Вопрос преподавания в светских школах духовно-нравственных дисциплин, поднятый в середине лета 2009 года на государственный уровень, продолжает оставаться в центре активного обсуждения общественности. Введение православно ориентированных предметов в школах ряда российских регионов стало итогом многолетней подготовительной работы Церкви, настойчивого стремления верующих людей быть услышанными законодателями.
Однако точки над „i“ не расставлены, и бой за души будущих поколений продолжается. О своей позиции в этом вопросе глава Нижегородской епархии архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал в интервью радио „Образ“.
— В июле этого года президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в российских школах предметов по основам религий, пока в рамках эксперимента. Насколько востребовано преподавание православных дисциплин в Нижегородской епархии и какие шаги предпринимались в этом направлении?
— Необходимость введения таких дисциплин мы почувствовали очень давно, и с каждым годом потребность в учебных заведениях, дающих такие знания, возрастает. Сегодня у нас 10 православных гимназий, в которых учится 820 детей. Вместе с министерством образования Нижегородской области, руководителями районов мы работаем над тем, чтобы их количество увеличивалось, и все-таки охватить всех желающих поступить в такие учебные заведения мы не в состоянии, поэтому туда принимают на конкурсной основе.
В православные гимназии детей принимают не только из воцерковленных семей, главное условие — желание родителей дать ребенку начатки благочестия. Думаю, их, прежде всего, привлекает неагрессивная среда, доброжелательность педагогов, благодаря чему ребенок становится более уравновешенным, самостоятельным.
Но если говорить об общеобразовательной школе, мы не ведем речь о введении религиозных дисциплин. Просто дети должны знать свою историю, литературу, культуру не в усеченном виде, какими они преподавались в советской школе. Как, например, можно понять подвиг Кузьмы Минина без духовно-нравственной составляющей? Что его побудило заниматься спасением Родины? Мы сегодня не хотим защищать свой поселок, своих детей, а это надо было бросить все дела, отдать все свое имущество, не будучи уверенным, победишь ты или нет. Для этого необходима огромная решимость, а ее можно обрести только в вере. Или как ребенок может понять, что для русского народа значит такая святыня, как Владимирская икона Божией Матери? Без изучения Акафиста это невозможно. В одном Акафисте описана вся история почитания народом этой величайшей святыни. То есть если мы будем изучать русскую культуру, не затрагивая такие глубинные моменты, у ребенка не сложится цельной картины мира, он не поймет, что происходило.
Я это осознал на собственном опыте, когда стал изучать настоящую русскую историю в семинарии. В школе у меня было двойственное отношение к этому предмету: я и любил, и не любил историю. Когда православие идеологически вырезано из жизни государства Российского, ребенок душой чувствует фальшь. Эту ситуацию нужно менять. Поэтому в Нижегородской епархии был создан отдел образования.
В 2003 году мы подписали договор с областным управлением образования, который положил начало нашему сотрудничеству, впоследствии он был расширен и дополнен, и в настоящее время это сотрудничество продолжает развиваться.
Так что Нижегородская епархия задолго до вышеупомянутого решения президента начала подготовку к будущим изменениям в образовательном процессе.
Важное место в этом многотрудном деле занимает Институт развития образования при министерстве образования Нижегородской области. Совместно с ним к текущему году по основам нравственного воспитания было переподготовлено 1700 учителей, из них 500 педагогов — по основам православной культуры.
Наша совместная работа с образовательными структурами, педагогами, общие паломнические поездки, проведение и присутствие на Рождественских чтениях, в том числе и в Москве, уже приносит свои добрые плоды.
Надеюсь, и впредь мы вместе будем продвигаться вперед, поскольку образовательный процесс в особенности не терпит революционных изменений — только эволюционные.
— Владыка, одним из моментов, тормозящих православное просвещение в школе, является противоречие между наукой и религией. Как вы относитесь к этой теме?
— Для человека начала XX века эта тема отпала сама собой. И только в Советском Союзе, где господствовал „научный“ атеизм, к борьбе с религией пытались подключить какие-то научные утверждения.
Наука и религия — две совершенно разные области. Наука изучает материальный мир, религия занимается вопросами духовными. Когда с помощью Библии пытаются объяснять явления материального мира, случаются трагедии, как это было в истории католической церкви. Точно такая же величайшая ошибка, когда научный подход применяют к объяснению духовных явлений.
Наука сама по себе не является истиной в последней инстанции. Последующие научные изыскания нередко опровергают прежние утверждения. В древности, например, считали, что Земля стоит на трех китах, и людей это устраивало. Затем пришли к мысли, что Земля круглая и является центром мироздания. Прошли века, накопились знания и люди поняли, что центр вселенной вовсе не Земля, а Солнце. В XX веке научные представления вновь углубились. Но между „тремя и китами“ и эйнштейновой теорией относительности огромная дистанция, и кто гарантирует, что сегодняшние фундаментальные постулаты завтра не будут опровергнуты новыми открытиями?
Но это не значит, что нельзя доверять науке — такое отношение ведет к невежеству. Миру известны многие выдающиеся ученые, которые были глубоко верующими людьми. Я лично знал ныне покойного академика Рошинбаха — он пришел к вере уже в солидном возрасте. Как-то на конференции в Академии наук он сказал: „Я долго думал, откуда у людей появляется вера, ведь мы столько сил приложили, чтобы ее искоренить. Теперь я понимаю, что вера есть данность. Мы рождаемся с верой. Как любим мы не за что-то, а вопреки чему-то, так и вера живет в человеке вопреки многим явлениям“.
Блаженный Августин, святой IV века, говорил: „Ты, Господи, создал нас со стремлением к Себе. И беспокойно мое сердце, доколе не успокоится в Тебе“. Другое дело, что это желание нередко заглушается, вытравляется.
В Нижнем Новгороде есть Спасский храм на Полтавке, где до революции служил священник Сергий Богоявленский. Три его сына, верующие люди, стали знаменитыми учеными, один из них — известный физик-ядерщик, другой — лингвист. Вера нисколько не мешала им делать открытия и приносить пользу стране.
Беседовала Злата Медушевская
Версия для печати Людмилы Крапивиной
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.