Голубые рукава к оранжевой хламиде

17:23, 24 февраля 2012

Что заставляет начать разговор о такой теме, как кришнаизм в России сегодня? Вроде бы ушло уже время, когда на заре девяностых на книжных развалах царили Папюс и Блаватская, дворцы спорта и культуры снимали заезжие гастролеры-проповедники, а возле Московского вокзала нижегородцев и гостей города пленяла своим искусством группка молодых людей в экзотических одеяниях с барабанами и колокольчиками. Они ненатурально улыбались, бойко торговали своими книгами, раз в неделю подкармливали бомжей идоложертвенной кашей… Казалось бы, их оранжевые одежды стали уже приметой прошлых лихих годов ― вместе с малиновыми пиджаками и пейджерами. Но реалии нашего времени заставляют вспомнить о них и кое-что прояснить.

Многие, наверное, слышали в новостях о проходящем в Томске странном судебном процессе о признании экстремистским материалом базового канонического текста кришнаитов „Бхагавадгита как она есть“. Либеральная пресса настолько, мягко говоря, некорректно освещает эту тему, что поневоле захочешь вникнуть. Как вам такие заголовки с новостных лент: „Бред!“, „Маразм!“, „Томские судьи хотят запретить 5 тысячелетнее священное писание индуизма!“, „Томская прокуратура обвиняет миллиард индуистов в экстремизме!“

Давайте разберемся, что есть что. Во-первых, нет никакого пятитысячелетнего индуизма. По утверждению историков, индуизм появился в Индии около 1500 года до Р. Х., а его литературное наследие может быть прослежено только с 1000 года до Р. Х. Во-вторых, ведические (индуистские) „священные писания“ разделяются на „шрути“ (канонические тексты) и „смрити“ (дополнительные обрядовые писания, за которыми не признается божественного происхождения). „Бхагавадгита“, являясь составной частью „Махабхараты“, относится ко второй категории.

На ее основе в XVI веке возник классический кришнаизм как движение Чайтаньи Махапрабху (1486–1533). Оно явилось ответом на социально-политические проблемы, вызванные громоздкой и преступной по отношению к человеческой личности кастовой системой деления общества в средневековой Индии.

Культ Кришны, который до этого был мелким божком на втором плане, становится центральным в проповедях Чайтаньи. С этого момента последователи Чайтаньи Махапрабху ― кришнаиты ― превращаются в одну из многих индусских сект. Ритуал, сведенный к экстатическим танцам и воспеванию имени бога Кришны, обеспечивающему присутствие Кришны среди поющих, оказался настолько популярен, что в нем участвовали не только представители различных каст, но и бенгальские мусульмане.

Исследователи проводят параллель между Шри Чайтанья Махапрабху и Лютером. Они были современниками, и, подобно Мартину Лютеру, Чайтанья и его последователи перевели свои писания с сакральных языков на национальные, упразднили жречество и сложную обрядность. Вот так появился настоящий кришнаизм. От него следует отличать организацию, именующую себя „Международное общество сознания Кришны“ (МОСК).

Опиум для западного пролетариата

Индия, как известно, претерпела английскую экспансию, сотни лет боролась за независимость. В восстаниях против англичан в рядах повстанцев сражались так называемые саньяси, монахи-отшельники, среди которых были и кришнаиты. В поисках более эффективного способа ведения борьбы с европейцами каждый поступал посвоему: ктото совершал террористические акции против британцев в качестве боевика-сепаратиста, а кто-то в качестве странствующего саньяси-проповедника отправлялся в Европу и Америку, в стан врага, чтобы разлагать его изнутри.

Рубеж второго и третьего десятилетий ХХ века ознаменовался всплеском активности освободительного движения. Кришнаиты активно участвовали в нем и выработали собственную программу миссионерской работы на Западе.

Одним из таких духовных диверсантов был некто Абхай Чаран Де (1896–1977), именуемый в кришнаизме Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он родился в Калькутте, обучался в Калькуттском университете, который будущий гуру закончил по отделениям английского языка, философии и экономики.

Внимательный анализ трудов Прабхупады свидетельствует об огромном влиянии на автора христианского теологического образования. Занимаясь миссионерством, переводами, Абхай постепенно становится монахо-мсаньяси и в 1965 году отправляется в США, где уже через год создает в Лос-Анджелесе „Международное общество сознания Кришны“, которым успешно руководит одиннадцать с лишним лет до самой смерти.
Главный труд и главное писание адептов МОСК ― его собственный перевод „Бхагавадгиты“ с собственными комментариями (толкованиями), который называется „Бхагавадгита как она есть“. Подробно читая этот труд, нельзя не заметить, что Прабхупада создает некую собственную религиозную систему, адаптированную для современных жителей Запада.

Так вот: именно книга Прабхупады, причем даже не в части перевода, а в части толкований является предметом рассмотрения Томского суда. Именно там великий гуру называет всех некришнаитов „глупцами“, „невеждами“, „недалекими“, „демонами“, „свиньями“, „ослами“, „нелюдьми“. 28 декабря 2011 года суд первой инстанции отказал прокуратуре в удовлетворении иска, она подала апелляцию, и 6 марта этого года суд второй инстанции рассмотрит ее.

Являющиеся по духу протестантами и разорителями традиции у себя в Индии, адепты МОСК, проводя свою подрывную работу в христианских странах, пытаются мимикрировать под представителей традиционного индуизма с многотысячелетней традицией. Возвращение их к санскриту, попытка внести в жизнь современного общества элементы кастовой системы отношений, уклада и быта показывает, что основные идеи основателя настоящего кришнаизма, Шри Чайтаньи Махапрабху, были преданы забвению, и в рядах МОСК победили брахманические представления о культе, обряде и жизни, то есть то, с чем всю жизнь боролся „бенгальский Лютер“.

Против кого дружим?

Явная неудача первой волны кришнаизма заставила его активистов искать новые формы работы. И вот пожалуйста: мы видим, что ныне адепты МОСК „породнились“ с нашими неоязычниками-родноверами. Что же стало их общим знаменателем? Оказывается, дохристианское славянское язычество почемуто было „ведическим“, и наши предки якобы многие тысячи лет исправно поклонялись ведическим богам ― таким как Коляда, Вышень (Вишну) и Крышень (Кришна). Называется, приехали…

Все эти представления хлипко зиждятся на книге хорватского исследователя Стефана Верковича „Веды славян“, собиравшего в XIX веке народные песни помаков ― болгар, принявших ислам. Академическая наука не признала этот труд, а „Болгарская энциклопедия“ прямо называет его мистификацией. Но это не смущает наших неоязычников, как не смущает их и то, что они поклоняются богам, которых большей частью выдумали литераторы-романтики XIX века.

Конечно, было бы очень весело потешаться над подобными верованиями, если б здесь не было главного подводного камня. Сращение кришнаизма с „ведическим“ славянством, движением славяно-тюркского национал-социализма или ведического коммунизма ― проблема уже не религиоведческая, а общественно-политическая.

Экспертное заключение совета Государственного комитета по делам религий и национальностей Совета министров Республики Беларусь о деятельности Минской общины „Международного общества сознания Кришны“ констатирует: „Кришнаиты вынашивают планы свержения существующей политической системы, то есть ставят политические задачи по захвату власти, введению кастовой системы с обоснованием веры в бога Кришну как «славянского бога», правлением брахманов, учреждению концлагерей для инакомыслящих и их уничтожению. Это четко отражено в идеологии «славяно-тюркского национал-социализма». Кришнаизм входит в эту систему как низовая организация“.

И новые геббельсы от неоязычества вдохновляют своих зигфридов от имени Всевышнего Леля: „Мы, войдя в цепочку непрерывной ученической преемственности, идущей от Самого Крышна, дадим тебе посвящение в арийские витязи и избавим тебя от всех последствий совершенных и совершаемых тобой поступков. Нужна лишь политическая воля и воля Ведических Богов. Иди и убивай!“
Будем и дальше подтрунивать над Томской прокуратурой? Ждем 6 марта…

Дмитрий Романов