
Укрепление веры, избавление от грехов, жизнь по заповедям, приближение к Богу и спасение души — главные цели, к которым стремится православный человек. Но возрастание в вере не прямолинейное движение. На этом пути ошибки и падения неминуемы, но осознавать их — уже половина успеха. Покаянием, или Исповедью, называется таинство, во время которого верующий раскаивается в своих грехах, а священник от имени Бога объявляет об их прощении. Если кающийся искренен, Господь благодатию и любовью к нам прощает наши грехи, и свидетельство священника имеет реальную духовную силу.
Значит совесть жива
Однако очень непросто бывает человеку прийти на исповедь. Мешает лукавый дух, который понимает, что после таинства он потеряет власть над душой человека. А еще останавливает стыд… Чувство древнее, как само человечество. Первое упоминание о стыде в Священном Писании связано с грехопадением Адама и Евы.
Толковый словарь Ожегова подсказывает, что стыд — это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. От стыда можно даже сгорать. Это говорит о том, что совесть жива.
У русского народа много пословиц о стыде: «Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека», «В чем стыдно признаться, с тем лучше расстаться», «И малый стыд бывает сильнее большого горя», «Лучше понести убытку на рубль, чем на грош стыда», «Тому великий стыд, кто языком льстит»… А вот в Библии говорится как о положительном, так и об отрицательном проявлениях стыда: «Есть стыд, ведущий ко греху, а есть стыд — слава и благодать» (Сир 4:25). Как это?
Очищается стыдом
Если человек испытывает смущение от совершенных грехов, это хорошо. «Стыд — хорошее и здоровое чувство, — писал Михаил Салтыков-Щед-рин. — Стыд животворит». Однако это чувство не должно останавливать верующего человека перед исповедью. Именно здесь, стоя перед крестом и Евангелием, исповедник может выгрести из души тот сор, который мутным ручьем сливается туда из телевизора, интернета, из общения с другими людьми…
Мне нравится сравнение исповеди с визитом к врачу. Представьте себе: вы пришли к доктору, он готов выслушать жалобы и помочь, но вам стыдно говорить о болезни. Вряд ли так бывает. В поликлинике мы правдиво рассказываем о нашем состоянии, потому что только в этом случае можем рассчитывать на грамотную медицинскую помощь и выздоровление.
Так же и на исповеди. Священник тоже врач. При его помощи мы можем исцелиться от духовных недугов, которые зачастую становятся причиной болезней физических. Но мы стесняемся назвать свои грехи, боимся, что батюшка плохо про нас подумает.
За годы служения наши пастыри слышали тысячи исповедей, и вряд ли мы сможем шокировать их своими рассказами о наших неблаговидных поступках. К тому же Господь устроил так, что священники забывают сказанное нами перед аналоем, наши слова словно стираются из их памяти. Об этом мне говорили сразу несколько священнослужителей. К тому же, батюшки не имеют права разглашать тайну исповеди, она охраняется законом, и священство об этом прекрасно знает.
Генеральная уборка
Помню свою первую исповедь. С отцом Сергием, который был чуть моложе меня, у нас сложились теплые и дружеские отношения. Он приходил к нам в редакцию, приносил статьи для публикации. Мы интересно общались, отец Сергий крестил мою младшую дочь. Однажды батюшка пригласил нас с коллегой на Божественную литургию в сельский храм и напомнил о необходимости исповедоваться и причащаться.
Это было первое богослужение в моей жизни, и предстояло серьезное испытание. Помню, как горели от стыда щеки, как билось сердце. Ладно бы батюшка был незнакомый — покаялась в грехах, причастилась и ушла с миром. Но священник хорошо знаком, мы тесно общались, и, скорее всего, у него создалось благоприятное впечатление обо мне. И вот сейчас предстоит приоткрыть темные уголки своей души, рассказать «как на духу» о самом болезненном. Поведать обо всем, ничего не оставляя на потом.
Это было более 20 лет назад, но я до сих пор помню свои чувства. Стыд, волнение, слезы раскаяния… Уже тогда я понимала, что священник — это не просто человек, он поставлен Богом, чтобы помочь душе.
После литургии отец Сергий пригласил нас в гости и за обедом поздравил меня. Сказал, что такого «горячего покаяния сердца» давно не слышал. Потом я узнала о том, что первую исповедь называют генеральной. Это слово ассоциируется у меня с уборкой. После генеральной уборки в доме становится светлее и дышится легче. Это неудивительно, ведь ненужный хлам отправился на свалку, вещи разложены по своим местам, пол и стены намыты, а сквозь чистые окна стало проникать больше света. Вот и первая исповедь — это как генеральная уборка души. Она помогает человеку победить прошлое и начать новую жизнь.
Помогла блаженная Феодора
Недавно в одной из монастырских лавок увидела книгу «Мытарства блаженной Феодоры: исповедь в порядке 20 мытарств», и вспомнилась история.
В нашем храме появилась новая прихожанка — немолодая учительница. Авторитетный человек, уважаемый учениками и родителями. Царице наук — математике — она обучала и батюшкиных детей. Душа учительницы тянулась к Церкви, и она стала регулярно посещать богослужения. Из месяца в месяц, каждое воскресенье приходила на Божественную литургию, ставила свечи, внимательно слушала проповедь священника, который и сам нередко стал заглядывать в школу.
Церковные старушки заметили, что учительница не исповедуется, не подходит к Святой Чаше. Во время таинств она, как правило, стоит у окна и внимательно наблюдает за происходящим. «Стоит как подсвечник», — сказала про нее тетя Вера. Ей было жалко женщину, хотелось, чтобы та приобщалась к таинствам Церкви. И однажды тетя Вера решила «растопить лед недоверия» и со словами: «Доченька, прочитай», — протянула педагогу зачитанную брошюру.
Вы уже поняли, о какой книге идет речь. В следующее воскресенье учительница исповедовалась, отошла от священника с мокрыми глазами, вся красная от волнения. Потом она причастилась Святых Христовых Таин. В тот момент ее глаза сияли от счастья. Книга помогла ей сделать решительный шаг.
«Мытарства блаженной Феодоры» — это волнующее произведение. Впечатлительным людям читать его надо очень осторожно. В нем рассказывается о том, что происходит с человеком, когда он оказывается за гробом. Это один из сюжетов, вошедших в «Житие преподобного Василия Нового». Оно написано в XI веке учеником преподобного Василия Григорием Мнихом.
Автор передает видение Феодоры о ее посмертной участи. В своем бестелесном путешествии она прошла сквозь 20 мытарств — пунк-тов досмотра «духовного багажа», с которым душа почившего отправляется на суд Божий. Как тяжело предъявлять безжалостным «пограничникам» накопленные в закромах души грехи осуждения, чревоугодия, гордости, зависти, прелюбодеяния… Феодора увидела ужасы ада, общалась со святыми ангелами и демонами, держащими свитки с ее грехами. На многих мытарствах свитки очищались от записей. Ангелы объясняли это тем, что в этих грехах Феодора раскаялась на исповеди.
Читать книгу нелегко, люди со слабой психикой могут даже впасть в депрессию. А дочитавшие до конца поймут, что грехи, в которых человек исповедовался, уже не помешают ему на пути в Божие Царство. Напротив, неисповеданные прегрешения как тягостные узы будут сковывать душу, разрушать ее, закрывать дорогу к Богу.
А что же блаженная Феодора? Как сложилась ее посмертная судьба? Она прошла все испытания, и ангелы принесли ее к вратам Царствия Божия. Феодора видела прекрасные обители, приготовленные для христиан. Для людей с чистой совестью.
Рассказ о мытарствах — это повод задуматься о последнем часе, который рано или поздно настанет. Этот вывод сделала для себя и наша учительница. Отложив сомнения, страхи и стыд, она смело шагнула под епитрахиль священника.
Не уходить от Бога
Каждый церковнослужитель помнит о том, что человеческая природа повреждена грехопадением и нет ничего удивительного в том, что человек впадает в тот или иной грех. Это часть нашей падшей природы, наследственная склонность ко греху. Надо найти в себе силы, волю и мужество переступить через себя и преодолеть стыд.
А если очень трудно исповедоваться знакомому священнику, можно ли покаяться в другом храме? Да, можно! Никто не запретит человеку исповедоваться и в другом храме, и в другом городе, где его никто не знает. Главное не прятаться от Бога, оплакать свой грех и продолжать движение вперед. Покаяние — это самое важное в жизни человека.
Вот что говорит об этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Покаяние — большая и сложная внутренняя работа, самоанализ, беспристрастная самооценка наедине с собственной совестью. Когда же человек приходит на исповедь, он лишь завершает эту работу, держит ответ перед Богом. И это очень важно для сохранения связи с Господом. Грех — единственная преграда, способная помешать такой нашей связи. Ни рациональные сомнения, ни что-либо иное, а именно грех. Если он не раскаян, то превращается в настоящую железобетонную стену, через которую благодать не проходит. В ответ же на наше покаяние действием Божественной благодати мы исцеляемся, получаем прощение грехов».
Текст: Марина Бригатова
Фото: Глеб Пушменков
