Протоиерей Евгений Худин: «Вызовам времени противостоят нормы, заложенные Богом»

20:11, 17 ноября 2022

На образовательной секции ХХIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в ХХI веке» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений предложил разработать и принять нравственный кодекс педагога. Руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин полностью поддерживает эту инициативу. По его мнению, если учить детей духовно-нравственным ценностям, то учащий сам должен быть носителем, а не транслятором этих ценностей. И настало время переходить к решительным действиям. Кодекс современного педагога он связывает прежде всего с нормами профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством, и основой их должны стать вечные истины любви к Богу и человеку.

— Отец Евгений, тема нынешних Рождественских чтений Нижегородской митрополии, как и международных, которые пройдут в Москве в начале будущего года, — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Что бы вы в первую очередь отнесли к глобальным вызовам?

— Сегодня этим термином принято называть несколько крупных проблем, и одна из серьезнейших — проблема войны и мира. До недавнего времени крупные державы в военных конфликтах напрямую не сталкивались, ограничивались опосредованными войнами. Если все же такая война когда-то случится, ее последствия затронут весь земной шар. И решать остальные проблемы, боюсь, будет некому. Чтобы этого не произошло, необходимо повышать доверие между государствами, учитывать объективные интересы всех политических игроков.

— В чем вы видите основные причины возникновения глобальных вызовов современности? Может быть, люди все чаще делают неправильный выбор в жизни?

— К сожалению, мир в наше время, несмотря на техническую революцию и развитие средств коммуникации, — это по-прежнему юдоль печали, где правят человеческие страсти. Разумеется, множество людей хочет, чтобы он стал другим. Но для этого должен появиться человек нового поколения: нравственный, образованный, который будет заботиться о ближних больше, чем о собственной выгоде. И каждому из нас нужно стремиться к этому. Посадите дерево, вырастите сына, напишите книгу… Оставьте о себе добрую память. Ведь так важно задавать вопросы: в чем нуждаются люди вокруг меня? что сегодня я могу сделать полезного для них? сделал ли я сегодня хоть одного человека счастливее? что я сегодня сделал для того, чтобы мир стал лучше? И честно ответить.

— Говорят и о кризисе веры. После духовной весны, наступившей в нашей стране после празднования 1000-летия Крещения Руси, вновь появляются богоборцы — кощунники, осквернители храмов. Почему? Как такое стало возможно?

— Явление это не ново, о нем писал еще в середине прошлого столетия протоиерей Василий Зеньковский в своей книге «Апологетика». Он говорит о том, что крещение лишь вводит христианина в Церковь, но дальнейшая жизнь в ней зависит от нашей активности. Если человек с детства посещает богослужения и участвует в таинствах, у него формируется церковное сознание. Но стоит такому человеку на время отпасть от Церкви, неизбежно наступление кризиса веры.

«В настоящее время, при свободе критики и нападок на Церковь, не так легко сохранить в себе ясность и полноту церковного сознания. Многие соблазняются о Церкви, впадают в разные сомнения, не будучи в силах разобраться в обвинениях Церкви, которые слышишь теперь на каждом шагу. Надо уметь поэтому защищать Церковь, надо разбираться в этих нападках на Церковь, чтобы не впадать в искушения, которые могут заслонять от нас реальность и силу Церкви». Эти слова написаны богословом и священником Василием Зеньковским в 1959 году, но как же они актуальны и в наши дни!

— Теперь вопрос: что делать? Как справиться с глобальными вызовами, о которых мы говорили?

— Едва ли не центральным элементом нашего противостояния им должно стать возрождение традиционных российских ценностей, прежде всего семейных. На фоне современной пропаганды опасных моделей жизнеустройства особенно важно утверждать неизменную ценность семьи, ее традиций. Что мы имеем в виду, когда говорим о наших ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные — это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Они восходят еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека.

— Как нужно поступать сейчас, чтобы воспитать в людях уважение к национальной исторической памяти, к духовной культуре своего народа, привить осознание значимости нравственных основ в жизни общества?

— Народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский говорил: «Без памяти нет истории, без истории нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет воспитания, без воспитания нет Человека, без человека нет народа». Трагедия народов и государств, как правило, начинается с разрушения их духовности, с внедрения в сознание народа чуждых идей, ценностей и неприемлемых способов их достижения. Сегодня государственная политика России как никогда ориентирует на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации включает в себя духовную безопасность, выраженную в качественном уровне национального самосознания, отражающем традиции жизнеустройства общества, его культуры и истории, а также уровень морально-политического единства.

Чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо сформировать основу, фундамент. А это предполагает активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего в сфере воспитания и образования. Сейчас воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, этому отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования.

— Детям во все времена нужны образцы для подражания, герои. В России были святые или известные полководцы. О них рассказывали детям, их жития воспитывали. О каких героях-современниках можно рассказать детям сейчас?

— Каждый день СМИ говорят о событиях в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей. Матрос, полицейский, артиллерист, корректировщик огня, десантник… Судьбы наших современных героев во многом похожи. Многие из них служили Родине и погибли, защищая страну.

Так, матрос Тихоокеанского флота России Алдар Цыденжапов погиб 19-летним во время несения службы на эсминце «Быстрый». Осенью 2010 года он предотвратил крупную аварию — спас и сам корабль, и 300 членов экипажа. А старший лейтенант Александр Прохоренко в самом тылу противника в районе сирийской Пальмиры в одиночку корректировал огонь российской авиации. 17 марта 2016 года он попал в окружение. Террористы засекли укрытие Прохоренко и пытались взять его в плен, но герой решил принять бой, а когда боеприпасы были на исходе, вызвал огонь на себя. Погиб сам, уничтожил всех боевиков.

Надо рассказывать детям и о том, что герой — это не всегда взрослый мужчина, солдат, участник боевых действий, который победил врага или спас от смерти мирных жителей. Героями могут стать совсем юные девчонки и мальчишки, и даже в мирное время. Например, два третьеклассника из Нижегородской области Максим Конов и Георгий Сучков совершили героический поступок в 2013 году и получили медали «За спасение погибавших на водах». Они рассказали потом, что не думали об опасности, просто хотели помочь человеку.

— Владыка Евгений на Русском народном соборе озвучил предложение расширить предметную область «Основ религиозных культур и светской этики» в рамках «Окружающего мира» и других предметов, преподаваемых с первого по третий классы, с учетом региональных и конфессиональных особенностей народов России. Чем обусловлена эта необходимость?

— Особенность методической организации ОРКСЭ на ступени начального образования в том, что вместе с предметом «Окружающий мир» он составляет педагогически согласованную учебно-методическую систему, которая позволяет формировать у детей целостное представление о России в социальном, культурно-историческом плане, о традиционных ценностях и культуре семьи. Курс ОРКСЭ рассчитан на воспитание не только нравственного сознания ребенка, но и национального самосознания. Он помогает больше узнать о том, что объединяет представителей разных религий, поэтому есть основания его расширить. В школьной программе другого подобного предмета нет.  Но выделенные для предмета 34 академических часа не мотивируют преподавателей повышать квалификацию, проходить профильные обучающие курсы. Увеличение числа уроков помогло бы решить проблему нехватки и квалификации преподавательских кадров. Сегодня в необходимости продлить изучение ОРКСЭ уверены представители и других конфессий. Чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, духовные, ценностные ориентиры, на которых оно держалось на протяжении сотен лет, должны передаваться. Именно в этом я вижу задачу современной педагогики.

Беседовала Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.