскую кафедру все изменилось, и мы начали активно расширяться. Наши ряды пополняли выпускники иконописных школ в Троице-Сергиевой лавры и в Дубне Московской области. Некоторых выпускников Нижегородского художественного училища мы сами постепенно обучали иконописи — с азов и до более сложных степеней мастерства. Так что большая часть наших сотрудников — это дипломированные специалисты. Надо сказать, что позднее, в связи с масштабами работы, мы начали осваивать новые направления, такие как резьба по дереву, изготовление мозаики, выполнение фрески, чем до 2003 года не занимались. Поэтому у нас сильно увеличилось число сотрудников, которых в настоящее время насчитывается около 80 человек. Постоянно в штате числятся 60 из них, а около двух десятков — внештатные сотрудники и работающие по совместительству. Но это не только художники-иконопсцы, но и резчики, столяры, позолотчики, люди, занятые на каких-то подсобных операциях, и т.д. И надо сказать, что они приносят не меньше пользы в рабочем процессе.

На каких объектах вам довелось работать? Какие из них наиболее запомнились?
 При возниконевении нашей мастерской мы выполняли заказы в основном для Тобольской и Тюменской епархии. Это были большие иконостасы в храмы Тобольска, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, которые мы делали в течение года-двух. В 2000 году у нас появились заказы и в Нижегородской области, в частности в селе Тумботино Павловского района, где мы делали роспись и иконостас для храма. С началом работы под руководством владыки Георгия количество заказов в Нижегородской области резко возросло, и многие из них до сих пор являются для нас значимыми. Самым большим в нашей практике был иконостас в Свято-Троицком храме известного на всю Россию древнего Макарьевского монастыря. Его длина — более 22 метров, высота — 12 метров. Конечно, нам запомнились работы в Свято-Троицком Дивеевском и Саровском Успенском монастырях. Это дивеевский Казанский храм (иконостас и роспись) и храм святого Иоанна Предтечи в Сарове (совместно с мастерской «Зодчий»), который был освящен в 2006 году Святейшим Патриархом Алексием II. Запомнилась и работа в Покровском храме города Лукоянова, который освятил в 2009 году Святейший Патриарх Кирилл. Прошедшим летом был освящен владыкой Георгием храм преподобных Зосимы и Савватия в Сарове, в котором мы также с большим интересом работали. В нем был восстановлен по старым чертежам и фотографиям иконостас, оригинал которого находится в Германии. До сих пор наши специалисты ведут работы в Казанском храме, который был освящен владыкой Георгием в прошедший праздник 4 ноября. Продолжается работа над иконостасом в кафедральном Александро-Невском соборе в Нижнем Новгороде, где мы принимаем участие, так же как и в росписи интерьеров этого собора, которая осуществляется под художественным руководством одного из ведущих иконописцев России Анатолия Алешина. Большая часть участвующих в этом проекте иконописцев — из Троице-Сергиевой лавры. Собор очень большой, очень сложный, площадь росписи — более 14 тысяч квадратных метров, так что работа эта не простая.
Надо сказать, что почти все эти храмы выполнены в каноническом стиле, но была работа и в академической манере, которая нам очень запомнилась, — в Крестовоздвиженском соборе одноименного монастыря в Нижнем Новгороде. Этот проект оказался очень успешным, нам удалось осуществить здесь идею, заложенную фрагментами, которые остались от старой живописи, удачно продлить на весь храм. Во фрагменте сохранилась буквально одна композиция, и перед нами стояла непростая задача — в этом же стиле выполнить роспись всего храма, увязать концепцию росписи со старой живописью. Нам активно и с душой помогала даже матушка Филарета, с которой мы вместе продумывали выбор сюжетов. И, кстати, владыка Георгий достаточно высоко оценил нашу работу.

Приступая к работе на очередном объекте, какие вопросы в первую очередь вы решаете? Как определяете направление и объем деятельности?
 При начале работе в новом храме, конечно же, встают вопросы об определении стиля, в котором будет выполнена роспись и иконостас. Хорошо, что у нас есть понимание в этом направлении с нашим правящим архиереем, который всегда мудро подходит к этим вопросам. Он прислушивается к мнению иконописцев и в то же время сам глубоко разбирается в нюансах канонической и академической живописи. Такой грамотный подход и нужен при восстановлении храмов. Также возникают и технические вопросы: необходимо посмотреть, насколько стены соответствуют требованиям росписи. Это мы, конечно, стараемся сделать заранее, то есть до того, как стены отштукатурены. Но иногда бывает так, что мы приходим уже после этого, и надо проверить, насколько качественно все сделано. В итоге, определившись со стилем росписи и сделав эскиз, согласовав его с заказчиком и правящим архиереем, можно уже приступать к работе. А для того, чтобы определиться, в каком стиле делать роспись, мы в какой-то мере учитываем и пожелания настоятеля, и нашего владыки. Иногда на выбор влияет и архитектура, нюансы интерьера храма, которые склоняют нас к определенному решению.

Храмы, в возрождении которых участвовали сотрудники вашей мастерской, изначально строились в разное время и в разных архитектурно-художественых стилях. Всегда ли они восстанавливаются в историческом виде? С какими проблемами вам приходится сталкиваться в связи с этим?
 Как учил нас в свое время наш наставник в профессии, заведующий иконописной школой в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Лука, даже если храм построен, например, в позднюю эпоху — в XVIII-XIX века, иконостас, выполненный в каноническом стиле, будет в нем смотреться достойно и правильно. А вот обратный момент обычно сложнее: иконостас в академическом стиле труднее вписывается в интерьер храма ранней постройки. Хотя среди специалистов встречаются сторонники и такой идеи, что интерьер храма должен обязательно соответствовать стилю той эпохи, в которую он был построен. Однако на практике, причем не только в России, но и других странах, это бывает не всегда. В некоторых храмах Греции, Кипра,
Италии иконостасы писались гораздо позже строительства храмов, и можно видеть, как в византийских по архитектуре храмах иконы в иконостасе выполнены в стиле, испытавшем влияние поздней академической живописи. С другой стороны, в барочных соборах Италии иконостас и роспись, как правило, выполняются в одностилевой академической манере. Но в нашей практике чаще всего бывает так, что в храмах поздней классической архитектуры гармонично смотрятся иконостасы и роспись канонического письма.

То есть жизнь оказывается сильнее искусства, идеальных о нем представлений?
 В общем-то да. Хотя зачастую на практике при выборе решения лично для меня важнее становится принцип цельности интерьера самого по себе, чтобы иконостас и роспись стен и сводов были выполнены в едином стиле. Замечено, что в храме с разностильным интерьером тяжелее молиться. А сочетание архитектуры и внутреннего убранства из разных эпох, как правило, не влияет на молитвенный настрой человека. Примеров этого достаточно много, когда, в частности, в русских храмах влияние западного искусства проявлялось сильно начиная с XVII века. Это один из интереснейших и важных моментов в работе иконописца, когда ты приходишь в новый храм и пытаешься принять решение в выборе стиля. Порой этому способствует и история храма, и его архитектура.

Современные иконописцы, как правило, в большей степени ориентируются на огромный опыт предшественников, на образцы, имеющие многовековую историю. В какой степени это облегчает стоящие перед ними задачи? Как сегодня соотносятся каноны и реальная практика?
 Знаете, у меня есть один знакомый коллега, чья мастерская работает только в академическом стиле. Он высказывает такую точку зрения, что сейчас мы живем в XXI веке, поэтому современные иконописцы априори не могут писать в стиле XV или XVI века. Это уже совсем другие люди, которым психологически и эстетически гораздо ближе академическая живоподобная традиция. И такое мнение не единично. Широкое распространение имеет противоположное мнение: право на существование имеет только каноническое письмо, все остально не должно быть в храме. Но православная практика и логика развития церковного искусства показывают, что оба эти течения успешно сосуществуют. Нельзя, на мой взгляд, отметать ни то ни другое, главное — это качество живописи, ее одухотворенность и способность вдохновить людей на молитву. Ведь можно плохо выполнить каноническую икону, так что перед ней трудно будет молиться, и хорошо — живоподобную, которая вызовет молитвенное состояние души. Такое мнение родилось из моего личного опыта, и я, конечно, никому не хочу его навязывать. Хотя, когда я только окончил иконописную школу, у меня какое-то время было четкое убеждение, что живоподобное искусство не имеет права существовать в храме. Но этот этап длился не долго, потому что сама жизнь его опровергла. В частности тот факт, что многие священники и епископы не очень лояльно относятся к канонической живописи, не говоря о прихожанах, которые в большинстве своем не понимают древнерусскую иконопись. Когда я в реальной жизни, в общении с людьми столкнулся с такой ситуацией, то понял, что переломить ее за короткий период времени практически невозможно. Ведь образы, которые окружают нас в повседневной жизни — в массмедиа, музеях, кино, основаны на принципе академической живописи. А к символизму канонической православной иконы, особенно ее высоким образцам, людей нужно приучать, что для простого человека, не искушенного в вопросах искусства, очень сложно, ему зачастую этот символизм чужд. И процесс этот очень непростой. Так что требовать полного отсутствия академического искусства в храмах, на мой взгляд, утопично. Это та реальность, которую нужно учитывать.

А что вы скажете о символике цвета в иконописи, которую очень жестко регламентируют некоторые специалисты? Ведь многочисленные иконы, мозаики и фрески как в России, так и за ее рубежами демонстрируют невероятную внутреннюю свободу художников прошлых веков в выборе цвета.
 Этот вопрос так же неоднозначен, как и предыдущий. Прежде всего, стоит заметить, что цвет в иконе имеет второстепенное значение, символика цвета играет вспомогательную роль. Тем более если язык этот с веками утерян и в настоящее время разными искусствоведами читается по-разному. Ведь нередко теоретики иконописи вкладывают разный смысл в язык одного и того же цвета, который, к тому же, в разных школах и разное время имел разночтения. И сколь сложно сегодня нам, оторванным от тысячелетней истории искусства иконы, понять ее язык, особенно не специалистам. Существует авторитетное мнение, что обилие символизма в иконе, со все более усложняющимися сюжетами, не способствует молитвенному настрою, а вынуждает человека разгадывать ребусы. Так что, я думаю, некорректно со стороны тех или иных искусствоведов однозначно, без вариантов, трактовать символику цвета. Ведь известно, что, например, византийские мастера часто изображали Божию Матерь только в синем облачении, без гематита, как это установилось в русской иконе. И даже родительница Девы Марии праведная Анна могла быть изображена в синем облачении.

Иногда создается впечатление, что такая жесткость трактовки цвета определяется искусствоведами самовольно, по собственному убеждению, хотя они и не имеют отношения к реальному процессу написания иконы. Я, в частности, никогда не слышал, чтобы в православном обиходе существовал какой-то авторитетный источник, книга об иконописи, которая, как неизменяемое предание, передавалась бы из поколения в поколение. Мне кажется, что это догадки или частные мнения искусствоведов, не более того. Для меня в этом даже существует некая загадка, почему кто-то когда-то решил, что обозначает в иконописи тот или иной цвет? Вот есть Священное Писание, Евангелие, которые для нас безусловный источник истины, но в иконописи такой книги нет. Языков иконы много — они существовали в разных странах в разные эпохи. Обратите внимание, даже в русской иконе в разных регионах и школах эти языки отличались друг от друга: в Новгороде, Пскове или Москве. Причем тот или иной язык иконы органично воспринимался и легко читался людьми, жившими именно в ту эпоху и в том месте, где и когда иконы писались. Но главное — язык цвета не настолько важен в иконе, как ее наполнение. Икона должна донести до зрителя смысл того или иного духовного события, в первую очередь смысл Евангелия. Не с помощью цветовых загадок, а с помощью выразительного изображения того или иного содержания. Недаром на иконе нередко изображаются разновременные события, как, например, в сюжете Рождества Христова, чтобы отразить всю полноту свершившегося.

Часто ли заказчики влияют на стилистический выбор художника, на логику богословской программы росписи храма?
 Заказчик, конечно, важный человек, который дает возможность иконописцу выполнить художественное оформление того или иного храма. И заказчики бывают разными по своему воспитанию, степени просвещенности и амбициям. В связи с этим ситуации бывают не совсем простыми, но из своей практики могу сказать, что, по милости Божьей, с заказчиками у нас чаще всего достигалось согласие по тем или иным вопросам. Как правило, они доверяют нам как специалистам решение этих вопросов. Работать с такими людьми особенно приятно. И, конечно, очень важно доверие владыки Георгия к нашему опыту и уровню профессионализма.

Десять лет назад, учитывая огромное количество возрождаемых храмов в России, иконописцы были в большом дефиците. Насколько сегодня у нас востребована профессия иконописца?
 Конечно, спрос на иконописцев, который был десять лет назад, уже не такой огромный. За это время открылись многие иконописные школы, которые выпустили большое число специалистов. Многие учились на практике у известных мастеров. Можно сказать, что в наше время средний уровень иконописания очень сильно поднялся, и это радует. Но пока у нас в стране так много не восстановленных храмов, профессия иконописца все равно остается в легком дефиците, хотя прогресс налицо. Если десять лет назад роспись храма была единичным случаем, то сейчас во многих из них имеются иконостасы и осуществляется роспись. Об этом задумываются не только настоятели храмов, но и прихожане. По моим ощущениям, мы прошли большой путь в деле возрождения храмов. Но в глубинке опытных профессионалов нашего дела по-прежнему не хватает.

Беседовала Светлана Высоцкая