Дозвониться до неба

17:44, 25 ноября 2011

Есть такая древняя мудрость: если народ перестает петь, то он исчезает. Слишком часто она звучала в последние годы в России из разных уст: хоровых дирижеров, собирателей и исполнителей фольклора, любителей рок— и просто популярной музыки. Прошедший 11 ноября в нижегородском клубе «Театро» концерт Игоря Растеряева подарил уверенность в том, что русский народ в ближайшее время точно не исчезнет, и это не громкие слова.

Пока о феномене Растеряева пишут разные СМИ — от центральных многотиражных до церковных и патриотических, — его песни продолжают, как круги по воде, расходиться по бескрайнему русскому пространству и завоевывать все большее количество человеческих сердец.

И вроде бы не в диковинку в России любовь народная к талантливым исполнителям, но случай с Игорем Растеряевым — особый. На концертах, проходящих в разных городах нашей страны, почти все его песни поются хором, состоящим из нескольких сотен зрителей разного возраста, пола и социального положения, и не по одному разу. Если такое и было когда, то в новейшей российской истории мы этого точно не припомним.

На концерте в Нижнем зрители готовы были остаться в зале до утра и бесконечно слушать и петь растеряевские песни. И так бы оно и случилось, если бы позволили хозяева зала. Причем сомнений в том, что артист выдержит многочасовой песенный марафон, ни у кого не возникало, и это одна из причин его феноменальной популярности. Соскучились люди по настоящему голосу, глубокому, сильному, цельному, который от долгой «работы» только приобретает в звучности.

Завораживает ритмическое и мелодическое богатство песен Растеряева, в которых удивительный сплав казачьих, роковых, симфонических, театрально-драматических элементов рождает некий новый жанр, которому сложно дать название, хотя по сути это просто авторская песня.

Но не мелодически безликая бардовская с гитарным аккомпанементом, к которой мы привыкли, а экспрессивно-щемящая, с переливчатыми мелодиями и разухабистыми ритмами под гармонь, которая заменяет Растеряеву целый оркестр. И в том числе в звучании гармошки кроется сила притяжения этих песен. Кстати, нижегородским зрителям Игорь рассказал, что его первым инструментом была горьковская гармонь с изображением «фирменного» оленя, и именно на ней он придумал своих знаменитых «Комбайнеров».

На концерте 11 ноября прозвучала новая песня «Звонарь» — такая же пронзительная и щемящая душу, как большинство песен Растеряева. Прозвучала впервые в экспериментальной аранжировке — под гармонь и колокола передвижной звонницы, и это многоголосие в очередной раз как будто распахнуло музыкальное пространство, раздвинуло границы возможного.

А текст песни представил автора в неожиданном образе. Оказывается, из многих возможных занятий, если бы пришлось выбирать, он отдал бы предпочтение искусству колокольного звона…

В этом есть какое-то вековое русское юродство — стать не космонавтом или программистом, о чем мечтали советские юноши в ХХ веке, не юристом или финансистом, о чем многие из них мечтают в наше время, а просто звонарем. Чтобы «перед каждым колокольным боем духом собираться, как у алтаря», «воскресить хорошее, погасить плохое в сердце у меня»… «Чтоб людские души плакали и пели так же, как поет моя».

И никаких постмодернистских стенаний об отсутствии смысла в жизни и творчестве, о «молчании Бога» в ответ на дерзкие вопросы Его заблудившихся детей. Но безграничная пасхальная радость, пронизывающая весь мир, когда небо близко и смерти нет.

Друг мой, медный колокол, нету мне покоя,
На земле так многим одиноко жить.
Нам сыграть суметь бы что-нибудь такое,
Чтобы нашим звоном всех объединить…

Колокол, а вот бы нам до неба дозвониться!
Вот бы всю Вселенную звоном обогреть.
Может быть, за это что-нибудь простится,
Может, сами ангелы захотят подпеть?

Слушая песни Растеряева, каждый раз думаешь: нет, хорошего много не бывает, даже у гениальных композиторов есть посредственные мелодии, у великих поэтов — обычные стихи. Но появляется новая песня, и ты понимаешь: источник не высох, в нем еще многие утолят жажду.

Светлана ВЫСОЦКАЯ

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.