
Более 3000 человек собрал в этом году традиционный крестный ход из села Вазьянка Воротынского благочиния Лысковской епархии в Красномаровский Крестовоздвиженский женский монастырь, который проходит в Успенский пост, когда православные особо чтят Царицу Небесную. Несут крестоходцы чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Избавительница» туда и обратно восемь километров.
Расстояние кому-то покажется небольшим. Но это если свободно прогуливаться в собственном ритме, а если все вместе и с постоянной молитвой… Впрочем, расскажем обо всем по порядку, а главное — честно!
Дорога

23 августа Вазьянка встречает нас хмурым небом, моросящим дождем, густой влажностью теплого воздуха, невозмутимой тишиной. Возле храма в честь Владимирской иконы Божией Матери множество автобусов и машин, но крестный ход уже вышел.
Вся наша многочисленная паломническая группа (89 человек) тут же направляется следом. Дорога сразу настраивает на испытание. Размытая дождем, истерзанная колесами внедорожников, она чавкает скользким, засасывающим черноземом. Опытные паломники переобуваются в резиновые сапоги, а неопытное большинство так и идет в кроссовках, туфлях, тапочках, увязая по щиколотку в грязи, рискуя потерять обувь.
Нужно отдать должное, назад никто не повернул. Большинство восприняло природную стихию как дар Божий, как способ испытать свои физические и духовные силы, как возможность понять, что крестный ход — это не прогулка, это маленький подвиг.

Я прислушиваюсь к разговорам крестоходцев. Со многими я знакома, имена других узнаю по ходу. Фамилии, конечно, остаются за кадром, зато имена — настоящие.
— Я уже третий раз хожу в крестный ход в Мары и жду его с нетерпением, — говорит Елена. — Но этот крестный ход необычный: непрекращающийся дождь, размытая дорога… Я бегу, чтобы успеть пройти под иконой, с помощью Богородицы я как будто парю над грязью.
— Все, наверное, обратили внимание: по пути встречаются брошенные детские коляски. Я так понимаю, детей берут на руки и продолжают идти, — замечает Валентина.
Елена вспоминает одного крестоходца лет шести-семи:
— Упал, испачкался весь, говорил маме, что устал, болят ноги, что он грязный. А мама отвечает: «Ну и что, что грязный, потерпи!» Он так удивился: мама его даже за испачканные брюки не ругает! Приободрился. И когда мама предложила папе взять его к себе на плечи, сказал: «Ну не-е-е, я сам пойду!» И терпеливо пошел! Настоящий православный мужичок!
— А меня, знаете, что удивило? — вступает в беседу Нина. — Что мама с тремя детьми пришла на крестный ход! Я думала, она держит куклу дочери, а это оказалась младшая дочка, месяца три-четыре.
И она пришла одна с детьми, и никто из них не кричал и не плакал. Какие воодушевление и смелость, какие вера и любовь к Богу, при такой погоде! Вот что значит русская женщина!
— А мне дорога, по которой мы идем, нравится, — продолжает Анна. — Она грязная, но можно сказать, что это грязь в душе каждого из нас. Пройдя по такой дороге, мы душу свою очистим. Господь помогает тем, кому это нужно. И дождик идет неспроста: он помогает очистить наши души!
— Да, сегодня «экстремальный» крестный ход в связи с погодой, — соглашается Юлия. — Но это только укрепляет нас всех в нашей вере. Я второй год подряд приезжаю в Мары, и каждый раз сердце наполняется радостью, и особенная благодать исходит от «Избавительницы». Сюда хочется вернуться, и усталость нипочем! Матушка Богородица Избавительница, моли Бога о нас!
Так мало-помалу, ощутив тяжесть чернозема на ногах и легкость благодати в сердце, подходим к святой обители…
Обитель

Впереди большая поляна, окруженная вековыми деревьями; на земле — травяной ковер и цветочные дорожки — клумбы. Посередине этой сказочной поляны стоит нарядный терем. Это монастырский храм в честь святителя Николая Чудотворца, построенный в 2011 году. Вокруг него, словно пояс, яркие, пылающие желтыми, оранжевыми, синими, лиловыми красками цветы. Рядом с храмом возвышается деревянный крест, который установлен в 1997 году на месте алтаря разрушенной маровской церкви во имя Святой Троицы. И всюду люди — тысячи крестоходцев пришли сегодня поклониться Животворящему Кресту и чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница», исповедаться и причаститься.
Организаторы нынешнего массового мероприятия превратили его в настоящий праздник. Все было продумано: определены места для исповеди и причастия, приготовлена вкуснейшая трапеза, поставлены скамеечки для отдыха, расставлены указатели, оформлены и оборудованы палатки для приема треб, чтобы не было очередей. А какие здесь купальни! Чистые, просторные, удобные. Целебный источник освящен в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

Есть в монастыре и особое место, овеянное трагической славой. Это уцелевшая с давних времен сосна, на которой, по преданию, были повешены разбойниками монахи, отказавшиеся выдать монастырскую казну. Игумена же предводитель банды велел заживо сжечь на костре. Более 60 лет назад та огромная сосна была сломана ураганом, осталась лишь часть ствола, и рядом с ней учитель истории Вазьянской средней школы Павел Морозов посадил три молоденьких сосенки — одна из них прижилась и укрывает теперь своими пушистыми ветками свидетельницу гибели иноков.
Помолившись в храме, приложившись к кресту, мы идем на литургию, которую служит под открытым небом викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий. Сегодня — впервые в обители — две литургии, в стенах храма богослужение совершает протоиерей Георгий Жучков.
На огромной поляне — сотни людей: молодые, старые, дети, подростки, военнослужащие, инвалиды… Паломники умиротворенно слушают пастырей, горячо и искренне доносящих слово Божие. Теплый дождь то ласково моросит, то настойчиво стучит по раскрытым зонтикам, его струи как будто соединяют землю с небом, а людей — с Богом.

Перед молящимися на постаменте — чтобы всем видно было — образ «Избавительницы»: из прекрасных глаз Богоматери льются лучи благодати и милосердия. Все Царица Небесная видит, все понимает, всех прощает и утешает. И люди верят, чувствуют душой и сердцем: есть утешение, есть прощение, есть Божия любовь! А значит, будут силы жить дальше, нести свой крест, дарить людям талант, дарованный каждому Господом.
Когда исповедь, причастие и молебен перед святым образом заканчиваются, паломники идут на трапезу. Здесь гороховый суп, салаты, винегрет, бесподобная квашеная капуста, вкуснейшие каши, сладкие пирожки, компот! Угощение на славу! Не обошлось, правда, без некоторого давления в очереди, но это уже вопрос не к организаторам, а к нашему воспитанию.
«Избавительница»
Наконец поляна затихает. Слышится только колокольный перезвон да шелест ласкового ветерка в кронах деревьев. Среди паломников беспокойный шепот: «Сейчас, сейчас понесут! Матушку-заступницу, «Избавительницу!» Волонтер, строгий серьезный мужчина, просит всех встать «ручейком» по одному, чтобы удобно было проходить под иконой. Не сразу люди понимают, боятся не успеть, но «Избавительница» спокойно плывет над ними, бережно несомая сильными, надежными руками.

История иконы чудесна. В 1900 году она, написанная в Иерусалиме и предназначенная для другого храма, появилась в Маровской Крестовоздвиженской обители. Монахам, несшим святыню на руках, пришлось остановиться здесь, так как икона стала неприподъемной. Матерь Божия явилась во сне одному из монахов и повелела оставить образ в Марах. С тех пор «Избавительница» прославляла монастырь своими чудесами. С приходом к власти большевиков она попала в Вазьянскую церковь. Но гонения усиливались, и местные жители спрятали святыню. Где только ни спасалась она: лежала под куриным пометом, в поле, на сушилах! После Великой Отечественной войны вновь стала служить людям, дарить радость, приносить исцеление. Сейчас в церкви села хранится список с иконы, сам же чудотворный образ — в частном доме в Вазьянке, охраняемый всем селом (однажды на нее уже было покушение). Слух о святыне разнесся по городам и весям. Отовсюду люди приезжают и просят исцеления от недугов и спасения от бед. Только приходить надо с искренней верой и с добрыми намерениями, и тогда Богородица даст исцеление. Когда Красномаровская обитель заживет полной жизнью, икона возвратится туда, где определила ей место Богородица.
Трепетно и благодарно мы еще раз прикладываемся к «Избавительнице», проходим под ней, приклонив голову, каждый со своими скорбями и просьбами, с благодатью в сердцах. И вновь река крестоходцев вытягивается вслед за Царицей Небесной, парящей над людьми, над лесом, над полем. Мы пройдем этот путь с Иисусовой молитвой и словами: «Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас, бедствующих».
Матушка Елисавета
Перед началом литургии нам удалось побеседовать с настоятельницей монастыря матушкой Елисаветой (Голубевой). Она просит поблагодарить всех, кто помогал в подготовке и проведении праздника, трудился, чтобы накормить всех желающих, украсить обитель цветами, перевезти болящих, поддержать порядок. Это и волонтеры, и жители Вазьянки, и постоянные помощники из других сел и городов. Очень просит отметить Александра Малинина и Александра Рубцова, которые перевозили болящих по непроезжей дороге.
Особую благодарность матушка Елисавета передает всем крестоходцам и паломникам: все они создали атмосферу праздника, в молитвенном общем стоянии выразили верность Господу.
— Дождь был не помехой. Ведь не пули же летели, а дождь! — шутит матушка, и снова радуется: — Детей очень много сегодня! Сделали им подарки, скромные, но все же… Пирожки с яблоками раздаем. Кашу нынче сготовили особенную: пшенную с тыквой, в русской печке мать Антония варила. Люди хвалят, а нам радость! Всю ночь с молитвой готовили трапезу, на кострах, в печках — газа нет у нас. Без помощников не смогли бы. И другие — на украшении, подготовке — всю ночь трудились, низкий поклон им: Николаю, Марии, Валентине, Анне.
После исповеди и причастия матушка опять радуется:
— С каждым годом все больше причастников, в этом — больше тысячи! Лица у всех светлые, счастливые, улыбающиеся! Тридцать священников было, огромная им благодарность!
Очень скромно настоятельница делится проблемами:
— Конечно, дорога к нам непростая, но строительство ее миллионы стоит. Нам хотя бы «ГАЗель» полноприводную, чтобы болящих перевозить. Многого нам не надо, дров бы, угля…
И тут же быстро замечает:
— Довезти до монастыря мы всегда найдем способ. Главное мое желание, чтобы люди приезжали и в другие дни, и не на один день, а пожить, потрудиться, помолиться за весь мир. Ждем всех с радостью, двери всегда открыты! Все получат утешение по милосердию Божиему. С радостью примем и тех, кто решил оставить мир, — прибавляет задумчиво.
Всего в 120 километрах от областного центра расположен Красномаровский Крестовоздвиженский монастырь, где настоятельница и две монахини денно и нощно молятся за всех православных. Пять километров асфальта помогли бы оживить это место, сделать доступнее для людей, стремящихся в возрождаемую обитель.
Большое видится на расстоянье
Пройдя крестный ход, мы были переполнены радостью настолько, что и на следующий день хотелось излить свои впечатления друг другу. Кто-то признавался в своих сомнениях, кто-то восхищался взаимовыручкой в дороге, другие стремились разобраться в своих дурных мыслях, рассуждали о значении крестных ходов, корили себя за беспечность, благодарили за прозрение… Но никто, ни один человек не пожалел, что пошел.
Юлия:
— Я осуждала людей, которые не хотели выстоять очередь на исповедь. Смотрела на молодого батюшку, а он так устал от исповедников, что со скучающим взглядом просто отрешенно смотрел в никуда. Наблюдала, как голодные люди толкались за получением еды, и сама была в этой пучине. Пыталась смирять себя, и как только получалось приблизиться к ощущению радости, новая волна испытаний меня накрывала… Путь к Богу непрост, если нет в сердце смирения. Спасибо тебе, Господи, за такое откровенное прозрение о себе!
Светлана:
— Для меня этот крестный ход тоже был тяжелым, морально и физически. Были злые мысли. Но я благодарна Господу за непогоду, за мою беспечность, благодаря чему увидела в себе столько грязи! Пересматривая сейчас фотографии, вижу счастливые лица, горящие глаза! Вспоминаю удивительную «Херувимскую», когда сердце замирало от счастья и было так хорошо, будто кто-то невидимый обнимал, успокаивал и согревал мою душу. И было то самое ощущение, когда едиными устами, единым сердцем все собравшиеся участвовали в общем деле!
Валентина:
— Сегодня целый день мысленно возвращаюсь туда, на крестный ход. На обратном пути шел мужчина и пел громким мелодичным басом Иисусову молитву, а женские голоса ему вторили, и звуки стройно сливались. Было такое чувство, что мы идем не по грязной дороге, а праздничным шагом по площади, и Сам Иисус со Своей Матушкой идут рядом.
Ольга:
— Вчера молились и говорили, как же нашим защитникам тяжело, которые и в дождь, и в слякоть, и в жару служат. А нашим мужчинам, которые несли икону по такой грязи! Матушка Богородица, защити наших мужчин-защитников!
Алла:
— Дождик — это слезы нашей Матушки Заступницы о нас перед Господом! А утешением на обратном пути для меня стал пакет белых груздей! Пока шла, набрала!
Валентина:
— У меня работа по 12 часов в день, практически все время на ногах. Отработав, на следующий день еле встаю на ноги. После крестного хода сегодня уже на работе. Встала очень легко! И настроение хорошее, и покупатели очень хорошие!
Нина:
— Вот бы эти фото, как мы идем, напечатать в газете! Может, и правда посодействуют в строительстве дороги?
Сергей:
— Надо было просто сапоги резиновые взять!
Валерия:
— Радость после причастия всегда огромная.
А когда это сопряжено с крестным ходом, и вовсе безмерная. Крестный ход — уникальное содружество людей, трепетно относящихся друг к другу. Говорю накануне своей подруге-однокласснице (нам в этом году уже по 70 лет будет): «А если нога у меня отнимется?» А Галочка моя (я ростом 170, а она крохотка): «Понесу на себе. Разве я тебя брошу!» Так меня это вдохновило!
Альфия:
— А я все про Мары… Как тернист был путь Господа Бога нашего Иисуса Христа… Нас после трудов ждал обед в монастыре, а Его — Голгофа. Мы досадовали, а Он сказал: «Да будет воля Твоя!» «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…»
И вспомнились слова Патриарха Кирилла, сказанные им во время крестного хода в честь 700-летия Сергия Радонежского: «Для многих сегодняшний путь был чем-то особенным, чего они не переживали в жизни. Кто-то рационально мыслящий скажет: а зачем это надо? Ох, как надо, потому что именно в подвиге, в который вовлекается не только душа, но и тело, проверяется наша духовная сила… Бог принимает нашу маленькую физическую жертву, небольшую лепту и в ответ на наш подвиг дает просимое…» Это про всех нас!
Текст: Татьяна Беспятых
