Двадцать тысяч шагов для духовной пользы

14:59, 20 октября 2022
Что рассказали древние ярославские святыни

Эта паломническая поездка была для меня пятнадцатая. Первую я совершила десять лет назад, в 2012 году, на Бородинское поле, где проходили большие торжества, посвященные 200-летию Бородинской битвы. Потом были поездки в Смоленск, Саранск, Калугу, Тверь, Ульяновск, Санкт-Петербург, Углич и Калязин, Волгоград, Волоколамск, Троице-Сергиеву лавру, Александровскую слободу, Звенигород, Новый Иерусалим, Оптину пустынь. Каждая из них незабываема, после таких маршрутов возвращаешься домой обновленным человеком.

Итак, мы отправляемся в Ярославль «в ночь», чтобы приехать как раз к литургии в Толгском Свято-Введенском монастыре. Состав нашей группы, можно сказать, устоявшийся: это учителя, медики, библиотекари, активные прихожане местного храма, ученики воскресной школы с родителями, в общем, люди, неравнодушные к вере и к истории нашей страны.

Оговорюсь, что за весь мой паломнический опыт я бесконечно благодарна нашему гиду Марине Вячеславовне Бригатовой. Совершив первое паломничество в Оптину пустынь еще в 90-е годы, она потом училась на курсах при Московской духовной академии, затем прошла обучение и получила диплом экскурсовода, почти 30 лет является директором воскресной школы при храме Спаса Нерукотворного в поселке Сосновское.

Перед отправлением автобуса мы, как обычно, читаем молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую» и просим помощи и заступничества у Николая Чудотворца, который покровительствует путешествующим.

В начале пути, пока еще не улеглись спать, Марина Вячеславовна кратко рассказывает об истории Ярославля, знакомит с планами на предстоящий день и просит помолиться о водителе Дмитрии, чтобы Господь дал ему выдержки, силы и терпения за время ночного пути.

Уютно устраиваясь в кресле, в очередной раз отмечаю про себя, что ни в какой удобной и мягкой постели я не сплю так крепко и спокойно, как во время паломнических поездок. Может, монотонное укачивание автобуса так действует, а может, предвкушение новых духовно-полезных впечатлений.

В цветущую Толгскую обитель

Рано утром мы прибываем в город Ярославль, к стенам Толгского монастыря, который расположен на берегу Волги в 11 километрах от самого города. Покидаем автобус и идем пешком по чистейшим дорожкам: кажется, тротуарную плитку не просто подмели, но и тщательно вымыли. Везде порядок, стрелки указателей, цветущие кустарники и множество тюльпанов. Но особенно впечатляют поля, засаженные капустой, они кажутся бескрайними. Несколько монахинь трудятся, видимо, на прополке.

Белокаменные монастырские стены возвышаются величественно, лучи восходящего солнца играют на золоченых куполах. С трепетом подходим к центральным вратам.

На сводах просторной арки — фрески, иллюстрирующие историю создания монастыря. Монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором. 20 августа 1314 года, возвращаясь из Белозерья в Ярославль, он с сопровождавшими его священниками остановился на ночлег в том месте, где небольшая речка Толга впадает в Волгу. В полночь он увидел на вершине высокой сосны свечение и в нем икону Пресвятой Богородицы. Утром 21 августа икону сняли и тут же начали строить деревянную церковь. Возвели ее за один день, архиепископ Прохор освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а к вечеру в храм был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским».

Мы увлеченно слушаем рассказ Марины, но вдруг за нашими спинами раздается резкое «бибиканье», и через ворота неспешно проезжает современный электрокар белого цвета, за рулем которого сидит монахиня. На его грузовой площадке его стоят бачки с молоком и творогом, еще что-то в емкостях поменьше — это везут продукты с монастырской фермы на кухню, где будет готовиться завтрак. Все продукты, которыми угощают в монастырской трапезной, производятся здесь, здесь же выпекают хлеб, все здесь натуральное, свежее и свое.

Итак, в 1314 году, в тот же день, когда была возведена первая деревянная церковь, на этом месте было решено основать мужской монастырь. Когда в начале XV века в монастыре случился пожар, ничего из церковной утвари спасти не удалось, но чтимая икона была найдена в лесу невредимой, ее поместили во вновь отстроенный храм.

В 1553 году монастырь посетил Иван Грозный. Он страдал болезнью ног, и в монастырь его внесли на кресле, но после совершенного перед чудотворной иконой молебна государь встал на ноги. В благодарном порыве царь Иоанн Васильевич пожертвовал храму крупную сумму денег и повелел воздвигнуть первый каменный храм. Его освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Посетить Введенскую соборную церковь нам не удалось: она вся в строительных лесах и закрыта на реставрацию.

О немногословных сестрах и не признающих фотокамер павлинах

На литургию мы отправляемся в Крестовоздвиженский собор. Пока здесь немноголюдно, подаем записки о здравии близких и упокоении усопших родственников, ставим свечи. Очередь на исповедь довольно большая: священник Александр исповедует не спеша, с каждым ведет обстоятельный разговор, выговаривает за несоблюдение церковных правил. В день он исповедует примерно 50 человек.

После службы у нас есть время осмотреть монастырь, подивиться его красоте и великолепию, провести экскурсию. В монастырских кельях проживают сто насельниц. Их практически не видно, если и пробегают спешно по своим делам, то в разговоры не вступают. Задала одной из них вопрос о каком-то строении — ответила кратко: «Я не историк». Разговорчивой оказалась только служительница, которую мы увидели в загородке, где прогуливались павлины. За разговором с одним из этих красавцев мы ее и застали: она объясняла ему, что кормить его еще не время и что напрасно он за ней ходит. От беседы с нами она тоже не отказалась, охотно рассказав, что павлинов здесь три особи, два бесхвостых и один с хвостом, который он важно распускал и давал им полюбоваться, но тут же складывал его, как только замечал объектив фотоаппарата, так что ни одного снимка нам сделать не удалось. Кроме павлинов на территории монастыря живут утки и лебеди. Белоснежный красавец скользил по воде живописного пруда, потом вышел на берег и стал чистить перья возле аккуратного домика, для него построенного. Мы предположили, что внутри домика его подруга выводит птенцов.

Природной достопримечательностью Толгского монастыря является кедровник — чудесная кедровая роща, огороженная решетчатым забором. Двухсотлетние красавцы-кедры сохранились с древности. По преданию, Ермак, покоривший Сибирь, несколько ящиков саженцев сибирских кедров преподнес в дар Ивану Грозному, а тот передал их в Толгский монастырь. Сейчас кедров здесь 193, из старой посадки осталось 27, остальные были посажены сестрами в 1980-х годах. Роща охраняется и для посещения открывается только раз в году в августе.

Почему мужская обитель стала женской

После прогулки по территории монастыря мы вновь собираемся вместе, Марина рассказывает нам об истории монастырских строений. Останавливаемся у красивой каменной часовни, построенной в 1893 году на месте убиения поляками в Смутное время 46 иноков. Они погибли от рук польских завоевателей в 1609 году, на мраморных плитах написаны имена погибших братьев.

Недалеко от часовни расположен храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Он был построен в 1710 году на месте первого деревянного храма, куда был помещен царский дар — чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Во время Отечественной войны 1812 года в этом здании размещался лазарет для раненых солдат.

Перед выходом из монастырских врат мы подходим к стендам с фотографиями, показывающими разрушение монастыря в советские богоборческие годы, когда на его территории размещалась исправительно-трудовая колония для несовершеннолетних, территория была обнесена колючей проволокой, дети репрессированных, оставшиеся сиротами, помещались сюда на перевоспитание и обучение профессии. В 1988 году монастырь был передан Русской Православной Церкви. Люди из разных уголков Советского Союза приезжали сюда, чтобы потрудиться на восстановительных работах и внести свою лепту в возрождение святыни. В основном это были женщины. Так было решено вновь основать в этих стенах некогда мужской обители женский монастырь.

В столице Золотого кольца

Автобус быстро домчал нас до Ярославля, который считается столицей Золотого кольца России. Город был основан в 1010 году, он более чем на 200 лет старше Нижнего Новгорода. Древнейший населенный пункт был заложен в месте слияния двух рек: Волги и Которосли — изначально как крепость, защищающая северо-восточные рубежи Ростовско-Суздальской земли. На гербе Ярославля — медведь с секирой: по легенде, Ярослав Мудрый победил священного медведя, которого выпустили язычники, населяющие эти места, и повелел заложить город-крепость, который назвали в его честь. Есть здесь и памятник медведю, а на набережной огромный валун указывает место закладки города.

До революции в Ярославле было построено 90 храмов, сейчас восстановлено 40, 30 из них открыты для верующих, 10 находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

Направляемся в Демидовский сад, где поставлен памятник красноармейцам, погибшим во время белогвардейского мятежа 1918 года. Дальше наш путь лежит к памятнику Святой Троице — это единственное объемное изображение Троицы в камне.

На территории Кирилло-Афанасиевского монастыря памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которые с апреля по июнь 1612 года формировали в Ярославле второе народное ополчение для борьбы с польскими интервентами. Памятники этим народным героям есть и на Красной площади в Москве, и в Нижнем Новгороде, но они другие. Эта скульптурная композиция представляет собой высокий крест с ликом Христа, который заслонили собой два русских воина. Место установки памятника исторически выверено: именно на этой территории, в самом центре города, 400 с небольшим лет назад располагалось собиравшееся со всех окрестных и дальних земель ополчение.

Во время экскурсии по городу мы видим здание театра, основанного Федором Волковым, памятник Ярославу Мудрому. Выходим из автобуса и внимательно рассматриваем план-карту города Ярославля, выполненную в металле по чертежам позапрошлого столетия.

После обеда идем на Стрелку. Марина рассказывает об истории памятника, воздвигнутого к 1000-летию Ярославля в 2010 году. У нас есть время прогуляться по набережной, даже посетить парк развлечений на острове Даманском, чтобы потом вернуться на площадь Челюскинцев к Успенскому собору, куда мы пойдем на вечернее богослужение.

Миропомазание в многострадальном соборе

Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус кафедрального собора Русской Православной Церкви. Белокаменное здание с пятью сверкающими на солнце куполами, величественно возвышающееся на правом берегу Волги, по праву считается одним из символов древнего города. Храм был построен в 1219 году, за свою историю горел, ветшал, был обстрелян, переоборудован в зернохранилище, затем взорван. В 2010 году, к 1000-летию города Ярославля, он был воссоздан и освящен Патриархом Кириллом.

Сегодня в храме достаточно многолюдно. Люди приходят семьями. Впервые увидела, что в храме оборудован детский уголок с маленькими стульчиками и столами, где разложены раскраски, карандаши, детские книжки. По окончании всенощной дожидаемся таинства Миропомазания, участие в нем помогает христианам укрепляться и возрастать в духовной жизни.

После вечерней службы мы снова садимся в автобус, прощаемся с прекрасным гостеприимным городом Ярославлем и отправляемся домой. Сколько было пройдено за этот день? Шагомер на фитобраслете дважды отметил по 10 000 шагов. Но особой усталости не чувствуем. В душе радость и умиротворение… Вспоминается строчка из песни советских времен: «В разных краях оставляем мы сердца частицу». После паломнических поездок ощущаешь, что ты не оставил, а приобрел. Еще один город со своими святынями занял место в душе, от этого крепнет вера и любовь к нашей Родине.

Текст: Нина Никонова