Потребность в очищении души все сильнее дает о себе знать с началом Великого поста. Иные на этом пути стараются устроить глобальную прочистку своих «авгиевых конюшен», другие с увеличительным стеклом рассматривают «вся внутренняя своя». Навык покаяния приходит с опытом. Он помогает отделять причину от следствия, значительное — от второстепенного. За опытом исповедания как всегда обращаемся к настоятелю Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерею Владимиру Гофману.
— Люблю помечтать, а недавно прочитала, что это грех. Неужели представлять что-нибудь хорошее, прекрасное, чтобы отдохнуть душой, настолько вредно?
— Мечтания бывают разные. Поэтому мечтательность относят к разряду грехов. Но, думаю, вы понимаете, что не всякую мечтательность. Кроме того, есть еще и чувство меры. Можно так мечтать, что никакие дела делаться не будут. Вот тогда это грех. Вспомните Манилова. Такая мечтательность не созидательна. Но существует и другая, та, которая может стать стимулом к творчеству, подвигнуть человека к достижению цели. Тогда и греха нет.
— У меня затяжная депрессия. Молилась своими словами Господу от уныния, но понимаю, что этого мало, облегчение приходило лишь на мгновенье. С чего начать и как сделать правильно, чтобы окончательно избавиться от уныния и отчаяния?
— Многие наши беды приключаются от маловерия. По маловерию даже апостол Петр, уже шедший по воде навстречу Христу, стал тонуть. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14:31). И уныние, конечно, от маловерия и еще от незнания духовных законов. «И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк 4:40). Нет веры в то, что Господь слышит нас, дает нам все, что мы просим, если просимое направлено на спасение нашей души. Выбраться из уныния тяжело. Но у человека, в отличие от животных, есть воля. Не зря Спаситель сказал, что «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).
Святые отцы советуют спасаться от уныния рукоделием. Короче говоря, надо трудиться и молиться. Казалось бы, просто, а на самом деле очень даже трудно. Но вера нас укрепляет. «Обладающие терпением избавляются от многих скорбей», — так говорил преподобный Ефрем Сирин. И преподобный Нил Синайский советует терпение: «От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, — и дух уныния бежит от тебя».
— Когда я наливала освященную на молебне воду в бутылку через воронку, то пролила на стол и на пол. Привела все в порядок, но на душе неприятно и тревожно из-за моей неловкости и рассеянности. Как быть? Надо ли покаяться в моей оплошности на исповеди?
— Если так подходить, то грехи будут видеться на каждом шагу. Люди с тревожно-мнительным характером так и мучаются. А что такое грех? Это осознанное (а иногда неосознанное) нарушение правил, законов и т. д. По-гречески, грех — промах, то есть человек промахнулся, не попал в цель. Если бы вы сознательно, по небрежности плескали святую воду, это было бы грехом, потому что мы призваны к святыне относиться бережно, с благоговением. Здесь же греха нет, но, если вам тревожно, скажите об этом на исповеди, а впредь будьте внимательны.
— Терзаюсь сомнениями по поводу исповеди. Всегда считала, что если я исповедуюсь, то обещаю Господу больше не совершать этих грехов, но в то же время понимаю, что не могу их не повторить. Искренне хочу покаяться, но боюсь, что это нечестно по отношению к Богу.
— Святые отцы говорили, что нужно возненавидеть грех, тогда с ним можно справиться. А если человек не уверен, что он хочет избавиться от греха, толку в исповеди мало. И все же нельзя оставлять надежду на Божию помощь, и нужно стараться всеми силами этот грех возненавидеть. Когда человек со слезами исповедуется и просит у Бога помощи для исправления своей жизни, когда он не только называет грех, но и борется с ним, Божия благодать поможет ему в этой борьбе. В «Аскетических опытах» святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа». Когда же на исповеди нет покаяния искреннего, нет просьбы о помощи свыше, а в жизни нет сопротивления страстям, такая исповедь и будет лицемерием и ханжеством, и толку от нее не ждите. Что от нас требуется в таинстве Покаяния? «Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление — новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи…»
— Хочу взять одноглазого котенка из жалости — не грех ли будет его стерилизовать? И еще, можно ли усыплять животное по старости или болезни? Слышу разные мнения. А вы как думаете?
— Я думаю, что стерилизация животных — жизненная необходимость. Вмешиваемся ли мы таким образом в дела Господни? Скорее всего, да. Но вмешиваемся по милосердию, из двух зол выбирая меньшее. Во всяком случае, стерилизовать животное гуманнее, чем выбросить его потомство на улицу, обрекая на бездомную жизнь, а то и на смерть. Решение же всегда остается за тем, кто несет за животное ответственность, за тем, кто его приютил — за хозяином.
Что касается усыпления животного, мое мнение: по старости усыплять нежелательно, пусть доживет свой срок и умрет на руках хозяина. А вот по болезни — другое дело. Душа животного смертна, поэтому его страдания спасительного смысла не имеют, в отличие от страданий человека, которые такой смысл имеют в вечности. Тем не менее, если есть хоть малейшая надежда на выздоровление больного животного, надо с терпением ухаживать за ним. Если же такой надежды нет, то, как бы ни хотелось, чтобы смерть наступила естественным путем, гуманнее будет избавить питомца от страданий и усыпить.
— Живу в законном, но невенчанном браке. Это грех или нет?
— Нет, не грех. Православным супругам хорошо получить благословение Церкви на брак. Это желательно. Но, конечно же, ваш брак законный, хотя и не благословлен таинством. Вот официальный документ: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. Х).
— Моя подруга, воцерковленный человек, говорит мне, что нельзя никого обсуждать и говорить о ком-то в третьем лице. Но если я, например, хочу обсудить чей-то ремонт или платье — это тоже грех? Ведь у всех вкусы разные, можно обидеть.
— Никого не значит ничего. Да, людей мы не должны обсуждать. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф 7:1). Но это не значит, что мы не даем оценку тому или иному явлению. Снова откроем Евангелие: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин 7:24). Не быть лицемером, человекоугодником — это одна сторона, другая же — не потерять человеколюбие, милость к ближнему своему. Это непросто. Но разве нам кто-то обещал простую жизнь?
— Я был женат два раза, оба раза не венчался. Наделал много ошибок. Сейчас очень хочу создать настоящую православную семью раз и навсегда. Как на это смотрит Церковь, не является ли это грехом для меня? И не будет ли это грехом для женщины, которая выйдет за меня замуж?
— Создание семьи «настоящей, православной» не может быть грехом. Только дело это не из легких. Но с Божией помощью все получится. Возможно, что и таинство Венчания над вами будет совершено, если обратитесь за разрешением и благословением к правящему архиерею. «Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:27–28, 39)». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. Х). Церковь допускает второй и даже третий брак при определенных условиях: «Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».
Подготовила Вероника Калинина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.