Детство.ru

13:52, 18 октября 2011

Знаете ли вы, кто составляет абсолютное большинство интернет-пользователей? Молодежь. От 15 до 25 лет. Именно они ― самые активные участники Сети. Но с каждым годом эта возрастная планка снижается, и аудитория Интернета стремительно молодеет. Проблема „зависания“ подростков в Интернете ― едва ли не самый актуальный повод обращений родителей к школьному психологу. Дети, начиная с младшего школьного возраста, самозабвенно играют в компьютерные игры, часами сидят в социальных сетях. Нормально ли такое поведение подростка, и каким образом взрослые могут повлиять на взаимоотношения ребенка с Интернетом ― вопрос открытый и для родителей, и для специалистов.

Тяга к знаниям

— Невозможно однозначно ответить на вопрос: вреден или полезен Интернет для детей. И ботинки могут быть вредны, если они жмут,― считает психолог Елена Пакина.― Интернет, как любое творение человека, может использоваться по-разному. Родителям важно помнить, что интерес к Интернету ― всего лишь одна из естественных потребностей к познанию. Поэтому попытаться просто взять и запретить его ― бесполезно. Не познакомите вы ― ребенка познакомят с Интернетом друзья. Не доверите же вы другим столь важное дело! Кстати, запреты могут подхлестнуть болезненную привязанность. Чем больше неаргументированных запретов, тем сильнее сопротивление.
Родители, стремящиеся оградить ребенка от общения с Интернетом, часто не учитывают плюсы, которые дает Сеть. А они есть. Во-первых, это кладезь информации: с его помощью можно приобрести многие знания и умения. Во-вторых, Сеть предоставляет множество возможностей для общения, выбора профессиональных интересов, позволяет приобрести навыки работы с компьютером, столь необходимые в современном мире. Проблема лишь в том, чтобы заинтересовать ребенка именно этими сторонами Интернета.
— Мудрый взрослый должен помочь ребенку сориентироваться и правильно расставить акценты,― уверена Елена Пакина.― Надо рассказывать, какую информацию и как добывать, а еще надо не забывать и о других способах расширить кругозор: книгах, лекториях, театрах. Часто сами взрослые своим примером замыкают ребенка на Сети. Им кажется: легче просто нажать кнопку, чем тратить на детей свое время, энергию, проявлять изобретательность. Жизнь, процесс познания и общения не должны исчерпываться Интернетом, и пример в этом должны демонстрировать сами родители.
— Когда я однажды на уроке спросил учеников-девятиклассников, кто из них зарегистрирован в социальной сети „ВКонтакте“, то я с удивлением обнаружил стопроцентный результат,― рассказывает заслуженный учитель РФ Андрей Елисов.― Все дискуссии о вредоносности Интернета уже опоздали. Молодежь быстрее, чем взрослые, освоила эту виртуальную Вселенную, и потому теперь нам необходимо осваивать ее пространство и предлагать на этом информационном поле материал, который сможет обогатить ребенка интеллектуально.

Откуда берется зависимость?

Зависимость детей от Интернета ― проблема, реальная для многих родителей. Если ребенок проводит за компьютером больше трех часов в день и крайне неохотно покидает виртуальное пространство ― это повод задуматься.
— Ребенок попадает в зависимость не случайно,― убеждена Елена Пакина.― Значит, где-то была пустота, которую подросток не смог заполнить.
Ее коллега Ольга Веселкова, напротив, уверена, что подростки, „попавшие в Сети“, как правило, не относятся к категории неблагополучных.
— Просто виртуальное общение в наше время вытесняет прогулки и контакт со сверстниками в реальности,― считает она.― Интернет-общение дает возможность преодолевать множество барьеров: дефицит времени в целом, несовпадение „свободных промежутков“ у друзей, расстояние друг от друга и, конечно, барьеры общения, когда заочно, не глядя друг другу в глаза, можно что-то сокровенное поведать о себе и узнать о другом то, в чем особенно остро нуждается человек подросткового возраста.
Хорошей профилактикой зависимости станет активный образ жизни семьи, разнообразные интересы, занятия. Чем больше ниш у детей заполнены делами, тем меньше времени на Интернет. Все же человек старается реализоваться через Интернет в тех случаях, когда других реальных способов у него нет. Если же момент упущен, стоит не бояться проанализировать свои отношения с ребенком, а возможно, и обратиться к специалисту.
— Во что бы то ни стало надо постараться сохранить контакт с ребенком, вникать в его интересы, быть может, даже стать его „другом по Сети“,― рекомендует Ольга Веселкова.
Важно помнить: главная „таблетка“ от зависимости ― доверие и приятие.
— И все же родители должны с самого начала контролировать время, которое ребенок проводит в Сети,― считает студентка НЖДУ Дарья Пономарева.― Нам родители разрешали пользоваться Интернетом, но ограниченное время. В этом случае остается возможность заниматься только своим делом, не тратить его на ерунду. И сейчас мы очень благодарны им за это.

Дело совести

Видеть своего ребенка умным, честным и добрым человеком ― мечта любого родителя. А для верующих людей важно, чтобы в жизни ребенка обязательно произошла главная встреча ― встреча с Богом. Не станет ли Интернет той силой, которая может помешать этой встрече? Ведь православных сайтов в Сети ничтожно мало, и глупо надеяться, что именно они заинтересуют подростка. Зато наверняка найдется немало сайтов, негативных по отношению к христианству. И без того подростковый возраст для многих ― время кризиса веры, а тут еще влияние Сети. Где гарантия, что из всего многообразия ребенок выберет нужное, а не заинтересуется самыми недоброжелательными сайтами?
— Я не сомневаюсь, что когда мои дети вырастут, они будут гулять по Всемирной паутине,― говорит священник Михаил Парфенов.― И ничего в этом ненормально-криминального нет. Интернет необходимо освоить точно так же, как осваивают велосипед или авто. И естественно, что „издержки производства“ в виде „плохих картинок“ неизбежны. Но думается мне, что начало „западания“ на эти вещи лежит не на экране, а где-то в области сердца или головного мозга. Так что если чадо „зависло“ на очередном суперстрашном сайте, это не вина сайта как такового, а следствие дурного воспитания или отсутствия оного.

Учитель Андрей Елисов уверен, что воспитание можно продолжить и в Сети:
— Своим ученикам, которые хотят найти в Интернете место для общения, я рекомендую сайт православной переписки. Там публика неравнодушная, склонная к духовной работе над собственной душой. На сайте „ВКонтакте“ я создал свою страничку и разместил более тысячи видеоматериалов духовно-нравственного содержания. Практикую выездные мастер-классы по работе с подростками. В одном из районов области ко мне пришли 200 десятиклассников на двухчасовую беседу. После этой встречи больше половины учеников добавились ко мне в друзья на сайте „ВКонтакте“. Причем каждый из них потом написал мне письмо. Значит, ребенок готов к диалогу, пусть и к виртуальному. Раз молодежь выбрала этот канал для общения, его надо использовать, чтобы просвещать ее.
Сегодня многие православные молодежные организации или церковные приходы активно осваивают Интернет. Это дает возможность обращаться непосредственно к молодежной аудитории, позволяет распространять нужную информацию, делиться интересными книгами и статьями и, наконец, благодаря интернет-пространству члены приходских общин и молодежных движений продолжают поддерживать связь, даже если изменяются жизненные обстоятельства. С помощью Интернета объединяются, чтобы собрать помощь нуждающимся, обсуждают проблемы, философствуют, решают организационные вопросы.
Виртуальный мир ― зеркало реального. Что дурно в реальности ― неприемлемо и в Сети. Об этом нужно помнить и детям, и родителям при работе со Всемирной паутиной. Если научить детей с самого начала руководствоваться этим простым правилом, все виртуальные риски снизятся до минимума.

Татьяна ФАЛИНА
Фото Артема ФАЛИНА
«Нижегородские епархиальные ведомости», №19(208), 2011 г.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

.