Архиепископ Георгий: «Самоуправство мирян ведет к развалу церковной жизни»

20:04, 27 марта 2008

Добрый день, дорогие братья и сестры! Уже несколько лет, как я посещаю города и веси Нижегородской области и всегда поддерживаю традицию встречаться со своей паствой, с людьми. Я думаю, на этих встречах мы должны поговорить с вами обо всех сторонах церковной епархиальной жизни. Ответы архипастыря на ваши вопросы, надеюсь, помогут вам утвердиться в вере и благочестии. И да не смущаются ваши сердца, а имеют твердую веру, надежду и упование, которые преобразуются в любовь христианскую.

Мы видим как восстанавливаются разрушенные храмы и святые обители, словно по милости Божией залечиваются раны. Но более, чем храмы, разрушены души людей. Раны душ кровоточат, и нам надо так выстраивать нашу церковную и духовную жизнь, чтобы врачевать их, чтобы наши души имели силы идти навстречу Богу. И один из нынешних грехов нашего времени — это отношение к семье. Сегодня институт семьи очень сильно подорван. Есть и наша вина в том, что мы своих детей и внуков не воспитали в благочестии, а пытаемся вину переложить на них. И как бы мы с вами не говорили, что виноваты телевидение, радио, реклама, газеты, СМИ имеют минимальное влияние, если родители, бабушки и дедушки настойчиво занимаются воспитанием своих детей и внуков.

Почему как грибы растут детские дома, матери сейчас сами оставляют своих детей? Этот грех сиротства тоже лежит на всех нас. Русская земля такого нечестия не знала тысячу лет. При живых родителях дети сотнями тысяч остаются сиротами. Сирот у нас было много в разные времена, но это были времена войны, голода, мора, плена. А сейчас этого нет. Почему дети бегут из родительского дома, почему в стране около миллиона беспризорных детей при живых родителях? Нашим современникам внушают, что иметь детей много — это дикость, что в наш век науки человек наконец-то может планировать семью по своей воле. Лживая пропаганда вопреки истине, подтверждаемой объективными научными исследованиями, приучает людей к мысли, что плод во чреве матери — это еще не человек, а аборт — это не убийство. В наш „гуманный“ век настаивают на праве женщины убивать свое дитя. Этот грех поистине вопиет к Богу и делает несчастным современное человечество.

Только помраченный безбожием человек может думать, что без веры в Бога можно быть по-настоящему счастливым. Такое гордое обольщение и самообман и не могут иметь других последствий, кроме тех, которые у нас у всех на глазах. Громадное большинство браков, заключенных без веры и благословения Божия, кончаются разводами. Дети, воспитанные в неверии, чаще всего становятся аморальными людьми. Народ, отвергающий жизнь по заповедям Божиим, вымирает тем быстрее, чем больше грешит. Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему всю свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод — редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад радоваться каждому ребенку как дару Божьему, залогу любви и семейного счастья. Если мы сами будем к этому стремиться, и предъявлять претензии не к кому-то, а только к себе, то мы очень быстро возродимся, потому что изначально наш народ святой. Только нужно иметь решимость, о которой говорил преподобный Серафим. Когда ему задавали вопрос: почему так мало спасающихся, он говорил, что нету решимости. Так и мы часто по жизни: два шага сделаем вперед, шаг назад. Потом шаг вперед — два шага назад. Проходит 10, 20, 30 лет, а мы все топчемся на месте. Поэтому нужно учиться жизни благочестивой, по заповедям Божиим, учиться молитве, покаянию, честности.

Сегодня Великий пост, и мы говорим о посте, о поклонах, о строгости поста. А что предлагает Церковь в самом начале пути? Вот молитва преподобного Ефрема Сирина, вдумайтесь в эти страсти и добродетели, о которых говорит святой отец. „Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!“ Сколько людей проводит жизнь в праздности! Они променивают рождение детей на кабак, на танцы, на увеселения, зрелища. Уныние посещает человека тогда, когда у него нет надежды на Бога. И вот в нынешнее время как велик грех уныния! Боимся новых паспортов, карточек. И настолько, бывает, унываем, что и солнце нам не светит, и вода не течет, и ветер не дует. И храма у нас нет, и богослужения нет, и книг у нас святых нет. И пастырей у нас нет, и архипастырей, и патриарха.

Иерархия в лице епископа призвана хранить чистоту веры, святость. И вот при всех наших жизненных неустройствах должна быть вера и упование на волю Божию и на Промысел Божий. Бывает, что Господь испытывает нас, бросает в горнило скорбей и притеснений. Празднословие. Сколько времени мы проводим в бесполезных разговорах! На работе, на улице, на кухне. И самое страшное то, что мы больше осуждаем, чем рассуждаем. Дальше церковь говорит: „дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему“. Бог терпел и нам велел. Здесь говорится о любви христианской, которая долго терпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине. И дальше преподобный Ефрем Сирин говорит: „Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь“. Видеть свои грехи и не осуждать брата. Человек может и поститься, и молиться, и будет топтаться на месте. „Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать“. Смирение — это величайшее оружие против диавола. Смирение противоположно гордыне. Если Господь проявил величайшее смирение и пришел на землю в уничижении, взошел на Голгофу, нам ли, христианам, не последовать этому?

Не лишним будет напомнить, что одна из причини нестроений и расколов это то, что отдельные христиане почитают себя непревзойденными знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания, носителями некого особого дара, превышающего Таинство священства. Эти люди не понимают опасности, которая возникает, когда личному частному мнению придается характер общецерковной позиции. К сожалению, сегодня существует множество книг, в которых под видом подлинно христианского учения преподаются ложные знания и сведения. Им ни в коем случае нельзя доверять, к выбору круга чтения надо подходить внимательно, предварительно посоветовавшись с духовником или опытным священником.

Сегодня вместе с возрождением храмов, происходит возрождение и духовных образовательных и научных центров: училищ, семинарий и академий. В их стенах глубоко изучаются богословские, литургические и исторические вопросы, исследуется содержание и развитие ересей, вырабатывается подлинно церковное мнение относительно происходящего в сегодняшнем мире и пророчеств. То есть Церковь сознательно готовит специалистов в вопросах веры.

Но что получается? Даже авторитет епископа, призванного стоять на страже чистоты веры, оказывается недостаточным для некоторых не по разуму ревнивых верующих. Некоторые миряне находят икону „Возрождающая Русь“ и начинают по собственному почину, без благословения епископа крестные ходы. Я говорю им: „Подождите, это неправильно!“, но они не слушают.

Также пример в вопросе о причислении к лику святых. Нередко люди без заключения специальной комиссии, без разрешения правящего архиерея начинают писать акафисты и иконы самочинно ими избранным, так называемым святым. Самоуправство мирян не ведет ни к чему, кроме беспорядка и развала церковной жизни.

Главное, что требуется от верующих, это терпение и послушание. Глубина церковной жизни не допускает к ней мирского подхода, поэтому и важно доверять и покоряться пастырям.

Очень много в современном мире и лжи. Вот пример: один священник мне рассказал, что в народе сегодня бытует слух, что в антиминс вместо мощей продавшиеся дьяволу иереи зашивают микрочип. Как такое может умещаться в сознании людей? Почему мы в начале с любопытством, а потом и с верой ловим сплетни, попадаемся в сети клеветы? Мы должны иметь в себе критерии правды, а для этого нужно слушать сердце.

— Когда в школах нашего города начнут преподавать „Основы православной культуры?“

— Мне кажется, что этот вопрос нужно вернуть вам и вообще всем верующим мирянам. Необходимы письма и делегации мирян в администрацию, чтобы, когда Церковь обращалась к государственным властям, было чем засвидетельствовать желание людей ввести в школы этот предмет. Все в итоге здесь зависит от мнения общества.

— Вот уже несколько лет после литургии прихожане нашего храма совершают крестный ход за возрождение храма и существующей при нем богадельни. Но ситуация практически не меняется!

— Мне известно об этой проблеме, мы занимаемся ее решением, тем более, что часть этого храма отдана под клуб. Такая же ситуация существует и в других храмах нашей епархии — в Ветлуге, Балахне, Богородске. У нас идет большая брань, молитесь, чтобы Господь дал нам силы.

— Как следует верующему человеку относится к телевидению?

— Телевизор, радио, Интернет можно удалить из своего дома. Но надо иметь понятие, что это лишь проводники зла в наши души и не более. Христианину не обязательно бежать в пустыню, чтобы спастись. Совершать дело своего спасения можно и среди людей, надо только сохранять в себе нравственные законы и следовать им. И, конечно, во время постов следует ограничивать просмотр телевидения.

— Мне бы хотелось спросить, что Вы чувствуете, когда бываете в Палестине, в городе Бари, в других святых местах?

— Говорить об этом сложно, и, наверное, вслух не нужно. Но, конечно, пребывание в этих местах углубляет понимание веры, я даже Евангелие глубже стал понимать. Запустение, например, иерусалимских святынь приводит меня к мыслям о непрекращающейся брани между добром и злом в человеческих сердцах. Мы сами свои святыни подвергаем поруганию, даже если добрая рука начала заниматься — сразу клевету. Ну почему мы такие злые, с таким духом ненависти? Это мы с вами, некого больше винить. В мире дьявол с борется с Богом, а поле борьбы — сердца людей. Как только человек начинает заниматься добрым делом, дьявол возбуждает массу людей против него.

— Можно ли организовать общую молитву всех россиян о спасении Отечества, в один день, в одно время, ведь молитва — большая сила? В других странах есть примеры такой практики.

— Это было бы замечательно, но для этого нужна искренность молящихся. Нельзя загнать всех россиян в храмы, и верующих, и не верующих, и заставить молиться. Не принуждением, а воспитанием поколений должна заниматься Церковь. Совершайте паломничества, покупайте литературу, читайте ее, посещайте храмы. Надо работать с детьми. А для этого надо самим быть образованным, ведь одна из наших проблем, что мы сами часто духовно необразованны. Поэтому нужно покупать православные фильмы, аудиокассеты, книги, радио православное слушать и тренироваться самим.

— Проводятся ли библейские чтения в Нижнем Новгороде епархией? Если да, то где?

— При сормовском Спасо-Преображенском соборе у нас открыт такой богословский лекторий для взрослых. К сожалению, там не так много людей. Если есть потребность, пожалуйста, приходите, там преподаватели семинарии читают лекции.

Записал Григорий Валкин