Что делать праведнику в «плену ассирийском»

11:38, 9 февраля 2024
Семейное предание благочестивого Товита для общей пользы

Небольшая книга Товита, входящая в состав Ветхого Завета, в Православной Церкви относится к неканоническим, то есть книгам небогодухновенным, но полезным и назидательным. Она учит терпению в скорбях и уверенности, что праведники не будут забыты Богом, хотя бы Он и прогневался на целое грешное царство и отдал его в руки завое­вателей, что Он воздаст добром за страдания, перенесенные с благодушием.

Таким был праведный Товит, имя которого означает «благ Господь», один из сынов Неффалимовых. Он происходил из северного Израильского царства, завоеванного ассирийцами, которые переселили его жителей в чужие земли. Несмотря на всеобщее нечестие, в среде израильского народа находились люди, которые продолжали неукоснительно соблюдать Закон Моисеев. Товит не служил ни Ваалу, ни золотым тельцам Иеровоама, ходил на праздники в Иерусалим.

За благотворительность

Вместе с женой Анной и сыном Товией он был уведен в Ниневию, столицу Ассирийского царства. Вскоре по прибытии туда Товита царь предал смерти многих евреев, и он, рискуя жизнью, похоронил казненных соплеменников, несмотря на царский запрет. Этот поступок стал известен властям, и Товит был вынужден скрываться.

Однако Господь благословлял дела Товита, и вскоре он был поставлен на ответственную должность при царском дворе. Пользуясь высоким положением, израильтянин успешно занимался торговлей и помогал плененным соотечественникам. С большой радостью он снабжал едой и одеждой многих обездоленных.

Праведность ценна тем паче, если она совершается человеком в ущерб себе. Однажды — после погребения умерщвленного ассириянами и брошенного на площади еврея — Товит, по Закону нечистый от соприкосновения с мертвым, не вошел в дом, а ночевал на дворе. Когда он спал, в глаза ему попал едкий птичий помет, и они воспалились, на них образовались бельма. Товит ослеп и стал скорбеть, что тем самым потерял возможность зарабатывать на хлеб для семьи, помогать нищим и погребать несчастных.

Анна для заработка стала прясть шерсть, и однажды богатый человек дал ей за пряжу целого козленка, чтобы бедное семейство могло улучшить свой стол в предстоя­щий праздник Кущей. Товит не поверил столь богатому дару и обеспокоился, не краденый ли он. Вместо того чтобы терпеливо объяснить, Анна стала жестоко укорять мужа в кажущейся бессмысленности его добрых дел: «Где же милостыни твои и праведные дела? Вот как все они обнаружились на тебе!» Несчастный горько заплакал, но благословил Господа и все дела Его — и стал просить себе смерти как милости от Бога. Пламенная молитва Товита, произнесенная под гнетом слепоты, бедности и упреков жены, имеет строго библейский характер и немало аналогий в других местах Священного Писания.

Жена от Бога и помощь от Архангела

В тот же день, в который молился о смерти праведный Товит, в Экбатанах Мидийских (территория современного Ирана) дочь его родственника Рагуила, смиренная Сарра, уже не первый раз терпела горькие укоризны от служанок своего отца. Красивую девушку уже семь раз пытались выдать замуж, но в день свадьбы ее женихи умирали. Служанки упрекали ее в том, что она сама задушила женихов, на самом же деле, по неведомому Промыслу Божию, их умерщвлял злой дух Асмодей — гневный и сластолюбивый демон роскоши и преступных связей. Порицания стали так тяжелы Сарре, что она, благословив Бога, подобно Товиту просила себе смерти.

Господь услышал молитву обоих и послал избавить их от несчастий Архангела Рафаила. Ему, как поставленному над всеми человеческими болезнями и ранами, приписывается врачевание.

Между тем, готовясь к смерти, Товит призвал своего сына и наставлял его в добродетели. Он завещал Товии любить Бога, заботиться о матери, быть милос­тивым к нищим и обездоленным и выбрать себе благочестивую жену из своего колена, а не иноземку. Товит велел сыну пойти в город Раги, в Мидии, и забрать там свое наследство — значительное количество серебра, оставленного Товитом на сохранение.

По совету отца Товия вышел подыскать себе спутника и встретил Архангела Рафаила, назвавшегося Азарией, что значит «помощь Божия». Отец благословил обоих в дорогу словами: «Живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и ангел Его да сопутствует вам!»

В дороге, когда путники остановились у реки Тигр, Товия поймал большую рыбу. Ее сердце, печень и желчь Азария посоветовал сберечь как лекарства, применяемые на Востоке при некоторых заболеваниях. Когда путники дошли до Экбатана и остановились ночевать у Рагуи­ла, Азария сказал Товии, что тот сможет выполнить благословение отца не иначе, как взяв в жены прекрасную Сарру, ведь она в тех местах осталась единственной из их колена. Азария обещал представить это дело Рагуилу, а чтобы Товия не страшился смерти от Асмодея, он уверил друга, что за искреннюю молитву Господь сохранит его.

Для отгнания злого духа Архангел велел взять курильницу и воскурить в комнате Сарры сердцем и печенью рыбы. Конечно же, сам по себе запах жженой рыбы не мог прогнать злого духа, это избавление было чудесным, но для спокойствия Товии Господь позволил совершить это видимое вещественное действие.

Рагуил был рад видеть сына своего родственника и охотно отдал в жены Товии свою дочь.

«Дай мне состариться с нею!»

В день свадьбы Товия, оставшись с Саррой наедине, сказал ей: «Встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас». «И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь».

Их искренняя молитва была услышана. Рагуил устроил брачный пир на две недели, а тем временем Азария сходил за серебром Товита.

Товит и Анна были встревожены долгим отсутствием сына. Сам глубоко скорбя, Товит находил тем не менее слова утешения для жены. Когда же Товия вернулся, отец с любовью принял в дом невестку и устроил семидневный пир.

Как и советовал ему Азария, Товия сразу приложил желчь рыбы к глазам отца, и бельма отпали, Товит прозрел. Увидев сына, он обнял его и заплакал от радости, благословляя Бога.

О делах Божиих возвещать похвально

Пришло время прощаться с Азарией, и его стали горячо благодарить, отец и сын предложили проводнику половину своего имения, но Архангел указал на промысл Вершителя судеб и особо отметил: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих — возвещать похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; твоя благотворительность не утаилась от меня и когда ты погребал умерших, я был с тобою». «И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру», — в заключение сказал посланник благочестивому отцу семейства. Он открыл свое имя: «Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых и восходят пред славу Святого», а также наставил праведное семейство: «Не бойтесь, а вечно благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас».

В страхе пали Товит и Товия на лица свои и, когда встали, не видели уже Ангела Хранителя. Все случившееся с ними они, по повелению Архангела, записали в книгу, которая и называется книгой Товита.

Прозревший телесными очами и просветленный духовно, Товит излил свою радость во вдохновенной пророческой молитве: «Благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его! Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит!» Он прожил долгую жизнь и почил в мире. Последним его словом было благословение потомкам: «Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость».

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.