«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37)
Более 800 публикаций и сюжетов в российских СМИ о Преподобном Серафиме Саровском и торжествах, посвященных 250-летию со дня рождения святого старца, насчитали службы мониторинга некоторых информационных агентств. И это только за две недели — с 19 июля по 2 августа!
Как известно, именно спрос рождает предложения. А это значит, что спрос на информацию об одном из самых почитаемых православных святых, о подготовке к торжествам и о самих торжествах был немалый. И СМИ его сполна удовлетворили.
Но, к великому сожалению, удовлетворили не только потребность в искреннем интересе людей к святости. Некоторые отдельно взятые СМИ удовлетворили и низменные человеческие потребности: заглянуть в чужой карман, порыться в «грязном белье», поискать в святых местах что-то неподобающее… Кто, а главное – зачем это сделали? Постараемся разобраться.
Ложь непродуманная
То, что в некоторых печатных СМИ Божия Матерь, Божественная Литургия, Православная Церковь, а, применительно к Господу и Богородице, местоимения Его и Её пишутся с маленькой буквы, говорит либо о крайней некомпетентности в вопросах Православия, либо о крайнем неуважении пишущих и редактирующих это. Но Бог поругаем не бывает и от маленькой буквы в тексте не пострадает, а вот от маленьких знаний журналиста в затронутой им теме могут пострадать читатели. Согласитесь, не каждый, беря в руки газету говорит: «Ну-ка, посмотрим, что вы здесь сегодня понасочиняли!», некоторые верят каждому написанному слову. И читают:
«Дивеево считается четвертым приделом Богородицы…», «…то есть единственным, оставшимся на территории России, местом, где она являлась простым смертным».
И это напечатано в двух разных газетах! Но позвольте, во-первых, не «приделом», а уделом или, по-другому, жребием Богородицы, т.е. не ограниченной частью некой территории, а Божественным Делом, святым местом, монастырем, где небесной Игуменией, Покровительницей является Сама Богородица. Три предыдущих: Афон, Иверия и Киев. Они, действительно, находятся за пределами России, но с чего журналисты взяли, что кроме Дивеева Пресвятая Богородица нигде в России простым смертным не являлась?
А Богородицкий Оранский мужской монастырь на территории нашей же Нижегородской области? Он тоже основан по благословению Богородицы, явившейся дворянину Петру Андреевичу Глядкову. А Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области? А монастырь в Боголюбове, где Пресвятая Богородица явилась Андрею Боголюбскому? Да сколько свидетельств о том, как Матерь Божия являлась и сейчас является простым смертным россиянам и для указания на места нахождения своих икон, и для помощи в нуждах, и для исцеления от болезней, и с благословениями строить храмы! Не знаете, господа журналисты? А ведь информация доступна: и в православных ресурсах Интернета, и в книгах, продаваемых в храмах и церковных лавках. Да можно просто поговорить с любым батюшкой, и он все разъяснит – было бы желание…
А вот его-то, видимо, и нет. Почему? Не интересна более чем тысячелетняя история жизни и веры своих предков?
И снова читаем в газетах: «Год назад здесь прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 100-летию обретения мощей старца…», «…и в селе Дивеево (здесь расположен Свято-Дивеевский монастырь, в котором святой провел последние годы жизни)…».
Во-первых, хотя 100-летие обретения мощей и имели место в прошлом году, но мероприятия были не «приурочены», а посвящены 100-летию канонизации Преподобного Серафима Саровского, то есть, причислению его к лику святых. Чувствуете разницу, а, следовательно, и глубину значимости происходившего?
Во-вторых, монастырь в Дивееве называется Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский, а не «Свято-Дивеевский». И батюшка Серафим там никогда не жил, а лишь бывал дважды: первый раз явно, а второй раз – чудесным образом явившись сестрам, дабы сподвигнуть их рыть канавку, тогда как телом батюшка в тот момент пребывал в Саровском монастыре, где он, собственно, и жил.
Вот такие вот неувязочки, господа журналисты. И это только в четырех статьях! А если бросить все дела и прочитать всё, опубликованное? Страшно подумать, чего начитаешься.
Хотя, по многолетнему опыту журналистской работы знаю, что большинство журналистов все-таки готовятся по теме, прежде чем выдавать информацию читателям. Это те, у кого с чувством ответственности всё в порядке.
Впрочем, по тому же многолетнему опыту я знаю и о том, как готовятся другие материалы – с так называемым «неожиданным взглядом на событие».
Ложь продуманная
Серьезно подавать материалы о событии, подготовке к нему и истории, этому событию предшествовавшей, некоторым СМИ… скучно. Рейтинги упадут, продажи сократятся, тиражи поползут вниз, а значит, надо напрячь извилины. И если уж нельзя обойти стороной столь грандиозное празднование, то из него нужно извлечь максимум пользы для себя. Как?
Читаем: «На этот раз статус торжеств, видимо, будет значительно понижен. Приглашение посетить во второй раз святую саровско-дивеевскую землю президент не принял, пообещав прислать вместо себя Михаила Фрадкова. Однако… премьер российского Правительства по каким-то причинам не приедет поклониться православным святыням. Судя по всему, юбилей пройдет и без Патриарха, который, как известно, тяжело болен. Такое невнимание со стороны высокого московского начальства особенно обидно…»
Читая эти строчки, так и слышишь звук потираемых ладошек и мелкое хихиканье. А все потому, что в словосложении есть особая прелесть – вроде бы и слова все приличные, и правила построения предложений соблюдаются, а выходит нечто пакостненькое. Вот и получается вывод из прочитанного, мол, плюнули на вас и утритесь – не нужны вы тут никому.
Представляю, как взовьется сейчас написавший: «Я просто выдал нормальную информацию, факты!» Ага: «Казнить нельзя помиловать». А ведь если бы хотел дать просто факты, то мог бы написать и по-другому: «В этом году так сложились обстоятельства, что ни президент, ни Фрадков не смогли приехать. А Патриарх, как мы знаем, к сожалению болен», ну, или примерно так. И оставил бы впечатление совсем другое, доброе.
Подать факты так, как выгодно газете, вроде бы не искажая их, может только профессионал, и проблема в том, чему и кому этот профессионализм служит. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). А каковы плоды профессионализма в данном случае, судите сами, если внимание журналиста и газеты, опубликовавшую его опус было приковано только к двум моментам: отсутствию высокого начальства и … истинности даты рождения Серафима Саровского.
Заголовок статьи должен был бы привлечь возмущенных читателей – «По политическим соображениям юбилей Серафима Саровского решили отмечать на 5 лет раньше» Ого! И далее: «Во всех церковных канонических источниках, начиная с 19 века, указывалось, что преподобный Серафим Саровский появился га свет 1 августа 1759 года (эта дата выбита на надгробной плите преподобного). Нетрудно подсчитать, что 250 лет ему исполняется только в 2009 году, когда заканчивается срок президентских полномочий нынешнего главы государства. Кто будет следующим президентом и как этот человек отнесется к православным догматам, которые очень уважает Владимир Путин – неизвестно.» «Книга Степашкина о Серафиме сейчас считается официальным первоисточником для всех «сомневающихся» в достоверности так вовремя найденной и для светских и для церковных властей «истинной» даты рождения святого.»
Ну чем не сенсация! И наплевать журналисту (а может, на это и расчитано), что подавляющее большинство читателей его газеты вряд ли смогут приобрести книгу Валентина Степашкина, изданную не слишком большим тиражом.
Хотя, жаль, что не смогут. Потому что на помещенных в этой книге фотокопиях прижизненных документов – записей о поступлении в монастырь, постригах, смерти — ясно видно, как указывается сначала написанная от руки «4» в дате рождения, потом эта «4» получается непонятной и похожей на «9», а потом и вовсе становится «9». Печальна ошибка на могильной плите! А еще они не прочтут, что в монастырь, согласно высочайшему указу и монастырским уставам, в монахи постригали не ранее (!) достижении 30-летнего возраста, а Прохор Мошнин – будущий Серафим Саровский, постриженный в иеродиаконы, согласно официальным записям, в 1786 году не мог бы быть тогда 30-летним, родись он в 1759 году. И не увидят сами, как вкралась ошибка.
Правда, иные верующие, как и я, смогут взять в руки «Практическую энциклопедию православного христианина», изданную в 2000-м году издательством «Сатис» (СПб) по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского, и увидеть, что Преподобный Серафим Саровский «Родился в Курске в 1754 году». А это значит, что расследование и уточнение даты рождения святого старца началось задолго до Дивеевских торжеств и даже до издания этой энциклопедии – ее же еще надо было собрать, написать и отпечатать!
Скажите, господин журналист, какой это прозорливец еще до прихода В.В.Путина на пост президента в марте 2000 года сумел так подгадать и подвести весь Московский Патриархат под далекую политическую выгоду? Не можете? Ну да Бог вам судья.
Кстати, не во всех дореволюционных источниках годом рождения Серафима Саровского числится 1759-й. В некоторых житиях указывался 1754-й. Так что, разногласия на этот счет были уже тогда.
А вот еще «неожиданные взгляды» на прошедшие торжества. Точнее, взглядов на торжества-то как раз и нет – то ли журналисты поленились приехать, то ли организаторы их не аккредитовали, наученные прежними необъективными публикациями… А так, набор всякой невероятной, но препротивной всячины:
«По рассказам очевидцев, все подъезды к городу были перекрыты постами с автоматчиками», «Каждый день в РОВД привозят по 5-10 активистов раз-личных православно-патриотических организаций, где по указанию руководства, их избивают».
Что касается автоматчиков, то кроме «очевидцев» этого Интернет-издания их никто в Дивееве не видел. А вот что касается избиений, то в этой же статье ниже написано:
«В пресс-службе губернатора Нижегородской области ему (автору материала в Интернет-сайте. – Е.С.) посоветовали обратиться в пресс-службу Главного управления внутренних дел области, где информацию православно-патриотеческих организаций решительно опровергли. Представитель ГУВД назвал ее «грубой ложью».»
А почему же, проверив информацию и узнав, что это грубая ложь, Интернет-сайт опубликовал ее? А вот почему — опытные журналисты знают этот прием: информацию выдали, в суд за нее не пойдут, т.к. тут же и опровергли, а в головах читателей она останется. Издание прослывет скандальным, а право-славные – скандалистами.
«А чё это вы тут делаете, а?»
Останется неприятный осадок и у читателей других изданий, которые о самих торжествах либо не рассказали вовсе, либо сказали мимоходом, сделав акцент на другом.
«Олигархи появились в монастыре и его окрестностях года два назад, и Дивеево преобразилось… Основным заводилой восстановления саровских и дивеевских святынь считается хозяин ГАЗа и глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска. Именно он дает самую большую часть средств на реконструкцию местных храмов… Дерипаске помогли и другие магнаты. Например, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс… Среди фамилий значится и глава «Северстали» Алексей Мордашев… Мы не могли не спросить о том, сколько же пожертвовал церкви ее хозяин (разговор шел с бухгалтером «Коммерческого банка «Эргобанк». – Е.С.) . – Господь знает, сколько денег ему отдано, — философски сказала она. По нашим данным, Господь должен был записать в счет председателя Совета Директоров этого банка 17 миллионов рублей… К тому, что олигархи приложили свою руку, точнее деньги, к Святой земле, все относятся по-разному. В Нижегородском кремле говорят, что так богатеи выполняют свой гражданский и православный долг: восстанавливают памятники федерального значения, угождают Господу и стараются для паломников… В самом Дивееве светские люди смотрят на олигархов более приземленно: — Конечно, грехи замаливают! А чего еще им здесь делать? Они в Москве свои дела провернут, кого-то обжулят, а потом сюда приезжают за спасением…»
Вот такого рода информация почти на целую полосу, и только маленький абзац, полный фактических ошибок, об истории Дивеевского монастыря.
Не понравилось, видите ли, журналистам, что олигархи «грехи замаливают», деньги на восстановление храмов и монастырей дают. И каков тон статьи — осуждения и усмешки! А вы, девушка, сами-то как свои грехи замаливаете? Вот хотя бы этот грех – осуждения, которым пропитана ваша статья?
Господь сказал тем, кто собирался побить камнями блудницу: Кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин. 8, 7).
А еще хочу напомнить, что «олигархи» XVII – XVIII веков тоже строили храмы. Например, на средства купцов и промышленников Строгановых были возведены: церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке и церковь в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской. Купец А.Ф.Олисов в начале XVIII века построил храм в честь Успения Божией Матери, что на Ильинской горе. А промышленник Г. С. Дранишников в XVII веке построил церковь в честь Иоанна Предтечи у подножия Нижегородского кремля. Купцы же финансировали строительство Старо-Ярмарочного собора и Собора в честь Александра Невского.
Да и кому вкладывать деньги в строительство храмов, как не богатеям? А уж что у них там за грехи? Так каждый сам перед Господом ответ даст. А от нас этим «олигархам» прошлых веков за то, что у нас есть такие прекрасные храмы, куда мы со своими грехами можем придти, где можем помолиться и к Господу приобщиться, низкий поклон!
В другом издании читаем:
«Возникает вопрос: с какой вдруг стати потянуло миллионеров на святую Дивеевскую землю? Неужели сколотившие состояния за счет народа олигархи истинно уверовали в Законы Божьи? Ларчик открывается просто. Иметь отношение к Православию и собственность в святых местах стало среди них самым модным и престижным делом. Это даже круче, чем обзавестись собственным футбольным клубом. А, кроме того, неожиданно выяснилось, что на Православии можно зарабатывать очень и очень неслабые деньги.»
Как можно зарабатывать неплохие деньги? Газета не уточняет. Просто голословное утверждение. Но с каким апломбом! А с какой стати потянуло олигархов на святую землю, даст Бог, автор вышеприведенных слов сам узнает – ко Господу у каждого свои пути. И даже если отношение олигархов к Православию – просто мода, что ж, лучше добрая мода, чем холодное равнодушие или злые неаргументированные нападки.
Хотя, православные люди вашей писанине, господа журналисты, не поверят – поймут, что вы мало что понимаете в том, о чем пишете. Но вот новоначальных и тех, кто только собрался придти в Церковь, вы с пути сбить можете. Однако, как известно, тот, кто согрешил, ответит за свой грех, а тот, кто соблазнил его на этот грех, ответит вдвойне.
И хочется напомнить господам журналистам: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3) И еще: «Не осуждай других – не будешь сам осужден. От меня зависит, как Бог отнесется к моим грехам… Но если я хочу, чтобы Бог так поступил со мной, то и я должен так же поступать с другими» (диакон Андрей Кураев).
Зачем они пишут ерунду?
В Интернете дошли даже до того, что всерьез обсуждают: был ли на самом деле батюшка Серафим, а если был, то не старообрядец ли он, а если старообрядец, то правда ли, что умер он в заключении, куда попал за свою старообрядческую веру. Ну, это даже комментировать не стоит.
А вот понять, зачем некоторые СМИ очерняют все светлое и смотрят на все только через черные очки, стоит. И тому есть несколько причин.
Причина первая – зависть
Вот представьте себе эту маленькую горстку воинственно настроенных журналистов. Что они видят вокруг? В хорошем темпе в городе и области восстанавливаются храмы и монастыри, в теленовостях известные люди города, области и даже всенародно известные, а часто и любимые, посещают богослужения, находятся рядом с церковнослужителями… Но, самое главное, – эти люди, в отличие от горстки журналистов-невежд, понимают, что такое Православие, что происходит в храмах, знают язык и смысл богослужений. Они принадлежат к некой группе, где все друг друга понимают. И эта группа огромна, в нее входят и дворники, и рабочие, и учителя, и врачи, и олигархи, и… эти странные люди в рясах. У них одни цели и задачи, а кучка журналистов оказалась тут ни при чем. Чтобы попасть в эту группу, надо многое узнать, затратить много физических и душевных сил, а главное – надо меняться, становиться другим, учиться любить ближнего своего, быть терпимым и терпеливым, стяжать смирение… Но это так трудно! А эти, по телевизору, смогли? А как они смогли? Ах они смогли-и-и, а я нет! Ну я им…
Вот что говорят о зависти психологи: «Завистник, как правило, испытывает депрессию, занимается «самоедством», а зачастую стремится унизить, опорочить и даже устранить соперника. Зависть разрушительна для личности, обрекает человека на постепенную изоляцию от окружающих. Зависть – ущербное чувство. Оно пытается заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии. Р. Нисбет считал, что если зависть широко распространена в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила. Зависть – это качество, которое маскирует некомпетентность, леность и др. деструкции. Еще английский философ, христианин Фрэнсис Бэкон отмечал: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию».
Могу добавить только, что для христианина зависть – один из самых тяжких грехов.
Причина вторая – псевдосправедливость
Знаю, что некоторые журналисты считают так: если не мы разоблачим грехи и ошибки внутри церкви, то никто этого не сделает.
Самонадеянность, цинизм и гордыня!
А кто вы такие, чтобы разоблачать? Что вы сделали для Церкви? И даже проще: что вы взяли у Церкви, у Бога, чтобы считать себя причастными и судить, словно вы члены Церкви? Может быть, вы исповедуетесь и принимаете в себя Тело и Кровь Христовы (это называется Причастием), Который за всех нас и за вас в том числе распялся? Может быть, прежде чем разоблачать, вы обращались к священнику, рассказывая ему о своих негативных наблюдениях, а он над вами посмеялся и сказал, что и дальше так будет? Вы считаете себя единственно умным, справедливым и честным? Или вы думаете, что в церквях все святые, что все это Православие для святых?
Ошибаетесь! Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Господь спросит, а не вы, господа журналисты. Грязными руками чистые дела не делаются.
Причина третья – деньги
Независимых изданий (радио-, телеканалов) нет. Все они зависят: или от владеющих ими чиновников, бизнесменов и политиков, или от подачек богачей (кто больше заплатит, о том хорошо и пишем), или от собственных тиражей, которые надо за уши тянуть вверх, чтобы издание не загнулось. То есть, во главе угла так или иначе все равно – деньги.
Есть, конечно, журналисты, которые утверждают, что несут людям огромную пользу, информируя их. Мол, в информационном вакууме человек может сойти с ума, не зная, что происходит вокруг.
Ну ладно бы, это говорил владелец единственного в мире телеканала, единственного в мире сайта или единственной в мире газеты. Но когда это говорит один из десятков тысяч всевозможных журналистов или редакторов, так и хочется спросить: «А вы что, не видите, что от вашей и подобной информации уже не знаешь куда спрятаться?» и добавить: «Можете расслабиться – и без вас, и без тысяч других таких же, нам вакуум не грозит, так что займитесь чем-то более полезным.»
Но не говоришь, потому что понимаешь – за словами журналиста или редактора о пользе одного единственного конкретного СМИ просто стоят деньги. Это просто его бизнес. А кто же откажется от курочки, несущей золотые яйца, ведь деньги за опубликование скандального материала принесут в это СМИ, только если оно будет продолжать поддерживать имидж скандальности. Значит, нужно к подаче любого материала подходить с позиции интересов «ниже пояса». Только животные инстинкты моментально, пока человек не успел подумать, толкают его на то, чтобы купить газету со скандальным заголовком, или включить канал, обещавший в рекламе крутые подробности.
Вот так и получается, что в иных СМИ редакторы собирают журналистов на планерки, где сообща решают: ну кто будет читать житие Серафима Саровского и то, как там в Дивееве служили в праздники! Нужно найти крутой поворот событий! И некоторые находят правду, которая во сто крат мельче Дня рождения Батюшки Серафима, и раздувают из нее материалище (например, кто и сколько денег дал на восстановление храмов), а иные и вовсе высасывают из пальца «сенсации». А каков результат?
Если человек не верит в Бога или верит в некую высшую силу, не ходит в церковь, не живет по Заповедям Божиим – это его личное дело. Но, во-первых, зачем же тогда судить тех, кто так живет или хотя бы пытается жить по-христиански? И во-вторых, не надо сбивать с пути тех, кто только собирается придти в храм! Ведь мало того, что сами вы почти ничего не знаете, ерунду пишете, так и других своей ложью или полуправдой смущаете! А вот только на минуту представьте себе, что Бог и вправду есть, — вам не страшно, что придется за свои слова ответить?
За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
Елена САГИЕВА, главный редактор «Объединенной редакции
епархиальных СМИ»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.