“Указ о возможности получения аккредитации духовными вузами президентом подписан, но механизма до сих пор нет, — объясняет отец Александр. — Не ясно пока, как привести в соответствие требования госстандартов и потребности церковной службы, на которые семинария ориентируется в подготовке студентов”. Решения этой проблемы в семинарии очень ждут. Более того, здесь готовы даже к переходу на шестилетнее обучение по схеме “бакалавр-магистр”: “Если мы желаем иметь равные возможности с государственными вузами, то и Болонскую систему не можем игнорировать”, — уверен проректор.
Знать гомилетику и формулу соляной кислоты
Правила поступления в семинарию и в обычные вузы также отличаются. Во-первых, нет ЕГЭ. Во-вторых, экзаменов по общеобразовательным предметам всего два — история России и русский язык. В-третьих, чтобы, по словам отца Александра, отсеять случайных людей “из тех, кто выбирал между семинарией и водной академией”, проводятся испытания на знание основных молитв и песнопений, умение читать церковнославянские тексты. И главное испытание — собеседование с самим владыкой-ректором. Руководитель семинарии, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, одним задает вопросы по житиям святых, а других вдруг просит вспомнить формулу соляной кислоты. Такой вот тест на общую эрудицию.
Да и с одного взгляда на расписание становится понятно, что учебные программы семинарии и специальности “Теология” светских вузов имеют совсем мало общего. Уже на первом курсе общеобразовательных дисциплин всего три — русский язык, иностранный и основы культуры речи, а к старшим курсам их становится и того меньше, даже история — и та “в приложении” к религии (хотя разных исторических курсов очень много). Большое внимание уделяется языкам — церковнославянскому, древнегреческому, латыни. И пусть у студентов нет такого предмета, как физкультура, — все они могут заниматься в тренажерном зале или посещать бассейн. Гораздо важнее отлично знать особенности церковного права или экономики приходского хозяйства, а также гомилетику, апологетику, патрологию, аскетику (есть в учебном плане и такие предметы)… И не пропускать спевки хора!
В общем, семинария дает не только специальные знания, но сильное гуманитарное образование и широкий кругозор.
“Код Да Винчи” к прочтению рекомендован
Семинария располагается у Благовещенского монастыря, в здании с часами на башне и ангелом на крыше. 90 семинаристов здесь не только учатся, но и живут: под общежитие отведен надстроенный третий этаж. В комнатах на восемь человек обитают иногородние, а также все первокурсники, включая нижегородцев. “Семинария — закрытое учебное заведение, — поясняет отец Александр. — Мы принимаем юношей с целью подготовить их к пастырскому служению, а для этого надо создать особый микромир… Только в такой “духовной теплице” они могут напитаться интеллектуально и укрепиться душевно. Само слово seminarium переводится с латинского как “рассадник”. Но изолятором семинарию называть я бы все же не стал”.
Образование в семинарии полностью бесплатное, студенты живут на довольствии и к тому же получают небольшую стипендию — 300 рублей в месяц. С первых дней они носят форму — строгие черные кители, и живут по распорядку дня. Свободных минут очень мало, и часто даже их семинаристы проводят в библиотеке. А она весьма обширна: имеются не только все необходимые учебники и духовные книги, но и большой выбор светской литературы: художественные произведения, классика, газеты и журналы, в том числе “Русский репортер” и “Морской пехотинец”. А один из стеллажей занимает медиатека — собрание дисков с фильмами, музыкой и мультимедиа.
Закупкой новых книг и DVD занимается лично заведующий библиотекой, кандидат богословия Алексей Дьяконов. Он старается, чтобы у посетителей библиотеки (кстати, она открыта и для посещения горожан!) было все новое и “душе полезное”. Определенной цензуре поступления, конечно, подвергаются: боевикам и ужастикам здесь места нет. Однако, по убеждению Алексея Владимировича, будущие батюшки не должны дистанцироваться от жизни. Поэтому в медиатеке есть и диск с сериалом “Школа”, и фильм “Сталин. Live”, и “Аватар”. И даже, что удивительно, “Код Да Винчи”. Надо же быть в курсе!
Один раз — и на всю жизнь
…Но вот пять лет учебы позади, почти готов диплом — и к этому времени выпускник должен, как говорят в семинарии, “определиться в семейном отношении”. Если он решит остаться неженатым, то в священники ему путь заказан: придется либо постричься в монахи, либо трудиться в миру. Если хочется “работать по специальности”, выход один — искать невесту. Семинарист, который пожелает жениться до выпуска, подает прошение ректору, и после беседы пару благословляет сам владыка (брак без благословения грозит отчислением, хотя таких инцидентов в семинарии пока не было). Но поиски могут затянуться и на несколько лет спустя окончания, ведь к процессу нужно подходить максимально ответственно: разводиться священнику нельзя, иначе служение придется оставить.
Вот и ищут себе семинаристы такую половинку, чтобы не только по характеру подходила и была соответствующе воспитана, но сразу была готова взять на себя заботу о доме и детях, делить с мужем и радости, и трудности…. Чаще всего женами священников становятся не светские девушки, а воспитанницы Нижегородского епархиального женского духовного училища или отделения сестер милосердия: учебные заведения дружат, проводя совместные праздники, чаепития, службы, паломнические поездки.
Конечно, священником семинарист может и не стать. Около 20% выпускников так и не принимают сан. Труд священника — не сахар. Ведь он, как военный, службу несет каждый день и там, куда отправят: сегодня в городе в большом храме — а завтра на селе, где разрушенная церковь да всего две старушки-прихожанки. Так или иначе, испытание верой проходят все выпускники, из “тепличных” условий шагнувшие в большой мир. Но после семинарии к любым трудностям они оказываются морально готовы…
Личный опыт
“Почти как в армии”
Виктор ДУДКИН, семинарист IV курса:
— Многие говорят, что режим в семинарии чем-то напоминает армейский: вместо казарм келии, вместо нарядов — послушания, носим форму и так далее. Сходство действительно есть.
Наш день так же распланирован до минуты. В семь — подъем, молитвенное правило, после завтрака — учеба, четыре пары в день. Свободное время — только после обеда и лишь при отсутствии послушаний: до семи вечера (начало ужина) можно выходить в город. С 19.30 — время для самоподготовки, присутствие в аудитории обязательно. Компьютерами можно пользоваться, но только не в келиях. Вовремя ли вернулся, сидишь ли в аудитории или где-то ходишь, проверяет дежпом: это дежурный помощник, что-то вроде воспитателя в детском саду, он из руководства. Перекличка по списку! Он же следит за внешним видом и дисциплиной. За “согрешения” воздается: минимум — объяснительная и полы, максимум — отчисление.
Насчет “старослужащих”: когда я поступал, отношения между старшими и младшими были очень уважительные, была субординация, мы смотрели на пятый курс, как на небожителей. Но постепенно рамки стерлись. Например, раньше у старших было меньше послушаний, теперь этого нет. Увы!
А от настоящей армии у меня освобождение на время учебы. Потом пойду.
“Пропустил выборы Обамы”
Виктор ПЛАКСИН, семинарист III курса:
— Учиться в Нижний я приехал из Ульяновска. Нижегородскую семинарию мне посоветовал мой духовный наставник, хотя у меня был выбор — учиться в Казани или, например, в Саратове, где тоже есть семинарии. Интересно, что на нашем курсе почти все иногородние: нижегородец всего один, он живет не в общежитии. А я почти все время провожу в семинарии. Домой выбираюсь три-четыре раза в год: в официальные зимние и летние каникулы, дополнительно отпускают по особому прошению.
Семинария — особый закрытый мир. Наверное, как раз самым сложным на первом курсе было постоянно и тесно общаться с одними и теми же людьми — однокурсниками, соседями по келии. Иногда я даже чувствую себя оторванным от внешнего мира. В один из приездов домой, например, с удивлением узнал, что в Америке новый президент… Следить за новостями, в принципе, можно, но у меня и без этого много дел. Кроме учебы, еще и подработка; я преподаю в воскресной школе и являюсь старшим по свечной лавке.
Среди моих родных и близких священнослужителей нет, друзья из родного города тоже люди светские. Учителей мой выбор не удивил. Только одна одноклассница, узнав о том, куда я поступил, от неожиданности минут пять вообще не могла сказать ни слова…
Зачем священнику высшее образование?
На этот вопрос отвечает иерей Владимир АБРАМОВ, клирик храма Воскресения Христова (Нижний Новгород):
— Справедливости ради, надо сказать, что служить можно и без духовного образования. Условия — отсутствие канонических запретов; вера, желание и некоторые специальные знания, которые можно получить и просто на практике на приходе. В прошлом, при острой нехватке священнослужителей, архиереям приходилось рукополагать священников и без образования. Но затем, когда возрос поток прихожан (и их интеллектуальный уровень), заниматься образованием стало просто необходимо, и при первой же возможности священники шли учиться. Я окончил заочное отделение семинарии уже после того, как был рукоположен. Но у каждого своя дорога и своя стезя.
Семинария закладывает основу богословских знаний, которые помогают будущему священнику в его деятельности — проповеднической, катехизаторской (воцерковление), миссионерской, литургической (ведение службы), а помимо большого объема теории, дает еще и множество необходимых практических навыков. Нам приходится общаться с разными людьми, отвечать на их вопросы. Имея базу — семинарское образование — и зная первоисточники, уже знаешь, где искать ответы. Обучение важно для более глубокого познания Священного Писания; получив образование, можно заниматься дальнейшим изучением богословских наук… Риторика, догматическое богословие, история церкви — все эти дисциплины, которые преподают в семинарии, постоянно востребованы в служении священника.
Материалы подготовила Анастасия СЕМИНА
Фото с сайта семинарии nds.nne.ru и из архива автора
«Биржа плюс Карьера» № 17 от 13 мая 2010 года