Финансовый кризис, в той или иной степени охвативший ведущие европейские страны, медленно, но верно достиг России. Все мы понимаем, что это очередное испытание для нас. Как выйти из него достойно, как не предаться отчаянию, когда стало ясно, что кризис повлечет инфляцию, повышение цен, а в некоторых случаях и массовые увольнения. Важно в этой ситуации остаться человеком, но еще важнее — христианином, то есть уповать на Бога, не роптать и не впадать в отчаяние. Если для одних этот кризис грозит лишь умеренностью в аппетитах, то для других — откровенной бедностью. А это, возможно, повлечет еще большее расслоение общества. Уже сейчас, по оценкам Минэкономразвития, доходы 10 процентов самых богатых россиян превышают доходы 10 процентов самых бедных более чем в 15 раз. Впрочем, у этой проблемы — бедности и богатства — есть не только экономический, но и христианский аспект…
Хозяин на своей земле
Уже в первых числах октября нижегородские банки штурмовали вкладчики. На их лицах было написано недоумение. Мир охватила «финансовая» паника, и хоть российское правительство держалось в этой ситуации достойно, прикрываясь как щитом «стабилизационным фондом», рядовые граждане в той или иной степени ощутили на себе болезненные уколы «кризиса». В сознании невольно возникали параллели с девяностыми, генетически привившими гражданам страх за будущее, тотальное недоверие к правительству.
— Некоторые говорят, бедность просветляет, — размышляет программист Олег, человек светский, — нет, это рабство, потому что в это время кто-то другой пользуется тем, что принадлежит вам по праву рождения. А бедного легче унижать, он бесправен, а значит, управляем.
Вообще-то Олег молчалив, но сегодня, от безысходности, его потянуло на философские размышления. Несколько дней назад его уволили из компании. Кризис.
Впрочем, личная беда преломляется в его сознании в общественную несправедливость:
почему в самой богатой стране с точки зрения ресурсов, и интеллектуальных в том числе, существует такая вопиющая бедность? Почему так низок уровень жизни большинства наших людей? Не эта ли диспропорция не раз приводила нашу страну на край пропасти? Не это ли социальное неравенство было использовано для разжигания революционных страстей в начале ХХ века?
— Деньги — средство для решения всех базовых проблем, — рассуждает Олег с прагматичной трезвостью, — имея финансовые средства, ты — хозяин на своей земле, и никто не может оказать на тебя давления.
— То есть деньги помогут тебе стать счастливым? — уточняю я.
— А почему бы и нет? Представь, что каждый из нас станет в месяц на 100 тысяч рублей богаче. Разве мы станем дальше от Бога, чем были до этого? Мы построим новые красивые храмы, купим хорошие машины, оденем своих детей в качественную одежду, поедем на Святые места, чтобы походить по ним и задуматься о своей жизни. И что в этом плохого?
Так думает большинство наших соотечественников.
Правда, разве, став богаче, мы не сможем делать больше добрых дел? Разве быть богатым — грех? Угодна ли Богу наша бедность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к Евангелию, вековой мудрости православия…
Кто войдет в Царствие Небесное
Богатые и бедные — вот одно из ярчайших проявлений социальной, если можно так выразиться, диалектики бытия. В Евангелии показано видение непреодолимой пропасти между ними. В Христовой притче, которую воспроизводит евангелист Лука, Бог не позволяет нищему Лазарю, после земных мучений упокоившемуся в райском лоне Авраама, спуститься на минутку в адскую пропасть и смоченным в воде пальцем прикоснуться к пылающему языку богача, который когда-то и крошки не дал Лазарю со своего стола. В другом эпизоде Евангелия Христос говорит юноше, желающему последовать за Ним: «Иди, продай имение твое и раздай нищим: и будешь иметь сокровище на небесах». И мы знаем, что этот богатый человек отошёл от Христа в великой скорби, потому что был богат, и не хватило у него мужества расстаться со своим имуществом.
Нигде Иисус не осуждает богатства прямо, но, тем не менее, «трудно богатому войти в Царство Небесное» — этот вывод имеет место в Писании, а про бедность не сказано ничего.
Не случайно монахи в монастырях приносят обет нестяжания — отказ от накопления имущества и денег. Не означает ли это, что страсть сребролюбия настолько пагубна, что может стать серьезным препятствием на пути человека в Царствие Небесное?
В то же время православие не отвергает богатство. Напротив, оно исповедует разумное отношение к богатству, позволяющему совершать добрые дела.
Другое дело — безудержное потребление, мотовство, порождающее моду, безнравственные способы накопления. Проблема богача не в том, чтобы не умереть с голоду, а в том, чтобы «не задохнуться от жира». Когда православные проповедники говорят о богачах, они не возмущаются, а жалеют их. Св. Василий Великий говорит, что сетования богача похожи на сетования бедняка. «Что сотворю? Откуда возьму пропитание? Откуда возьму одежду?» — вопрошает нищий. Но и богач мучится в сердце, снедаемый заботою. Его не радует, что у него дом — полная чаша, но «текущее к нему и льющееся через края хранилищ богатство уязвляет душу его опасением, чтобы не перепало чего-нибудь посторонним».
Все зависит от отношения
Можно ли что хорошее сказать о бедности как таковой? Само слово подсказывает, что бедность — беда, несчастье, ущерб, позор и страдание. Однако на Руси всегда сочувствовали бедняку, потому что праведник в нашем понимании — непременно добровольно беден. Не случайно во все века мы так чтили юродивых, терпящих зной и холод, живущих подаянием, сознательно отказывающихся от комфорта. Однако и бедность не является гарантией святости: заповедь «блаженны нищие духом» разумеет под собой отсутствие гордости, а не денег.
Сто лет назад русская интеллигенция подняла на щит преподобного Нила Сорского как «нестяжателя», якобы противостоявшего властолюбию Иосифа Волоцкого. Мол, хороший человек только тот, кто обходится без земных и небесных наград. Но такое нестяжательство агрессивно, оно отрицает замечательное свойство любви: она с блаженством дает, но и принимает со смирением и радостью. Бог создал людей не только для того, чтобы им что-то давать, но и чтобы принимать их в Свои объятья, когда они свободно обращаются к нему, не читая святым лекций о том, что Бог в святых не нуждается.
Безудержное стяжательство — это, безусловно, грех, но считать всякий доход и прибыль исключительно стяжательством — если не грех, то глупость. Единство мира осуществляется через бесконечную вереницу обменов, материальных и духовных, прямых и косвенных.
Получается, что бедность или богатство сами по себе для христианина не порок и не благо. Все зависит от нашего отношения к деньгам (или к их недостатку) и от того, как распорядиться ими в определенной ситуации. И если судьба продолжает бросать нам экономические и социальные испытания — а они были всегда — постараемся пройти эти испытания достойно. Жизнь христианина вся состоит из испытаний. Но есть первая заповедь «Аз есмь Господь Бог твой», на Него и нужно нам уповать, ибо согрешает тот, кто надеется не на Господа Бога, а на богатство, праведное или неправедное.
Анастасия ШОХИНА