Считается, что в Церкви нет большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких Своих избранников. В Дивеевской обители преемственность блаженных стариц не прекращалась вплоть до ее закрытия. Первой из них была Пелагея Ивановна Серебренникова, которую направил в Дивеево преподобный Серафим.
Отречение от мира
У апостола Павла говорится, что в христианском подвиге «несть мужеский пол, ни женский», то есть за святость жизни равно почитаются как мужчины, так и женщины. Но иногда женщины при этом носят мужские имена. Так, блаженная Ксения называла себя в память погибшего супруга Андреем Федоровичем. Блаженную Пелагею Ивановну за святость называли «второй Серафим».
Она родилась в 1809 году в богатой купеческой семье в Арзамасе. В юности Пелагея Ивановна отличалась необыкновенной красотой. Но во все времена красота не была залогом счастья на земле, а, наоборот, служила причиной искушений и для ее обладателей, и для окружающих. Чтобы избегать подобных искушений, а еще чтобы не выходить замуж, Пелагея Ивановна притворялась больной. Однако, несмотря на нарочито разыгранное во время смотрин безумие, пришедший к ней свататься жених не отказался от нее.
Вскоре после вынужденного замужества Пелагея Ивановна побывала у преподобного Серафима в Сарове и имела с ним продолжительную беседу, определившую ее дальнейшую жизнь. Святой старец указал ей путь высочайшего самоотвержения. Он возложил на нее подвиг юродства как необходимый для ее душевного спасения и предрек, что она впоследствии будет жить в Дивееве и заменит там его самого: «Иди, матушка, иди немедля в мою-то обитель, побереги моих сирот‑то. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру».
По возвращении домой Пелагея Ивановна начала юродствовать, полностью отрекшись от мира. Босая, полунагая, голодная бегала она по городу, безумствовала, проводила ночи без сна в молитве перед дверьми храма. От родных терпела побои и истязания, была посажена на цепь, но безропотно переносила тяжкие мучения, продолжая предназначенный ей путь.
Духовные дары
После многих лет страданий родственники наконец отпустили блаженную в Дивеево. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях. Она никогда не просила пищи, а вкушала, когда предложат, и то очень скудно. До старости ходила она «на свою работу»— кидала камни в яму с грязной водой, а затем вытаскивала их обратно.
В самые трудные моменты в истории Дивеевского монастыря, когда после смерти преподобного Серафима там начались разделения и ссоры, Пелагея Ивановна крушила, ломала все на своем пути, кидалась камнями, разбивала стекла. Человеку, не верящему в невидимый духовный мир, это могло показаться проявлением буйного помешательства, на самом же деле блаженная воевала с теми врагами, которых не увидишь обычным человеческим зрением. И ее битвы, после которых оставалась разбитая посуда, поломанная мебель, разорванная одежда, приводили к тому, что все в монастыре умиротворялись. Тех же, кого смущало поведение старицы, вразумлялись. И вразумленные становились ее верными почитателями. Один из них, кого она называла «духовный сыночек», — художник М. Петров— оставил воспоминания о том, как помогала ему старица в жизни. При первой же встрече она исцелила его застарелую болезнь, один раз легонько ударив по больному месту. «Потом она начала рассказывать мне всю мою прошедшую жизнь с такими поразительными подробностями, о которых никто не знал, кроме меня, и даже рассказала содержание того письма, которое я в этот день послал в Петербург»,— вспоминал он.
После окончания смуты в монастыре блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Всех в обители Пелагея Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Круглый год она ходила босиком, не мылась, спала на полу на войлочной подстилке, денег никогда ни от кого не брала, говорила иносказательно, но мудро и имела дар прозорливости.
Эти духовные дары стали привлекать к ней множество людей разного звания и состояния. Утешая и врачуя, наставляя и обличая, блаженная многих направила по пути спасения. «Всякому она говорила лишь то, что Сам Господь укажет, и кому что надо было для душевного спасения: одного ласкает, другого бранит, кому улыбается, от кого отворачивается, с одним плачет, а с другим вздыхает, кого приютит, а кого отгонит, а с иным, хоть весь день просиди, ни полслова не скажет, точно будто и не видит» (из воспоминаний келейницы).
Сестры, начиная с игумении монастыря Марии (Ушаковой), во всем советовались с блаженной, и в обители ничего не делалось без ее благословения. По словам келейницы старицы, «для обители она была матерью: ничего без нее не делалось. В послушание ли кого послать, принять ли кого в обитель или выслать— ничего без ее благословения настоятельница не делала. Что Пелагея Ивановна скажет, то свято, так тому уже и быть. И как, бывало, она скажет, так все и случится».
День блаженной Пелагеи Ивановны описан ее келейницей так: «С раннего утра и до поздней ночи, бывало, нет нам покоя, так совсем замотают: кто о солдатстве, кто о пропаже, кто о женитьбе, кто о горе, кто о смерти, кто о болезни и скота, и людей— всяк со своим горем, со скорбями, со своей сухотой и заботой идет к ней, ни на что без нее не решаясь. Сестры обители, у кого лишь чуть что, все к ней летят. Почтой, бывало, и то все ее же спрашивают. Как есть, нет отбою. И все говорят: как она нам скажет, так все и случится. Сам, значит, уже Бог так людям на пользу жить указал… Старухи и молодые, простые и важные, начальники и не начальники — все у нее были, и все без различия званий».
Прожив сорок семь лет в обители, блаженная мирно почила 12 февраля 1884 года (по н. ст.). Девять дней продолжалось прощание со старицей сестер и тысяч мирян, почитавших ее как свою мать, утешительницу и молитвенницу. При этом тело почившей не являло признаков тления, а лицо сияло духовной красотой. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.
«Не забуди обитель»
Похоронили Пелагею Ивановну у Свято‑Троицкого собора, напротив главного алтаря, на месте, указанном ей самой. Как-то, прогуливаясь у Троицкого собора, она встретила благочинную монахиню Елену Николаевну Анненкову, которой и сказала: «Ты смотри, постарайся меня здесь похоронить».
На могиле блаженной старицы воздвигли памятник с надписями на четырех сторонах: 1) «Пелагея Ивановна Серебренникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия иеромонаха Серафима за святое послушание оставила все счастье земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродства, и приняла гонения, заушения, биения и цепи Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, прожила в монастыре 47 лет и 30 января 1884 года отошла ко Господу 75 лет от роду»; 2) «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Все здесь претерпевшая и все превозмогшая силою любви твоей к Богу, любви Его ради потерпи нашу немощь духовную и крестом подвига твоего заступи нас»; 3) «Свято‑Троицкого Серафимо-Дивеева монастыря Серафимов Серафим, блаженная Пелагея. Пелагея, взяв крест свой ради Бога, на земле жила она вся в Боге и на небе живет вечно с Богом»; 4) «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. На тернистом пути подвига твоего не оставляла ты никого, к тебе прибегающего, не забуди и там, в блаженстве вечной Божией славы, обитель, тобою излюбленную».
31 июля 2004 года блаженная старица Пелагея Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре того же года Архиерейский собор принял решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря. Рака с мощами находится в центре храма, а над нею установлена икона старицы в полный рост. Кроме того, в Никольском приделе храма находится фреска, на которой блаженная изображена на фоне монастырских строений: как тех, что были еще при ее жизни, так и построенных после ее кончины (колокольня, Преображенский собор).
Один из приделов Казанского собора с северной стороны освящен в честь дивеевских блаженных, поэтому день их прославления в храме отмечают как престольный праздник. Также в дни памяти Дивееевских святых у их мощей служатся молебны с акафистами. Есть традиция каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых, прикладываться к их мощам, возносить им молитвы. Тропари и кондаки Дивеевским святым, чьи мощи почивают в монастыре, обязательно присоединяются к дневным тропарям и кондакам, которые поются по входе на Божественной литургии.
Подготовила Людмила Крапивина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.