Еще одна гора Богоявления

20:52, 19 июля 2022
Зачем нужен был Фавор?

В своем последовательном чтении Евангелия мы подошли к сюжету Преображения Господня. Это событие произошло вскоре после исповедания апостолом Петром веры в Божество Спасителя и, несомненно, тесно с ним связано. Оно должно было утвердить веру учеников в Божественность их Учителя и, вместе с тем, помочь им в дальнейшем, при распятии и смерти Христа, уразуметь тайну искупления и не соблазниться Его уничижением.

О событии Преображения Господня повествуют три первые евангелиста, взаимно дополняя друг друга. Матфей и Марк, кроме того, свидетельствуют, что со времени изложенной ими выше беседы Христа с учениками прошло шесть дней. Лука же пишет: «После сих слов, дней через восемь…» (Лк 9:28). Это разноречие объясняется достаточно просто. Первые два синоптика считают полные дни, а Лука добавляет к ним день беседы и день Преображения, при этом в тексте Луки стоит слово «ὡςεί», что значит «около» восьми дней, то есть приблизительно, а не ровно восемь.

Итак, Господь взял с Собой троих ближайших учеников: Петра и братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна, и взошел на гору. Лука указывает на цель восхождения — «помолиться». Остальные девять апостолов остались внизу у подножия горы. Евангелисты не указывают, на какую гору взошел Христос с учениками. По преданию же, это была гора Фавор, расположенная в южной части Галилеи.

Сокрытый свет

Взойдя на гору, Господь и ученики совершили, по всей видимости, обычную вечернюю молитву, после чего апостолы крепко уснули, а Христос продолжал молиться. Хотя в Евангелии прямо не сказано о времени суток, в которое Господь был на горе с учениками, но так как упомянуто о сне апостолов, вероятнее предположить, что это был вечер или начало ночи. Архиепископ Иннокентий Херсонский пишет: «Сон, в коем находились апостолы при начале Преображения, дает разуметь, что они возведены были на гору во время, располагающее ко сну, и что им не была открыта предварительно чрезвычайная цель восшествия».

Нам неизвестно, о чем молился Господь, пока апостолы спали, но последующая Его беседа с пророками Илией и Моисеем «об исходе Его», возможно, была продолжением Его молитвы. Приближалось время крестных страданий, время окончательного отвержения Его как Мессии. Господь скорбел о еврейском народе, предвидя его будущее. Он знал маловерие и малодушие Своих учеников, которым предстояло пережить событие смерти своего Учителя. Это могло повергнуть их в сомнение и полное неверие. Все это вполне могло быть предметом молитвы Спасителя.

При описании самого чуда Преображения евангелисты пользуются единым источником. Святой Лука пишет: «И, когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою блистающею» (9:29). «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить», — уточняет Марк (9:3). «И просияло лице Его, как солнце», — добавляет Матфей (17:2).

В Своем славном Преображении Господь являет нетварный свет Божественного естества, который дотоле сокрыт был под завесою плоти. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос открыл им нечто из Своего Божества — столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитавшего Бога». Святитель Григорий Палама, настаивая на нетварной природе Фаворского света, пишет: «Веруем, что Он явил в Преображении не другой какой свет, но только тот, который скрыт был у Него под завесою плоти; сей же свет был — свет Божеского естества, поэтому и несотворенный, Божественный. Так и по учению богословствующих отцов. Иисус Христос преобразился на горе, не восприняв что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего дотоле не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было».

Святые собеседники

«И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:30–31).

Ученики пробудились и увидели своего Учителя и Господа в сиянии Божественной славы и двух мужей, в которых они узнали великого боговидца Моисея и славного пророка Илию. Блаженный Феофилакт считает, что апостолы могли узнать Моисея и Илию из их беседы со Спасителем, ибо никаких изображений их не существовало. Святитель Григорий Палама пишет: «И как иначе могли узнать апостолы тех, которых никогда дотоле не видели, если не при таинственной силе Божественного света, открывшего умные очи их?»

«И, когда сии отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии – не зная, что говорил» (Лк 9:33). Божественный свет коснулся душ учеников, вызвав в них неизреченную радость и блаженство. И, хотя Марк говорит: «Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе» (Мк 9:6), — это не означает, что апостолы испытывали чувство ужаса, под страхом понимается благоговейный трепет, который вполне совместим с чувством радости.

Как человек, поднявшись на вершину горы и обозревая величественную панораму полей и лесов, или выйдя на берег моря, сверкающего в лучах ослепительного солнца, восклицает: «Какая красота, какое величие, какой воздух, как хорошо здесь», — подобно этому и Петр, но в несравненно большей степени испытавший внезапный прилив радости, выражает свой восторг и умиление словами: «Наставниче! Добро нам зде быти».

Петр не успел договорить, как их осенило светлое облако и ученики услышали «глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф 17:5). Ученики испугались и пали на лица свои. На этом чудесное явление заканчивается: внезапно все исчезло. Христос, подойдя, прикосновением возвращает апостолов к обыденной реальности, открыв глаза, они видят только Учителя в Его повседневном образе.

Знание на вырост

«И, когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф 17:9). Рассказ о Преображении мог быть правильно понят только в свете Воскресения. Поэтому Господь запрещает ученикам разглашать об увиденном ими, до тех пор пока Он не воскреснет из мертвых.

«И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых?» (Мк 9:10). Это означает, что ученики не поняли слов о Воскресении, но запомнили их. В кондаке Преображения толкуется смысл события на Фаворе: «На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да, егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Созерцание Божественной славы Спасителя было для учеников не только откровением, но и приобщением к этой славе. Моисей некогда видел только след славы Божией, когда во время прохождения пред ним Господа покрыт был рукою Божиею в расселине скалы, лицо же Господне не явилось ему (Исх 33:12–23; 34:5–8). Илия ощущал тихое веяние ветра от прохождения Господа перед закрытым мантием лицом его и слышал глаголы Божии к нему (см. 3 Цар 9:11–13). Апостолы же открытыми лицами взирали на славу Господню и как в зеркале отразили ее в своем лице: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:18).

Они до конца жизни хранили воспоминания об этом видении славы Божией: «И мы видели славу его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет 1:17–18).

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.