В чем состоит чудо Рождественского праздника? В детской радости, домашнем тепле и уюте, добрых помыслах и милосердных поступках. На прошедшей в конце декабря в Нижнем Новгороде православной выставке-ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» многие нижегородцы купили в качестве рождественского подарка для своих близких владимирские елочные игрушки из дерева, глиняную домашнюю утварь, изготовленную по уникальной традиции «валаамского горшка», керамические колокольчики и фигурки Ангелов. Когда берешь их в руки, чувствуешь, что они сделаны их с любовью и верой в чудо. В самое главное чудо Рождества — преображение человеческого сердца.
Деревянные елочные игрушки, расписанные умелыми руками детей и взрослых из воскресной школы храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи во Владимирской области, сразу привлекали внимание посетителей ярмарки. Здесь были и сказочные лесовики, матрешки и лошадки, а еще снегурки, елочки, колокольчики, шары — легкие, яркие. Такие подолгу хочется держать в руках, прежде чем повесить на рождественскую елку. Сколько в них тепла и искренней радости!
— Четыре года назад мы начали восстанавливать наш храм, — рассказывает послушник Дмитрий. — До этого он был в руинах. А воскресной школе исполнилось в этом году два года. По благословению настоятеля с ее открытием у нас стала возрождаться традиция русской деревянной игрушки. Батюшка покупает самые разные деревянные заготовки, а дети и взрослые их расписывают.
Постигнуть мастерство изготовления обычной игрушки из дерева сходу не получится. Нужно двигаться шаг за шагом. Вначале учащиеся воскресной школы узнают основные виды росписи (хохлому, гжель и др.). Затем идут практические занятия по художественной росписи деревянных поделок. Чем не забава для детей и взрослых! Постепенно переходят к более серьезным работам — начинается более сложная, интересная роспись.
Деревянная игрушка объединила людей разных возрастов и профессий. Именно кружок художественной росписи сплотил людей и дал толчок к развитию краеведческого направления работы воскресной школы. Ребята вместе с педагогами и родителями стали ездить в паломнические поездки.
— Буквально через год после открытия художественного направления в нашей воскресной школе мы стали посещать православные выставки-ярмарки, — продолжает Дмитрий. — Теперь продаем свои изделия, а все вырученные деньги идут на восстановление храма в качестве небольшой посильной лепты в деле возрождения святыни Владимирской земли.
«Островок Валаама» в центре Поволжья
Гончары Екатерина и Павел Афанасьевы представляли на зимней выставке-ярмарке мастерскую «Островок Валаама». Глядя на большие и маленькие крынки, цветочные вазы, горшочки для хранения овощей и круп, кувшины для воды и вина, чашки и чайники, представляешь, как в мастерской плавно вращается гончарный круг и прямо на глазах из бесформенного куска глины вырастает сосуд.
— Мы работаем по благословению Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря, — рассказывает Павел. — Сами изделия изготавливаем в Сергиевом Посаде, а глину (в тех местах она рыжего цвета) привозим с Валаама. С этим островом нас связывает восьмилетняя дружба. Мы пытаемся возродить почти забытые уникальные традиции Валаамской глиняной утвари — «валаамского горшка». Опыт, который мы накопили за эти годы, передаем валаамским гончарам, а они в свою очередь делятся с нами секретами своего мастерства.
Северным Афоном, «честною и великою Лаврою» называют древнюю иноческую обитель, основанную преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Главный принцип послушания на Валааме — «все своими руками». Именно поэтому там развито множество ремесел и промыслов: кожевенный, сапожный, шорный, портняжный, углеперегонный, кирпичный, слесарный, бондарный, плотницкий и, конечно же, гончарный. Именно от валаамских монахов Афанасьевы переняли особый метод обжига своих изделий — «молочный».
— Основной недостаток глины — гигроскопичность, — поясняет Павел. — Изделия из рыжей глины, просто выкрученные на гончарном круге, протекают. Но как тогда сохранить уникальные природные свойства глины, чтобы она не потеряла их при дальнейшей обработке в печи? Оставить глину «живой» позволяет старый народный способ, распространенный в Карелии: «молочный» обжиг. На свежей глине создается молочная пленка, которая после обжига не пускает внутрь изделия влагу, а самой глине позволяет «дышать». Такая бытовая утварь, каждый день необходимая хозяйке на кухне, очень практична, а главное, экологична.
Гончарные работы супругов Афанасьевых — это маленький островок настоящего домашнего тепла и уюта. В своих композициях они используют также лен, дерево — натуральные материалы, дающие ощущение спокойствия, уравновешенности. Гончары уверены, что глиняные вещи хранят в себе душевную теплоту людей, которые к ним прикасаются. А в праздник так хочется собрать всех близких тебе людей и объединить их душевным теплом и любовью!
Красота преображения
Керамика Свято-Елисаветинского женского монастыря Минской епархии завораживает: маленькие Ангелы с печальными глазами и большие серафимы с белыми, будто вылепленными из снега, крыльями, колокольчики и вазочки… В чем ее необычность для искушенного зрителя? Из ничего, из глины под ногами, обожженной в огненной печи, рождается на свет чудо, ставшее керамикой.
Не зря духовник Свято-Елисаветинской обители протоиерей Андрей Лемешонок говорит, что «Церковь — это огромная мастерская. В ней Господь Своей любовью восстанавливает ту красоту, ради которой был создан человек».
— В нашем монастыре процветают ремесла, — рассказала послушница монастыря Татьяна. — Отец Андрей возродил старые забытые ремесла, поэтому у нас в обители много различных мастерских. Руководит ими матушка Ефросиния — старшая из монашествующих сестер.
Еще до создания сестрических мастерских батюшка благословил нескольких монахинь обучаться иконописному делу. Первые иконы писались под руководством опытного иконописца отца Игоря Латушко. Вскоре при строящемся храме начали создаваться мастерские — первой была иконописная, затем швейная, столярная, и, наконец, керамическая, в которой иконы и картины делаются из камня.
— Само название «керамика» происходит от греческого слова keramos, что означает «глина гончара» или «гончарное изделие», — пояснила нам Татьяна. — На древнем санскрите это означает «обжигать», и именно так назывался один из античных городов на территории современной Турции. В нашей монастырской керамической мастерской матушки вручную изготавливают все изделия, затем обжигают их в специальных печах. Сами расписывают. Изделия, выполненные по древним образцам, со смирением и молитвой, несут дух мира, радости, воспитывают эстетический вкус.
С развитием строительства в минском монастыре появилась потребность в художественных работах. Начали возникать новые мастерские: чеканная, резьбы по дереву, художественная по цветному металлу, кузнечная, мебельная, золотошвейная, свечная, зарождается мастерская резьбы по камню. Так в трудах по преображению мира здесь преображается сердце.
Анна ЕРМОЛИНА
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.