— Есть ли разница между служением в центральных епархиях и на окраинах?
— Разница есть, и, чтобы увидеть ее, достаточно побывать на острове Сахалин. У нас не сохранилось святынь, все было уничтожено. Да их и было немного, остров с дореволюционных времен был каторжным краем, которым управляли и русские, и японцы, но и те, и другие видели в нем только сырьевой придаток. Поэтому и не стремились развивать эту территорию. И вот результат: у нас очень мало святынь и слабые православные традиции. Например, один из клириков моей епархии 10 лет прослужил иеромонахом, прежде чем ему довелось побывать в Троице-Сергиевой лавре, где он впервые увидел, что такое настоящее монашество. Одна сахалинская учительница в Москве в Третьяковской галерее увидела намоленные старинные иконы. Вернувшись, она делилась впечатлениями: «Если бы их могли увидеть наши сахалинские дети, они стали бы лучше». Центральная Россия — это образец православной традиции, мы же пока только тянемся к нему.
С другой стороны, в центральных епархиях не хватает священнослужителей. У нас же ситуация немного легче: на одного священника в нашей епархии приходится 40 прихожан, а в центральной России — 500, поэтому наши священники могут уделять прихожанам больше времени.
— Владыка, расскажите еще о Сахалине…
— Есть такие стихи: «Ну что тебе сказать про Сахалин»… Отвечу словами из этих стихов: «над Сахалином низко облака, на острове нормальная погода». У нас редко светит солнце, и люди говорят: «В этом году у нас было лето, но я в тот день работал». Такой вот необычный климат. Остров вообще необычен, красив, там много рыбы — так много, что, во время нереста под ней не видно воды. Когда рыба идет на нерест, она преодолевает любые препятствия, чтобы дать жизнь будущему поколению. И мы должны поступать так же — выкладываться ради детей, давая им не только физическую жизнь, но и помогая сберечь душу, разум, волю.
Мы стараемся привести людей к осознанию того, что душа — это вечная субстанция. Для усиления миссионерской работы сейчас на Сахалине строится православный духовно-просветительский центр. Он будет большим — 2000 квадратных метров. Там разместятся детские клубы, воскресные школы, лектории для взрослых и многое другое. Мы прошли тяжелую школу атеизма, и не каждый готов запросто зайти в храм. Многим необходимы предварительные беседы, внебогослужебные встречи. Благодаря новому центру такие встречи станут регулярными.
Сахалин — спорная территория, самый край России. Несмотря на это, нас нельзя назвать окраиной в духовном плане. С нас начинается Россия, это наш остров, а вовсе не Япония первым встречает восходящее солнце. Мы там живем, наш народ там родился — это наша земля, которую мы должны облагородить.
— Почему для этого так важно возрождение православия?
— Когда мы приобщаемся к Господу, наша жизнь становится лучше. Укрепляется семья, государство и сама человеческая личность. Наша культура — лучший учитель, и приобщение к Богу дает людям правильные жизненные установки. Когда человек живет в общности, ему есть что противопоставить любому разрушительному началу. Один в поле не воин — побеждает всегда коллектив.
Беседовали Александр Фролов, Полина Ступина
Версия для печати Татьяны Фалиной
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.