Архиепископ Георгий: «Мы должны любить свой город и обустраивать его»

13:08, 20 марта 2011

15 марта на пресс-конференции по итогам года, состоявшейся в информационном агентстве «Интерфакс-Поволжье», архиепископ Георгий ответил на многочисленные вопросы представителей СМИ. Журналистов интересовали различные события в жизни Нижегородской епархии, а также мнение правящего архиерея по тем или иным вопросам. Мы предлагаем нашим читателям ответы владыки Георгия на некоторые из них.

—Владыка, многие наши улицы назывались в прошлом в честь храмов, которые на них стоят. Городская общественность неоднократно ставила перед администрацией города проблему возвращения этих исторических названий. Не планирует ли Нижегородская епархия занять более активную позицию в этом вопросе?
—Я согласен, несомненно, нужно возвращать исторические названия, но проблема гораздо глубже. Меня очень беспокоит тот факт, что меняется, и не в лучшую сторону, исторический облик нашего города. Рушатся старые деревянные дома, но ведь это наша история. Такие дома сносились и в районе Нижегородского кремля, и на Сенной площади, а вместо красивых деревянных зданий возводятся бетонные со стеклом. Конечно, город должен развиваться, но не нужно все втаскивать в историческую зону. Смотрите, как надолго скрылась от наших взоров Нижне-Волжская набережная. Мы устали от этого вида, хочется посмотреть на реку, но мы будем видеть там только рестораны, стекло и бетон? И все это делаем мы с вами, жители города, не инопланетяне. Значит, у нас очень малый градус единомыслия, золотой телец нам дороже нашей родины, благоприятной среды обитания. Но нам в этом городе жить, и за нас эту работу никто не сделает. Если хотите, руководителям города надо брать пример с Нижегородской епархии. Мы украшаем город храмами, скверами, делаем созидательные проекты. Но грех господствует в жизни людей, искажает их облик, и плоды этого искажения— в архитектуре. Ведь нередко строится современная многоэтажка, а улицы вокруг нее не расширяются, значит, завтра на них будет огромное количество пробок. Но мне не хотелось бы вторгаться в ту сферу, за которую несут ответственность руководители города.

Что касается возвращения исторических названий, главное, чтобы этот процесс происходил в единомыслии. Мы и так очень долго шли по пути разделений и противостояний, мы настолько расшатали свое общество, что дальше некуда. Нам нужно сделать так, чтобы среда нашего обитания улучшилась, причем в комплексе. А у нас реализуются отдельные проекты, но ситуация в целом не улучшается. Если будет официальное обращение к правящему архиерею различных общественных организаций, то мы готовы подключиться к решению вопроса о возвращении исторических названий. Но диалог с властью нужно вести не в революционном духе, а в форме дискуссий, обсуждений.

Мы должны любить свой город и обустраивать его. Нижегородская епархия, к примеру, сегодня активно занимается вопросами благоустройства. В частности, мы хотим создать рядом с Печерским монастырем православный парк с неагрессивной средой обитания. Ведь на наших набережных, вообще в местах отдыха, пьют пиво, бросают бутылки, они загажены разбитым стеклом, фактически превратились в помойки. И эта проблема касается не только администрации города, но и всех его жителей. Я бы призвал журналистов почаще ставить эти вопросы в своих материалах. Нам всем хочется дать задание губернатору, мэру, главе района, а сами мы пытаемся остаться в стороне. Но в наших подъездах разбиты лампочки, искорежены лифты, и это делаем мы с вами, наши дети, внуки, наши соседи. И в решении этой проблемы духовно-нравственное воспитание имеет наипервейшее значение, не физика и математика, а совесть и любовь. У нас прекрасные вузы— университет имени Лобачевского, архитектурно-строительный университет, а где у нас отличные проспекты, прекрасные скверы? Разве у нас нет архитекторов, строителей, разве мало людей с высшим образованием?

—Владыка, где будет находиться православный парк и кто будет следить за средой обитания в нем? Кто будет мешать людям бросать на его территории мусор?
—Это территория вокруг Печерского монастыря, которую мы постараемся привести в порядок. За предыдущий год мы вывезли оттуда более 700 машин мусора, там была фактически мусорная свалка. У нас есть опыт в этом деле: мы приводим в порядок территорию храмов, монастырей, но с парком имеем дело впервые. Если у нас хватит возможностей: финансовых, кадровых, организационных, мы откроем там небольшой зоопарк, вообще сделаем для детей и родителей место отдыха с красивыми дорожками, деревьями, архитектурой малых форм, лавочками, фонарями, фонтаном, чтобы люди могли попить там чаю, послушать духовой оркестр. Нужно, чтобы таких парков было много в городе. Дай Бог, чтобы эти планы совпали с возможностями. Кроме того, в этом районе есть источники преподобного Иоасафа Печерского, которые сегодня находятся в очень плохом состоянии. Их тоже, как и всю зону, нужно приводить в порядок.

Когда я стал заниматься этим вопросом, с удивлением обнаружил, как много там мусора. Весь Волжский откос не убирается, он просто брошен, десятилетиями им никто не занимался. Мы очень активно взялись за ту территорию, которую нам сегодня отвели. О стоимости этих работ говорить пока рано, поскольку вопрос в стадии решения. В связи со всем ранее сказанным хочу заявить, что мы должны мыслить не пятилетками, а столетиями, думать, как наш город будет выглядеть после нас, как бы мы его хотели украсить. Чтобы не ездить за границу, восхищаясь там английскими парками, итальянской архитектурой… У города есть свое лицо, очень красивое, со своей архитектурой, своим местоположением, уникальным ландшафтом, великими реками.

Вот пример неправильного подхода к делу. Проплывите по Оке и вы увидите, что она вся в бетоне, трубах и заводах. А во всем мире по берегам рек люди создают жилье или места отдыха. Такая же ситуация и по берегам Волги. Это должен быть концептуальный, принципиальный подход, который требует ума и сердца, таланта профессионала и совести, любви к своему месту обитания.

—Какие сроки вы устанавливаете для создания этого парка?
—Нам его передали год назад, и мы сейчас решаем этот вопрос. Меня беспокоило изначально, что рядом с монастырем собирались строить стадион. То есть никто не учитывал существование древней обители, не думал, как будут сочетаться стадион и монастырь. Как будто Печерский монастырь — это не святыня, а лишь объект культурного наследия. Ведь чтобы монахи жили, нужны определенные условия — уединение, богомыслие, молитва. У нас что, мало земли?

—Владыка, в нынешнем году исполнится 305 лет со дня основания Саровской пустыни. Как обстоят дела с освобождением колокольни монастыря от телевизионной антенны и закрытием городской дороги на территории обители?
—Дорога должна быть закрыта в ближайшей перспективе. С территории монастыря постепенно выезжают учреждения, занимавшие монастырские здания. Этот процесс идет поступательно, по плану. Строительство телевышки в Сарове должно завершиться в 2012–2013 годах, сегодня ведутся активные работы, на которые выделены государственные деньги. Мы на рабочих совещаниях обсуждаем эти вопросы.

—Заложен ли храм на территории Богородичной Канавки?
—Нет. Пока ведутся проектные и изыскательские работы. Главный принцип строительства этого храма мы определили следующим образом. Дивеево является Четвертым уделом Матери Божией. У нас также есть Третий ее удел — Киево-Печерская Лавра. В древности мастерам, которые ее строили, явилась Сама Царица Небесная и повелела им построить храм, дав им Свой пояс и сказав: «Постройте мне храм тридцать поясов в длину, двадцать в ширину и пятьдесят в высоту». Длина пояса— 1 метр 20 сантиметров. Таким образом был построен Успенский собор в Киево-Печерской Лавре. Сейчас, правда, у него другой облик, поскольку он перестраивался. Так вот, мы взяли за основу храма эту меру— пояс Богородицы. Храм будет 30 метров в длину, 20 метров в ширину и 50 метров в высоту. Сейчас мы изучаем ситуацию с грунтами, решаем конструкторские вопросы. А вообще, у нас есть шесть вариантов облика храма, и мы их обсуждаем.

—Будет ли закладка этого храма приурочена к какому-то событию?
—Мы относимся к нашим святыням трепетно и с благоговением, и здесь нужно поспешать медленно. Не надо это дело откладывать на необозримое будущее, но и назначать жесткие сроки я не хочу, потому что это уникальный архитектурный ансамбль, очень красивый, со своей историей, одно из святых мест Русской земли, святого православия.

—Владыка, а когда будет завершено строительство Казанского храма на Скобе?
—Надеюсь, что в этом году мы завершим все наружные работы и будем думать о внутреннем убранстве. Одна из проблем там была связана с подведением сетей. Очень сложно это сделать в центре города.

Записала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.