Главный нижегородский храм обретает былое величие и красоту, восхищавшую в прежние времена заезжих купцов и гостей города. Для проведения реставрационных работ епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий пригласил специалистов из Москвы и Владимира, имеющих большой опыт восстановления храмовых интерьеров.
Сложная кропотливая работа искусных мастеров не утихает даже во время церковных служб. Реставрация будет окончена к Пасхе. О том, как продвигается работа, наш корреспондент беседует с наместником Спасского кафедрального собора священником Андреем Кирилловым.
Отец Андрей, чем можно объяснить такую грандиозную реставрацию интерьера кафедрального собора, которую мы наблюдаем сегодня?
— Наш собор начал менять облик по инициативе владыки Георгия. Он имеет колоссальный опыт в области строительства и реставрации храмов. В Троице-Сергиевой лавре Владыка руководил Патриаршим архитектурно-реставрационным центром. А интересы некоторых наших храмов из-за отсутствия финансовых возможностей, а порою профессионального вкуса местных реставраторов, не всегда отвечают эстетическим требованиям.
С чего началась реставрация?
– Во-первых, иконостас нашего собора был восстановлен в том первоначальном виде, в каком он существовал до революции. Были найдены фотографии первого монферрановского иконостаса, и по ним был составлен эскиз. Резьбу и роспись иконостаса выполнили известные лаврские мастера в Сергиевом Посаде. Оставшиеся два иконостаса боковых приделов также будут меняться.
Все лепные украшения храма покрывают сусальным золотом. Обновляют настенные росписи. В соответствии с требованиями церковных канонов будут заново написаны все храмовые иконы. А старые, написанные в начале 90-х годов, мы, возможно, передадим другим храмам. Реставрация наших древних икон проходит в мастерских Москвы и Владимира.
– Почему реставраторы-иконописцы решили отойти от прежней голубой гаммы интерьера храма?
– Перед началом работ специалисты предприняли поиск цветовой гаммы: делали цветовые пробы на участках стены, меняли цвет стен и полуколонн. Наиболее удачным специалистам показалось сочетание золота с мрамором. Отделанные «под мрамор» полуколонны органично «вырастают» из мраморного же пола.
– Почему главным отделочным материалом специалисты выбрали золото?
– Богу надлежит отдавать все самое лучшее. Храм Божий должен быть великолепным. Строя и украшая храмы, мы тем самым выражаем свое почитание Бога. Издревле на Руси и во всем православном мире храмы делали из лучших материалов. Иконы, иконостасы и храмовые стены покрывали сусальным золотом, облачение вышивалось золотыми нитями, вся церковная утварь делалась с применением позолоты. Если взять историю благочестивых христиан на Руси, то мы видим, что они в жертву Богу всегда приносили все самое лучшее и дорогое.
– Знаменитый французский писатель и путешественник Теофил Готье, посетивший Нижний Новгород в 1861 году, сравнил внутреннее убранство собора с золотой печью. Ослепительное свечение исходило от иконостаса, золото которого разжигали «леса свечей» и «созвездия люстр».
– Мы тоже к этому стремимся. Иконостас уже полностью позолочен. К Пасхе поменяем три боковых паникадила. Кроме того, храм будет подсвечиваться галогенными лампами. Весь свет будет выведен на один пульт, с которого одновременно будут включаться паникадила и все бра: маленькие и большие. Будет очень красиво!
Беседовала Марина Курганова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.