17 июля Православная Церковь отмечает великое событие в жизни нашего Отечества — прославление Государя императора Николая II и его семьи. Даже самый малый грех, только лишь помысел, допущенный в сердце, отдаляет человека от его Творца, омрачает его душу. Тот же, что тяготеет над Poccиeй — особый, потому что направлен против помазанника Божия. Грех отступничества все более осознается православными людьми. Повсеместно растет почитание святых царственных страстотерпцев. Во множестве пишутся иконы царской семьи. Но, к сожалению, в большинстве — с нарушениями иконописных канонов Православной Церкви.
Иконография нового времени
Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников. Только на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 1154 святых. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа. Те иконы, которые всетаки пишутся сегодня, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.
Существующее ныне „безначалие“ в создании иконописных изводов царской семьи — лишь отражение общей ситуаций в современной иконописи. В настоящее время существует несколько имеющих широкое хождение иконографий святых царственных страстотерпцев. Но насколько правильно они раскрывают подвиг государя и его семьи? Кто определяет их содержание и чем при этом руководствуется? Это другой вопрос.
Николай II — единственный за всю историю Церкви царьмученик. Нет примера и подвигу его семьи. Поэтому написать достойную этих святых икону довольно трудно, и главная причина в том, что авторам иконографии или не известно святоотеческое учение об образе, или оно существует для них отдельно от творчества. Отсюда — формальный подход к поиску исторических аналогий, к композиционному и цветовому строю, к использованию так называемой „обратной перспективы“. Изучив Священное Предание, под руководством древних книг, можно не создавать (как святые отцы), а составлять новые канонические изображения; поразному интерпретировать уже существующие иконописные изводы, осмысливая их символически и мистически.
Вот несколько распространенных иконографий святых царственных страстотерпцев. Один из первых образов, написанный в Русском зарубежье, приводится в книге Е. Алферьева „Император Николай II как человек сильной воли“, изданной в 1983 году в Джорданвилле. Он представляет святых царя и царицу стоящими с двух сторон от царевича Алексея и держащими крест над его головой. Их дочери написаны на полях, держащими в руках свечи. В этой и некоторых других иконах царственных страстотерпцев отразился поиск композиционного решения в исторических аналогиях.
Возникают определенные ассоциации с началом крестного пути России и принесением в жертву чистого отрока.
Начиная с этой, почти во всех последующих иконографиях центром композиции становится фигура наследника престола. Помещение образа царевича Алексея, злодейски убитого невинного ребенка, в центр иконографии почеловечески понятно, но мистически — неверно. Центром изображения должен быть царь, помазанный на царство в образ Христа.
Также очень поземному воспринимается изображение императрицы и великих княжон в облачениях сестер милосердия, а государя с наследником — в военной форме. Но все же государь и его семья были убиты не за то, что имели военные чины и трудились в госпитале, а за принадлежность к царствовавшему дому. Святые — это избранники Божии, пришедшие на брачный пир Его Сына в брачных одеждах, одежды имеют символическое значение. Золото, жемчуг, драгоценные камни, изображаемые на них,— это все символические знаки Небесного Иерусалима, как он описывается в Евангелии.
Кроме того, не нужно вводить в иконографию какието детали, косвенно подтверждающие святость царственных страстотерпцев, так как икона не доказывает, а показывает святость предстоящих на ней.
Страстотерпцы
Подвиг Николая II особенный. Он не просто мученик — он убиенный помазанник Божий, и исторических аналогий в иконописи мы не найдем. Мы знаем и других почитаемых убиенных царей. Это — Константин XI, погибший при взятии Константинополя турками как простой воин, но то была сознательная смерть царя за Отечество. Еще двое — из русской истории XIX века: Павел I и Александр II. Но они не были причислены к лику святых.
Еще одно земное служение Николая II должно быть отражено в иконе: он был главой своего малого семейного собора, разделившего с ним его мученическую участь. Там он воплотил христианский идеал, достичь которого стремился и во всей России.
Итак, круг основных требований иконографического канона обозначен. А теперь попытаемся воссоздать иконографически верное, наиболее обоснованное иконописное изображение „Царственных страстотерпцев“.
В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Все они изображены в одеянии святых. Головы великих княжон — не покрыты. (Соблюдая черты исторической реальности можно поступить так.) Портретные черты могут быть весьма условны. Каждому святому должен усвояться в правую руку мученический крест, свидетельствующий о его личном подвиге. Над головами — изображения царских мученических венцов.
Завершить композицию иконы „Царственных страстотерпцев“ необходимо изображением в верхней ее части образа Иисуса Христа с благословляющей десницей или двух ангелов, несущих образ Богородицы, именуемой „Державная“. Икона Царской семьи, как определено в акте о канонизации, должна быть надписана „Царственные страстотерпцы“ с перечислением имен всех членов семьи.
Итак, вот он — канон. Не хочется представлять его застывшей, не терпящей никаких изменений абстрактной сущностью. Но неким живым потоком — постоянно движущимся, меняющимся, несущим собой все самое ценное из недр тысячелетий!
«Икона не должна превращаться в картину!»
Иконостас собора святого благоверного князя Александра Невского также содержит каноническое изображение „Царственных страстотерпцев“, выполненное в приходской иконописной мастерской „Традиция“.
— После реставрации иконостас собора (построенного в XIX веке) получил свое развитие с учетом времени,— говорит руководитель иконописной мастерской Яков Константинович Васильченко.— Ведь в XIX веке не могло быть иконописного изображения преподобного Серафима Саровского, патриарха Тихона, Царской семьи. Когда писали „Страстотерпцев“, то поставили себе задачу: выдержать строй торжественности самой иконы и не нарушить общий строй иконостаса. Икона Царской семьи — семейная икона; здесь важно передать атмосферу единства княжеского дома, поэтому святые изображены на ней в княжеских одеждах.
Мастерская также выполняла заказ Арзамасского храма Казанской Божией Матери „Царственные страстотерпцы“ (размером 130*70); но здесь икона выдержана уже в византийской манере письма.
Приступая к работе над иконой, мы собрали очень много материала — словесное описание, фотографии. Любая икона не несет собой точного портретного сходства с живым лицом, лишь отличительные узнаваемые черты,— преображенную плоть. Это самая сложная и самая тонкая работа, которая происходит в душе мастера и отражает его зрелость, талант, если хотите. Но в любом случае, в какой бы манере ни была выдержана икона, она не должна превращаться в картину!
Подготовила Анна Ермолина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.