У многих наших современников слово „вертеп“ зачастую носит негативный оттенок и меньше всего ассоциируется с добрыми рождественскими и новогодними традициями… Тем ни менее „вертепами“ в Древней Руси называли „пещеры“, а со временем — и кукольные изображения сцены Рождества Христова с помощью фигурок, кукол, которые принято вместе изготавливать и украшать накануне главного зимнего праздника — Рождества Христова.
Этот обычай пришел к нам с Запада, но там принято делать большие вертепы с фигурами в человеческий рост. На Руси же изготовлялись вертепы переносные, небольшие, которые брали с собой, когда в праздничные вечера и ходили по домам колядовать или славить Христа, то есть приходить в дома православных христиан „со славой“. „Христославы“ (так называли таких певцов) пели праздничные песнопения, показывали вертеп и разыгрывали действие наподобие того, как это происходит в современном кукольном театре. Такие же представления разыгрывались и на ярмарках и во время народных гуляний в городах и селах.
Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на относятся к концу XVI века. Именно к этому времени относится, например, найденный в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: „року Христусового 1591 збудованы“. В тех же Ставищах был найден и другой „Вертеп“, датированный 1639 годом.
Вертепы представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене.
Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины.
На верхней сцене изображался Вертеп — пещера, в которой родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство или ставилась икона Рождества Христова, и разыгрывались сцены, сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен.
Куклы вырезались обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи палочек, приделанных к нижней части куклы. Некоторые куклы оснащались несложными механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени, садиться. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых в дорогие материи.
Сегодня традиция изготовления рождественских вертепов возрождается: вертепные ящики и куклы есть во многих воскресных школах при храмах. И все же, эта замечательная рождественская традиция еще не прижилась в полной мере. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псалмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление.
Подготовил Алексей ЧУГУНОВ