Многие твердо уверены, что в России высшее богословское образование может получить только мужчина, и только в духовной семинарии или академии. Однако в государственной системе высшего образования с 1992 года существует направление „теология“, которое позволяет получать высшее богословское образование лицам, не планирующим в будущем связать свою жизнь с пастырским служением. Более того, теологическое образование могут получить как юноши, так и девушки.
В буквальном переводе с греческого „теология“ — это и есть учение о Боге, т. е., собственно, богословие. Подробнее о том, что такое теологическое образование в России вообще и в Нижегородской области в частности, нашим читателям рассказывает заведующий сектором дополнительного образования Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук Даниил Семикопов.
— Даниил Викторович, каких специалистов готовят на теологических направлениях в вузах? И есть ли сегодня потребность в таких специалистах? Зачем нужно государственное теологическое образование в светском обществе, где, согласно конституции, Церковь отделена от государства?
— Такая важная сфера деятельности общественной и политической жизни, как взаимодействие различных конфессий и государства, диктует необходимость богословского образования, причем готовятся специалисты именно для работы в миру.
Общественность и руководители государства постепенно осознают, что стране необходимы профессионалы, способные отличать действительно религиозные взгляды и представления от сектантских бредней, способные грамотно решать вопросы, связанные с религией.
И такие примеры, когда выпускники вузов с теологическим образованием находили себе применение в органах государственной власти, есть уже и в Нижегородской области.
Большая проблема — разгул в нашем обществе терроризма и экстремизма, в том числе религиозного. Самое эффективное средство борьбы с этим злом — воспитание будущих граждан России на основе традиционных (т. е. православных) духовно-нравственных ценностей.
Действительно верующий человек знает, что убийство — это тяжкий грех, а любую борьбу со злом, с несправедливостью нужно начинать с борьбы со злом (грехом) в самом себе. Такое воспитание вполне полноценно может обеспечить только грамотный теолог-преподаватель, обладающий и глубокими богословскими знаниями, и знаниями светских наук, которые соответствуют современному уровню развития общества.
Особое практическое значение теология имеет в области взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций. На сегодняшний день в российских учреждениях культуры продолжают сохраняться многочисленные иконы, книги, экспонаты (в том числе и мирового значения), ценная церковная утварь — все эти памятники старины одновременно являются национальными святынями.
Для правильного их использования, изучения и сохранения требуется глубокое понимание в равной мере и культурного, и религиозного значения этих памятников. Есть и другие социальные сферы, где специалисты-теологи будут безусловно востребованы.
Получив высшее государственное образование, дающее и богословские знания, и знания в области светских наук, соответствующие развитию современного общества, выпускник-теолог имеет право работать там, где обязательное требование — наличие государственного высшего образования. Такой специалист будет востребован и в образовании, и на госслужбе, и в журналистике, и как социальный работник.
— Известно, что только в Москве и Санкт-Петербурге существуют теологические вузы (такие как, например, Православный Свято-Тихоновский университет), где весь процесс обучения полностью обеспечивают церковные преподаватели. Не превратится ли теологическое образование в светских (государственных) вузах в безрелигиозное? Смогут ли светские преподаватели (скажем, по непрофильным предметам) воспитать у студентов православное мировоззрение?
— На теологические специальности, если мы говорим о православной теологии, принимаются только люди с православным мировоззрением и по рекомендациям приходов, где они ведут церковную жизнь. Это разрешено законом, поскольку в соответствии со стандартом специальности теологическое образование в России носит религиозно ориентированный характер.
Думаю, то, что православный человек с вполне сформированным религиозным мировоззрением в процессе обучения сталкивается с иным мировоззренческим подходом — это нормально. Ведь теолог — прежде всего православный миссионер, а миссионер в силу своего служения должен постоянно встречаться с иным мировоззрением и открывать для носителей этого иного мировоззрения красоту и духовную пользу православия. Полагаю, что учиться диалогу со светскими людьми теологу необходимо уже в вузе. Общение с не вполне церковным преподавателем — хорошая школа для миссионера.
— Чем отличается богословское образование в семинарии от теологии в светском вузе? Известно, что и семинарии в скором времени планируют получить возможность выдавать дипломы государственного образца. Как же тогда будет различаться семинарское и несеминарское богословское образование?
— Отличие богословского образования в семинарии от теологии в светском вузе заключается в следующем: в семинарии готовят священнослужителей, а на теологических направлениях — специалистов-мирян для социальной и миссионерской деятельности.
Если же говорить о возможности для семинарий выдавать диплом государственного образца, этот процесс не быстрый и не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд.
Опыт развития богословских учебных заведений в современной России обусловил разделение системы богословских знаний на две составляющие. Это, во-первых, богословие, развивающееся в сфере духовных школ. Именно его в России и обозначают термином „богословие“. А также богословие, которое с начала 90-х годов ХХ века формируется (естественно, при активном взаимодействии с духовными школами — академиями и семинариями) в государственных учебных заведениях. Его, в соответствии с государственными стандартами образования, именуют „теологией“.
Подобное разделение продиктовано, прежде всего, тем печальным историческим опытом, который Русская Православная Церковь накопила в ХХ веке. До печальных событий 1917 года богословское образование развивалось в рамках духовных академий и семинарий. Но после 1917 года Русская Православная Церковь практически в одночасье лишилась всех своих учебных заведений и, соответственно, возможности готовить для себя пастырские кадры.
Светская же система образования была принципиально антирелигиозной. Поэтому Православная Церковь в современной России не считает необходимым связывать все богословское образование исключительно с развитием системы светского образования в стране.
Церковное священноначалие также считает, что не все то, что в соответствии с требованиями государственных стандартов для учебных заведений должно присутствовать в вузе в обязательном порядке, полезно для будущего священнослужителя. Кроме того, важно не только дать образование, но и сформировать определенные личностные характеристики будущего пастыря. А это возможно только в духовных учебных заведениях, поскольку светские вузы не придают воспитательной работе большого значения. Для них важна подготовка именно специалиста, а не служителя Церкви.
Поэтому православная теология на сегодняшний день — как бы самостоятельная наука. Необходимость такого статуса теологии вызвана еще и тем, что российское научное сообщество пока не признает за богословием, существующим в духовных академиях и семинариях, на официальном уровне научного статуса. Даже церковные научные степени до сих пор не признаны государством.
Разумеется, что на практике именно преподаватели православных духовных школ и формируют сегодня православную теологию. Более того, предмет изучения богословия и теологии практически аналогичен. Разница в том, что богословие духовных школ развивается как научное знание прежде всего для священников, а теология — как знание для специалистов, призванных к работе в миру.
Как система богословского образования в России будет развиваться в дальнейшем — покажет время.
— А какова концепция теологического образования в Нижегородской епархии? Есть ли какая-то специфика или различия в подготовке теологов в Арзамасе, Нижнем Новгороде, в других епархиях — в частности, в Москве?
— Каких-то особенных различий не существует: ведь везде обучение ведется по одному теологическому стандарту. Некоторая разница есть только в тех конкретных условиях, в которых развивается теология в каждом конкретном регионе.
Понятно, что в Москве, где мощная богословская школа с многовековой историей, кадровый потенциал позволял организовать полноценные теологические вузы с дневной формой обучения теологии. Ведущим стал Православный Свято-Тихоновский университет.
У нас, на Нижегородской земле, таких кадровых возможностей нет. Поэтому все теологическое образование в нашем регионе заочное. Сегодня у нас действуют два теологических направления в двух вузах: Нижегородском государственном педагогическом университете и Арзамасском государственном педагогическом институте. Оба теологических отделения успешно готовят специалистов. Один только Нижегородский педагогический университет начиная с 2007 года выпустил уже более 50 теологов.
В обоих вузах уровень подготовки пока осуществляется по стандарту бакалавриата. Но есть и отличия. В Нижегородский педагогический университет принимаются исключительно выпускники духовных семинарий и академий. Обучаясь три с половиной года, студенты, которым читались необходимые по государственному стандарту светские дисциплины (богословские дисциплины, изученные в семинарии, перезачитываются), получают диплом государственного образца. Вот таким образом сегодня в нашей епархии решается проблема выдачи диплома государственного образца выпускникам семинарии.
В Арзамасский же пединститут, где обучение ведется пять с половиной лет (без сокращения этого срока), могут поступить все желающие получить теологическое образование. Единственное условие — это наличие православного мировоззрения.
Надеемся, что, с помощью Божией, система теологического образования в Нижегородском регионе и далее будет активно развиваться.
Беседовал Дмитрий Угрюмов
«Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.