Архиепископ Георгий: «Церковь призывает к миру и согласию».

15:19, 11 июля 2008

С 24 по 29 июня 2008 года в Москве прошел Архиерейский Cобор Русской Православной Церкви. В работе Собора принял участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. По возвращении из Москвы Владыка ответил на вопросы радиослушателей в прямом эфире радио «Образ«

— Ваше Высокопреосвященство, что такое Архиерейский Собор, как часто он собирается, какую силу имеют его решения?

— Собор — это, прежде всего, собрание архиереев. Мы собираемся раз в 4 года, по Уставу Православной Церкви. На Соборе мы обсуждаем, как выполнены решения предыдущего Собора, обсуждаем проблемы и намечаем планы наших дел на будущее. Чтобы понять, что такое Собор в жизни Церкви, лучше всего обратиться к Священному Писанию. „Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“ (Мф. 18, 20),— говорит Господь. Собор — высший уровень управления Церковью. Есть Архиерейский и Поместный Соборы. По самым глобальным вопросам собирается Вселенский Собор; таковых в церковной истории насчитывается семь. На Соборе, как правило, обсуждается церковная жизнь во всех ее аспектах, обсуждаются проблемы и намечаются планы их решения.

— Владыка, в Соборе впервые приняли участие иерархи Русской Православной Церкви Заграницей. Какие важные решения обсуждались и принимались общими усилиями?

— Главная тема Собора, которая звучала в выступлении Святейшего Патриарха, это тема единства Церкви, неразрывно связанная с 1020-летием Крещения Руси. Сегодня Русская Православная Церковь имеет свою паству в 15 странах мира. У нас около 30 тысяч храмов. РПЦ имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных. 29141 приход, в которых несут послушание 30544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви — 769. Из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ — 11051. Количество молодежных центров — 463 и т. д. Мы видим, как активно развивается церковная жизнь в нашем обществе. Но все равно нам этого во многом не хватает, и с ростом количества нередко у нас появляются те проблемы, которых мы раньше не знали. В частности, большую озабоченность Архиерейского Собора вызвали события на Украине, где политическая власть для достижения тех или иных целей разыгрывает «церковную карту». Церковную жизнь нельзя использовать в столкновениях и политических противостояниях.

Святейший Патриарх предложил более широко проводить празднования в честь равноапостольного князя Владимира, крестителя Святой Руси. Это наш общий святой. Чтобы день памяти этого святого отмечался не только в церковной жизни, но и на государственном уровне. В связи с этим, Киево-Печерской Лавре было предложено открыть в Москве свое подворье, а в Киеве открыть Патриаршее подворье. Таким образом, если политические силы растаскивают наши народы, то как церковный организм мы должны быть и будем ближе. У нас единая культура, единая традиция, единая вера.

— На Соборе принят документ о единстве Церкви, в чем его значение?

— Прежде всего, мы с вами отмечаем великую радость того, что РПЦЗ воссоединилась с РПЦ. С воссоединением фактически закончилась гражданская война. РПЦ показала всему миру, что нужно соединяться, находить точки соприкосновения.

Сегодня проблемы с нарушением единства возникают в Молдове: там Румынский Патриархат открывает параллельные приходы, что негативно сказывается на православной жизни в этой стране. Проблемы есть в Эстонии. Там Константинополь организовывает параллельные приходы, создавая так называемую эстонскую апостольскую православную церковь. Наблюдается большое политическое влияние, чтобы отторгнуть нашу паству от Русской Церкви. И это вызывает большую озабоченность.

— Какие решения были приняты по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами?

— Отмечена позитивная работа с военнослужащими, создание храмов, молитвенных комнат в полевых условиях. Признана необходимость на более глубоком, серьезном уровне создавать институт военного духовенства.

— На Соборе принят документ о правах человека. В чем отличие христианского понимания этих прав от современного общепринятого?

— Прежде всего, это касается нарушения тех самых наших христианских традиций, нравственных устоев, когда человеку позволяется в современном мире вести распутную жизнь. Это признается нормой жизни. Почему в России в мирное время при живых родителях 100000 сирот? Почему сплошь и рядом рушатся семьи? Это итог. Понятие свободы, которое стало переходить в произвол. Апостол Павел говорит: „К свободе призваны вы, братья, так пусть свобода ваша не будет поводом к угождению плоти“. Права человека должны носить нравственный, духовный характер, не поддаваться духу обмирщения, и чтоб в нашей жизни не правили бал человеческие страсти.

— Есть ли новые канонизации святых на прошедшем Соборе?

— В частности, Собором утверждено решение Священного Синода о причислении к лику святых архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого), игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских. Также представлен к общецерковному почитанию архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), прославленный Русской Зарубежной Церковью. Владыка Ювеналий сообщил, что на Соборе 2000 года в сонме новомучеников было прославлено поименно 1097 человек. На сегодняшний день поименно прославлено 1765 человек новомучеников и исповедников.

Большая работа ведется и в Ни­жегородской комиссии по канонизации. В ближайшее время к прославлению в лике святых готовятся 4 человека, а всего комиссия рассматривает дела 26 новомучеников и исповедников нашей Нижегородской епархии, имена которых мы назовем в свое время.

— Владыка, для кого сформирован церковный суд? Может ли это действительно помочь в управлении епархией?

— Вы знаете, что на Архиерейском Соборе 2004 года было принято решение о создании церковных судов в рамках епархиальной жизни. Такой суд создан и в нашей Нижегородской епархии, и я хочу со своей стороны отметить, что он очень много помогает в решении тех или иных внутренних церковных вопросов. Церковный суд сегодня касается больше священнослужителей и монашествующих. Возникают трудные вопросы, которые нельзя решать сиюминутно, они требуют исследования дела, опроса свидетелей, общения. Сегодня, спустя 4 года, когда мы увидели, что это реально работает, было принято решение на общецерковном уровне об организации церковного суда. Прежде всего он призван к врачеванию духовного организма Церкви.

— Многие СМИ ключевой фигурой Собора назвали епископа Диомида. Некоторые воспринимают его как мученика. Как бы вы объяснили людям, за что его лишили сана?

— Прежде всего за попытки учинить раскол в Русской Православной Церкви. В своих обращениях он не пожелал ни встретиться со Святейшим Патриархом, ни приехать на Священный Синод. Он был призван на Архиерейский Собор — и не прибыл. Зато активно использовал СМИ для выяснения вопросов и сомнений. В церковной жизни есть много таких вопросов — проблемных, неразрешенных. Мы встречаемся, обсуждаем их, для этого и существует Архиерейский Собор. Слушается одна сторона, другая, мы находим общее понимание. А здесь этого не было сделано. И отцы Собора увидели в этом раскол.

За многими фактами у бывшего епископа стоят ложь и обман. Например, зачем Святейший Патриарх служил с католиками в Париже? Выступали многие архиереи, в частности, митрополит Черновицкий Онуфрий говорил о том, что не было служения с католиками в этом храме. Святейший Патриарх совершал свою молитву перед терновым венцом. Это совершенно разные вещи. Поэтому отцы Собора очень жестко высказались.

Сказано, что в мире дьявол борется с Богом, а поле борьбы — сердца человеческие. И наша война, наш брань — не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных. Если вы откроете историю Церкви, историю Вселенских и Поместных Соборов, то увидите, что там всегда шла брань, стояние за веру Христову, за истину, за святость, за чистоту. И нынешнее время — не исключение.

— На второй день участники Собора разошлись по секциям. В какой секции вы принимали участие? Какие темы обсуждались там?

— Я участвовал в секции по духовному образованию и просвещению. Мы выслушали доклады ректора Московской духовной академии архиепископа Евгения, председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви. Слушали доклад ректора Киевской духовной академии. Обсуждали темы подготовки будущих кадров Церкви, те реформы, которые уже 10 лет ведутся в нашем образовании. Почему до сих пор дипломы закончивших семинарию и академию не имеют статуса дипломов государственного образца? Выпускники духовных семинарий и академий со степенью кандидатов богословия с точки зрения государства имеют образование 10 классов! Это противоречит здравому смыслу.

— Какие миссионерские вопросы обсуждались на Соборе?

— Обсуждалась концепция государства, которая была разработана и утверждена на Священном Синоде. Если мы обратимся к миссионерству XIX — начала XX века — оно больше касалось каких-­то северных территорий, где люди еще не знали христианства. Сегодня фактически в каждом городе, месте необходимо вновь трудиться по апостольской проповеди — свидетельству о вере Христовой. И для этого можно употреблять различные формы проповеди в борьбе с грехом. Это касается и воспитания детей дошкольного возраста, и введения в школах «Основ православной культуры». Это касается и посещения тюрем, домов престарелых, больниц и развития наших печатных информационных изданий.

— Владыка, как, согласно решениям Собора, пройдет празднование 1020-летия Крещения Руси?

— Празднование началось уже в дни работы Архиерейского Собора в Успенском соборе Московского Кремля, где сонмом всех архиереев был отслужен благодарственный молебен, где мы приложились к мощам наших первых святителей — Петра, Киприана, Феогноста и других. После этого состоялась торжественная встреча в Государственном Кремлевском дворце. Затем в Храме Христа Спасителя — служение Святейшего Патриарха. На молебен прибыл президент России Дмитрий Медведев. Он вручил Святейшему Патриарху ковчеги с мощами наших святых из музея Московского Кремля.

На Соборе была отмечена позитивная роль Русской Православной Церкви в диалоге и общении Церкви и государства. Я надеюсь, что этот процесс будет развиваться и у нас в Нижегородской области.

Беседу на радио «Образ» вела Ирина АЗАРИНА
Над версией для печати работали Анастасия ШОХИНА и Марина СМИРНОВА

Фото Георгия ЛИКИНА