Проблема разрушения семьи в последнее время является самой болезненной для нашего общества. Православная Церковь одна из первых заявила о гибельных последствиях распада семьи как для государства, так и для каждого отдельного человека. Не отклоняясь от своего предназначения — молитвенной помощи и врачевания человеческой души, — она, вместе с тем, наметила ряд социальных мер, способствующих оздоровлению обстановки, сглаживанию особо острых углов, помощи страждущим.
О том, какая работа в этом направлении ведется в Нижегородской епархии, рассказывает архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в интервью с шеф-редактором радио «Образ» Полиной Ступиной.
— В настоящее время Православная Церковь на самом высоком уровне выступает за сохранение и даже возрождение института семьи. Пожалуй, этот вопрос поставлен во главу угла ее общественной деятельности. Чем это вызвано?
— Если у нас не будет семьи, у нас не будет страны, не будет и общества.
Святейший Патриарх в своем рождественском послании дал глубокий анализ бедственного положения семьи, сказав, что в наше время этот институт очень сильно подорван. Мы понимаем, что семья — это малая Церковь, и основы нравственности, духовного настроения, честности, справедливости закладываются у домашнего очага.
Наш мир настолько жесткий, даже жестокий, что дети очень быстро учатся и насилию, и лукавству, и обману, а вот научиться добру, ласке, милосердию, как правило, можно только в семье. Без семьи можно стать иванами, не помнящими родства, и мы уже шагнули на этот путь.
Один из примеров — призыв в армию. Общество бросает упреки офицерам, генералам, что среди солдат — насилие, нравственное и физическое, но они отвечают: мы их такими не воспитывали, они пришли к нам такими из мира.
Это очень сложный, тяжелый вопрос, многие пороки общества вырастают из слабости семьи. Действительно, мы своих сыновей до 18 лет не воспитываем, а потом отдаем в армию — вот вы и воспитывайте! А ведь нам нужны воины, самоотверженные люди, чтобы защищать Отечество.
Еще одна наша трагедия — это сотни тысяч сирот при живых родителях. За свое тысячелетнее существование Русь не знала такого трагичного времени. У нас были сироты во времена лихолетий, голода или военных действий, но никогда мы не бросали своих детей сотнями тысяч. А сегодня это происходит, потому что произошел кризис души человека. Многие как будто не живут на этой земле, а существуют. У них нет потребности к реальной жизни, к рождению и воспитанию своих детей, и на этой почве процветают пороки пьянства, разврата. Таких людей невозможно вылечить ни деньгами, ни политическими решениями, потому что здесь необходимо врачевание души человеческой, это область молитвы, покаяния, благочестия и любви к святости. Православной Церкви, конечно, придется много потрудиться, чтобы помочь людям найти свой путь и укрепиться в духовных основах.
— В Нижегородской епархии большое внимание уделяется развитию православных учебных учреждений, проводятся конкурсы и семинары для учителей также и обычных общеобразовательных школ. Почему труду учителя вы уделяете такое пристальное внимание?
— Мы видим, какое насилие совершается сейчас над душами наших детей, прежде всего, со стороны информационного пространства. В условиях кризиса семьи ребятам практически невозможно противостоять этой агрессии, поэтому большая ответственность ложится на школу, учителей.
С самых древних времен дело учительства считалось наиважнейшим. Православная Церковь молитвенно вспоминает святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого как вселенских учителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — как учителей славянских народов.
Задача учителя — дать ребенку не только знания, но и воспитание. Мало не научить ребенка злу, его надо научить добру. И для нас это непростой путь, на котором Православная Церковь встречает сильное противодействие. Нам пишут прихожане наших храмов и многие другие люди, спрашивают, почему не вводится в школах Закон Божий, основы православной культуры. Да потому, что 70 лет атеистической войны наложили отпечаток на образование, и сегодня часть педагогов, руководителей образования испытывает какой-то страх, недоумение, сомнение в том, нужна ли вообще духовная составляющая в области образования. По этой же причине появилось обращение академиков, которые против того, чтобы Церковь входила в жизнь общества. Это и называется духовной бранью: «в мире дьявол борется с Богом, а поле битвы — сердце человеческое».
Идет открытая, откровенная война за наши сердца, наши души, души наших детей. Сегодня крайне необходимо, чтобы педагоги: учителя, директора школ, руководители образования — имели духовную поддержку в деле воспитания подрастающего поколения как истинных граждан своего Отечества.
Поэтому мы проводим конкурсы и другие мероприятия, и по благословлению Святейшего Патриарха в начале ноября совместно с полпредом Президента РФ в ПФО и правительством Нижегородской области, города Нижнего Новгорода будем проводить большой окружной форум, посвященный нравственному подвигу учителя. Это сегодня востребовано и нужно, так как в последние десятилетия мы как бы бросили учителей, их труд стал малооплачиваем. Настало время всем вместе отдать должное нашим дорогим учителям, сказать, что их труд нам необходим, и низкий поклон им за подвижническое служение.
— Владыка, все понимают, что детские игровые площадки необходимы, но некоторые люди скептически относятся к тому, что площадки строятся на территории храмов. Чем вызвано такое соседство, и будет ли в дальнейшем развиваться это направление?
— Когда Святейший Патриарх два года назад поднял вопрос о демографической проблеме, мы увидели, что сфера жизни людей во многих областях искалечена и нарушена. Можно просто констатировать факты, рассуждать по этому поводу или обличать, но главное — поставить перед собой вопрос: а что реально можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Нижегородская епархия наметила ряд мероприятий, чтобы не только словом, но и делом содействовать решению этой проблемы. Прежде всего, мы открыли дома для детей, опекаемых женскими монастырями, и это направление сейчас развивается.
Открываем православные детские сады, гимназии, занимаемся подготовкой кадров: воспитателей, учителей, директоров школ.
Строительство детских площадок — тоже одно из направлений этой большой работы. Сегодня мы уже получаем письма от родителей, что площадки при храме положительно влияют на детскую душу. Никто не приходит сюда с сигаретой, с бутылкой пива, не сквернословит, площадки не заняты молодыми или другими людьми, при которых детям как-то неудобно играть.
Мы этому рады и будем продолжать свое начинание, пока в нем имеется большая нужда.
К тому же, если дети играют при храме, видят купола, слышат малиновый звон колоколов, у них с детства зарождается любовь к Родине. Нам нужны будущие поколения, которые любят свою землю, душу положат за свое Отечество. Поэтому даже такое делание, как детские площадки, тоже, надеюсь, внесет свой вклад в воспитание патриотизма и верности своему народу.
— Говоря о духовном возрождении, воспитании патриотизма, нельзя забывать и об экономической стабильности, финансовом укреплении каждой отдельной семьи. Есть ли у нижегородцев особые молитвенники, к которым следует прибегать в деловых начинаниях?
— Каждый подвижник благочестия играет знаковую роль в свое время. Но я бы хотел начать с личности человека, который жил несколько столетий назад, и для Поволжья, несомненно, являлся святым номер один — это преподобный богоносный отец наш Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец. Этот человек, уже много столетий причисленный к лику святых, является для нижегородцев и всего Поволжья той духовной путеводной звездой, которая помогает им идти по жизненному пути. А Нижний Новгород занимает особое положение, так как преподобный Макарий в нем жил и родился близ храма Святых Жен-Мироносиц. Свой монашеский путь он начал в Свято-Вознесенской Печерской древней славной обители. Потом основал на реке Волге Свято-Троицкий монастырь, где многие годы проходили знаменитые Макарьевские ярмарки, куда приезжали купцы из многих стран мира, и это имело в материальном плане непреходящее значение для всей Русской земли.
Поэтому преподобный Макарий в веках освящает нашу экономическую деятельность, является покровителем купцов, всех торговых и деловых людей, и это тоже немаловажно, так как через экономические вопросы развивается жизнь. Он всегда был очень почитаем в Поволжье, и сегодня, приезжая в древние храмы, во многих местах мы находим приделы в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского.
Сегодня настало время собирать камни и сеять семена, и на кого нам опираться, как не на преподобного и богоносного отца нашего Макария, ведь многие люди и Слова Божия не слышали, и совершенно разрушены духовные устои, и своими обычными, немощными человеческими силами мы можем сделать очень мало, а зачастую и ничего.
Поэтому мы имеем упование на помощь Божию, на предстательство наших святых, мы имеем попечение и заботу преподобного Макария и в этом деле видим явный промысл Божий, поскольку совершенно неожиданно для нас через многие столетия преподобный Макарий возвратился в свою древнюю обитель честными мощами, своей честной главой.
Его святые мощи почивали в Унженском монастыре Костромской епархии, но в 20-е годы подверглись поруганию и были перенесены в музей. Впоследствии честная глава оказалась у одних добрых людей, которые решили передать ее в Нижегородскую епархию. В течение полутора лет мы проводили исследования, которые подтвердили, что это святые останки преподобного Макария. Это еще один знак промыслительной десницы Божией, а для нас великая радость и счастье, которое мы принимаем с трепетом в сердце, благоговением и молитвой.
Интервью архиепископа Георгия для радио «Образ»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.