О том, почему в школах России сегодня не удается повсеместно ввести православный предмет, как Церковь может оградить себя от несправедливых нападок, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал правящий архиерей второй по числу приходов епархии Московского Патриархата архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
— Владыка Георгий, тяжело ли управлять таким большим подразделением Русской Православной Церкви, как Нижегородская епархия?
— Все в жизни познается в сравнении, и Нижегородская епархия действительно является значимой в Русской православной церкви. Действительно, здесь много интересного с точки зрения церковной жизни: и становление православного образования, и возрождение монастырского уклада, и укрепление приходской жизни, и в целом развитие дела просвещения. И хотя этим вопросам приходиться уделять много внимания, это интересно, поэтому я благодарю Бога за то, что Он судил мне пожить в это время и потрудиться на нижегородской земле.
И вообще, что такое тяжесть? Тяжесть — это когда человеку его занятие не нужно, не интересно. Скажем, у женщины родился ребенок. Тяжело ей за ним ухаживать? Тяжесть превращается в радость. Когда тяжесть превращается в горесть, это скорбь, а когда такой многоплановый труд превращается в духовную радость и удовлетворение, это счастье. То есть мне тяжело не в том смысле, что мне плохо, — просто приходится прилагать много трудов. Это многотрудное служение, но интересное и благодатное.
— Реально ли ввести преподавание «Основ православной культуры» в школах области?
— Я думаю, что во всех школах ввести этот предмет пока нереально. Здесь есть много вопросов. Во-первых, пока не готово к этому само министерство образования. Во-вторых, на сегодня нет такого количества специалистов, которые могли бы квалифицировано вести этот предмет. Но тем не менее, если бы у министерства культуры и министерства образования было больше желания и уверенности, то мы могли бы решить эту проблему в кратчайшие сроки. Нам придется много потрудиться и совместно с Департаментом образования Нижегородской области решить этот вопрос.
— Как, с вашей точки зрения, должно осуществляться информационное освещение епархиальной жизни? Какие типы СМИ для этого наиболее эффективны?
— Прежде всего освещаться должны все сферы, все блоки епархиальной жизни, начиная от богослужебной, миссионерской, просветительской и заканчивая экономической. Потому что церковный организм очень живой, многогранный, и когда есть адекватный обмен информацией, тогда ты можешь более эффективно использовать и свой опыт, и свои знания.
Я бы не выделял какие-то определенные типы СМИ. Несомненно, самым мощным и крепким СМИ является телевидение. Оно охватывает максимальную аудиторию, имеет наибольший эффект информационного влияния. Однако есть категории людей, для которых более приемлемы другие СМИ. Для интеллигенции интереснее и познавательнее Интернет, который предоставляет самые оперативные новости из самого широкого круга источников. И несомненно, что в этом секторе информационного поля важно принимать активное участие.
Для более простых людей, там, где недостаточно технических средств или недоступны электронные СМИ, можно использовать и радио. И, несомненно, сохраняют свое значение печатные издания: газеты, журналы, книги, потому что зачастую печатное слово имеет самое глубокое значение. Когда человек смотрит телевизор, он часто получает поверхностное, импульсивное понимание, может быть, достаточное для того, чтобы получить некие начальные знания и опыт. А все остальное больше относится к печатному изданию.
— Нередко церковные структуры становятся объектами несправедливых нападок, провокаций и клеветнических кампаний. Могут ли они себя эффективно защитить?
—Я думаю, что могут. Но хотелось бы отметить, что не всегда приемлемы те приемы, которые используют СМИ. И мне кажется, что здесь одно из важнейших направлений — это не вопрос противостояния, а вопрос просвещения, то есть мы должны занимать более активную позицию в просветительской деятельности, мы должны свидетельствовать о своей вере. И тогда, я думаю, те несправедливые нападки, которые периодически выплескиваются на страницы газет, будут иметь меньший эффект.
— Можно ли отстаивать свои права в суде, имеет ли это смысл?
— Я думаю, что в каждом конкретном случае надо принимать конкретное решение. Но еще раз повторю, что уподобляться тем мирянам, которые сегодня занимаются откровенным сутяжничеством, не всегда приемлемо с точки зрения церковной этики. В каждом конкретном случае нужно принимать конкретное решение. Но я еще раз повторяю: наше противодействие таким явлениям — это наша активная позиция, это свидетельствование и проповедь Слова Божьего в церковной жизни.
— Насколько важен для Нижегородской епархии межрелигиозный диалог?
— Несомненно, важен, поскольку мы заинтересованы в мире и благополучии, спокойствии. И, конечно, обсуждение таких плоскостей социальной и общественной жизни, как наркомания, борьба с развратом, страстью пьянства, несомненно, могут найти общее понимание. Эти проблемы необходимо решать общими усилиями.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.