Дух подается, но и взыскуется

11:57, 1 августа 2011

В эти дни, когда проходят ставшие уже традиционными Серафимовские торжества, вспоминаются слова дивеевской блаженной Прасковьи Ивановны: „Серафим, Серафим! Всюду Серафим! Велик у Господа Серафим!“ Эти слова полнее всего обозначают смысл и содержание духовного наследия дивного Саровского старца.

В сонме святых Русской Православной Церкви преподобный Серафим занимает особое место. Именно он напомнил всем нам об основной цели христианства, которая часто теряется в попытках найти поддержку своей духовной немощи в соблюдении установленных правил и предписаний. Цель жизни христианской, согласно преподобному Серафиму,— это стяжание Духа Святого, то есть полное и совершенное раскрытие в человеке образа и подобия Божия, происходящее в общении человека с Богом. А все добродетели суть средства, которые без достижения этой главной цели не имеют пред Богом самостоятельной ценности.

Цель христианской жизни

В беседе с исцеленным им от тяжелой болезни помещиком Николаем Александровичем Мотовиловым преподобный дал свое знаменитое определение цели христианской жизни. На первый взгляд оно может показаться слишком простым, но в его краткой форме содержится предание Православной Церкви.

„Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской,— говорит преподобный Серафим в знаменитой беседе с Мотовиловым.— А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: „Всяк, иже не собирает со Мной, расточает“ (Мф 12:30)“.

Другими словами, для христианина не существует автономного добра: доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стяжанию благодати. Добродетели не цель, а средства христианской жизни, так как единственная цель есть стяжание благодати.

Духовный капитал

„Стяжание все равно что приобретение,— объяснял старец недоумевающему Мотовилову, — ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель мирской жизни обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег или почестей, отличий и наград. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом“.

Подтверждение слов старца Серафима мы находим в богослужебных песнопениях. Церковь напоминает нам о том, чтобы мы старались трудиться над стяжанием Святого Духа Божия, чтобы никто из нас не думал, что это невозможно или не является целью нашей жизни и не обязательно для нас.

Именно такая жизнь называется духовной, и только тогда мы можем думать, что мы с Богом, когда благодать Божия живет в нашем сердце. Именно это есть цель всех других духовных усилий, подвигов человеческих.

„Каким же образом,— спросил Николай Александрович отца Серафима,— узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого?“—„Это, ваше Боголюбие, очень просто!— отвечал преподобный.— Потому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум… Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит (не гордится), ибо не от мира сего есть…“

Продолжатель традиции

Преподобный Серафим был весьма начитан в писаниях святых отцов. В своем духовном опыте он обновил исконную традицию взыскания Святого Духа. Об этом учил еще в XIV веке святитель Григорий Палама, а преподобный Симеон Новый Богослов об этом замечательно сказал своим ученикам: „Если вы получили благодать в таинстве Миропомазания, в таинстве Крещения, а потом вы перестали ее ощущать в себе, то это значит, что в вас ее нет. Не обманывайте себя, потому что благодать Божию нельзя не заметить, она присутствует в вашем дыхании, она присутствует в вашем сердце, ни с чем не сравненным образом“.

„Надобно,— продолжал Мотовилов,— чтобы я понял это хорошенько!..“

Тогда отец Серафим взял его крепко за плечи и сказал: „Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?“ Мотовилов отвечал: „Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..“

Отец Серафим сказал на это: „Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть“.

И, приклонив к нему свою голову, он тихонько сказал: “Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу сказал: Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима…“

Главное — решимость

Преподобный Серафим доказал, что величайшие подвиги святых первых веков христианства не остались достоянием далекой истории. Батюшка Серафим сравнялся с древними святыми, приняв все монашеские подвиги: пустынножительство, безмолвие, сугубое постничество, затвор, столпничество и, наконец, величайший подвиг — старчество. Сама Пречистая Дева вывела его из затвора и повелела отворить двери его кельи для всякого приходящего, жаждущего духовного наставления.

Все условия, необходимые для достижения цели, указанной батюшкой Серафимом, даны христианам в Церкви. Когда преподобного спросили, нет ли у современных христиан какого-нибудь недостатка, препятствующего им приносить те же плоды святости, какие изобиловали раньше, преподобный ответил, что им недостает только одного — собственной решимости.

Дмитрий Романов

«Нижегородские епархиальные ведомости», №14(155), 2009 г.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.