Храм один, а сколько судеб?

14:10, 30 сентября 2024
Тайны трех веков открылись православным миссионерам

«Иерей… Расстрелян 11 ноября 1937 года», «Протоиерей… Расстрелян 20 ноября 1937-го», «Диакон…», «Псаломщик…» Массовые репрессии против духовенства развернулись в 1937 году в Горьковской области. «Тройки» управления НКВД не щадили никого: ни священников, ни церковных старост, ни звонарей. Новой власти было мало закрыть храмы. Клир оставался при закрытых храмах, а паства — при клире. Народ продолжал верить. Уничтожив церкви и духовенство, большевики стремились уничтожить веру и приговаривали к высшей мере наказания батюшек и их верных чад, а храмы разрушали или, как бы сказали сегодня, перепрофилировали.

В начале сентября по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия группа прихожан-нижегородцев под руководством Ирины Беспаловой совершила миссионерскую поездку в Лысковское благочиние Лысковской епархии. Волонтеры посетили шесть населенных пунктов: села Егорьевское, Семово, Ляпуны, Коробиху, Леньково, Берендеевку. В пяти из них храмы остались лишь в воспоминаниях местных жителей. В каждом из сел миссионеры установили информационные щиты с историей появления и закрытия храмов, развития приходов, списком церковнослужителей, включая репрессированных.

На месте храмов клирики Лысковского благочиния совершили молебны и литии по служившим в них духовенству и мирянам. Пришедшим на соборную молитву местным жителям миссионеры раздали православные печатные издания, календари, небольшие иконки.

В библиотеку села Ленькова они передали на хранение икону Святой Живоначальной Троицы, а правнучке одного из сельчан Егорьевского — Казанский образ Пресвятой Богородицы. В селе Семове они прикрепили табличку на восстанавливаемую церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Традиция
Ежегодно до 1917 года во время Успенского поста прихожане храмов нынешнего Лысковского округа совершали крестный ход в село Палец, которое сегодня относится к Перевозскому округу, для поклонения Страстной иконе Божией Матери.

Егорьевское

Высока трава в Егорьевском — не перешагнуть. Ступаешь медленно, ноги колет. И осторожно: кругом бугорки. Едва различимы могилы бывшего церковного кладбища. Ни крестов, ни надгробий, ни оград. Если не знаешь, что погост вокруг, не догадаешься.

Деревянная церковь с колокольней была построена в селе в 1740 году усердием и на средства местных жителей. Главный престол освятили в честь великомученика Георгия Победоносца, а придел в средней, трапезной части храма — в честь Казанской иконы Божией Матери.

Село именовалось Георгиевским — по названию главного престола. Или Егорьевским — народный вариант произношения. За два десятилетия до закрытия церкви, в 1912 году, приход насчитывал 1000 прихожан. Но все изменилось с 1934 года.

По воспоминаниям сельчан, храм хотели отдать под склад или свинарник. В конечном итоге в здании устроили клуб. На месте алтаря была сцена, висел киноэкран. Заканчивался фильм — и детвора карабкалась на сцену, бегала… по алтарю.

— Папа председателем колхоза был. Комсомольцы придут к нам в 11 часов ночи (а нас семеро детей) и просят председателя колхоза, чтобы он ночью к ним на собрание шел, — вспоминает жительница Егорьевского Маргарита Царькова.

Позже в стенах церкви было общежитие для студентов, которые приезжали на картошку. С одной стороны жили мальчишки, с другой — девочки.

Когда храм закрывался, сельчане смогли спасти от поругания часть святынь.

— Мой прадед Иван Николаевич Царьков все иконы унес к себе домой и где-то их закопал. Мы до сих пор не можем их найти. Искали и с металлоискателем, но, увы, — рассказывает Светлана Новикова.

А «распятьё» (так местные пожилые жители называют голгофу) Иван Царьков поставил на кладбище.

— Наш дедушка Александр Иванович Царьков знал, где какие могилы были на старом церковном кладбище. На Пасху всегда говорил: «Бабушка, свари мне 30 красных яиц». Шел на кладбище и там клал по яичку, — продолжает Маргарита Царькова.

Исчезло окончательно церковное здание в 1990-е годы, когда один предприимчивый человек разобрал клуб и перевез материалы в деревню Бахмут Лысковского района — дом себе поставил.

Семово

Только ветер завывал в руинированной церкви в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Семове 15 лет назад. Ни окон, ни дверей, ни пола, ни потолка. Груда мусора и земли. В возведенном сразу в камне в 1745 году храме в разные периоды советской власти были постепенно разрушены колокольня, алтарь, правый и левый приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца соответственно.

С закрытием церкви в 1935 году в его здании держали овец. Местами на стенах сохранились росписи, но образы на них будто плачут. Такое ощущение создается из-за выбоин и трещин на ликах.

— Это следы лома. Ферму строили в колхозе — нужны были кирпичи. Вот их и выбивали, — вздыхает казначей храма Татьяна Тюрина. — Когда взялись восстанавливать церковь, мы сшивали целлофан и закрывали им дыры. А на Троицу много-много березок ставили в проемы.

По мере того как общими усилиями храм очищался от мусора, находились удивительные артефакты.

— Мы обнаружили очень красивое распятие из верхнего яруса иконостаса. Видимо, времен постройки храма. Отдали его на реставрацию. Нам обещали вернуть его в конце 2025 года, — сообщил благочинный Лысковского округа, настоятель церкви в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа протоиерей Сергий Кутлаков. — Сохранился и киот, наверху которого располагалось распятие, а внутри — икона.

Но это не единственное чудо села Семова.

— Года три назад односельчанин Александр Рослов принес резные фигурки ангелов, которые тоже были частью иконостаса. Их сберегла его мама Антонина Рослова, — добавляет Татьяна Тюрина.

Удивительным образом сохранились купол храма и крест на нем. По словам местных жителей, самый красивый в России. Кто-то лет 20 назад пытался увезти его, но не получилось. Церковнослужитель соседнего села Просек Игорь Данилов говорил семовцам: «Берегите крест! Ему цены нет!» И правда! Посмотришь на крест и ахнешь. На кресте-то корона! Никто точно не знает, что за корона, откуда. По одной из легенд, такие короны крепились на кресты церквей, которые строились по указу царя и считались царскими храмами.

Сейчас Спасская церковь на консервации. В ней уже восстановили алтарь, окна, двери, пол, покрыли крышу в алтарной части. В теплое время года здесь ежемесячно служится Божественная литургия.

Леньково

Старейшую в округе деревянную Троицкую церковь 1721 года постройки, с приделом в честь пророка Илии, успели застать наши современники, живущие в селе Ленькове. Ее остов, пришедший в негодность, разобрали только в 1997 году. Место, где она стояла, продали как земельный участок.

По информации библиотекаря села Елены Клейменовой, после закрытия храма в 1930 году в нем была начальная школа, потом контора и склады местного сельпо.

Бережно хранит библиотека и воспоминания сельчан, которые учились в начальной школе у замечательных учителей: Евдокии Владимирской, дочери местного диакона Зифонта Аврова, и ее супруга Николая Владимирского, брата диакона Вениамина Владимирского, прославленного в 2000 году на Архиерейском соборе в лике святых мучеников и исповедников Российских ХХ века.

Сначала Вениамин Ксенофонтович служил псаломщиком в Троицкой церкви, где 40 лет псаломщиком подвизался и его отец. А потом до конца своих дней — диаконом в соседнем селе Просек. Так благословил умирающий от тифа тесть — диакон Сергий Тирский. Отец Вениамин очень любил детей. Никогда в храме мимо них не проходил. В браке у него родилось трое ребятишек, и все потом стали учителями.

В 1937 году в Просеке первым арестовали именно диакона Вениамина как наиболее заметную личность. Представители власти и НКВД предложили ему оставить служение Богу в обмен на спокойную жизнь. Но он отказался и публично заявил об этом в церкви с амвона.

Вместе с другими 17-ю священнослужителями Лысковского благочиния Вениамина Владимирского обвинили в принадлежности к «церковно-фашистской диверсионно-террористической и повстанческой организации». 20 ноября 1937 года расстреляли, а в 1956-м реабилитировали.

Священномученики
В посещенных миссионерами храмах сел Лысковского благочиния служили клирики, позже прославленные в лике священномучеников:
— протоиерей Павел Борисоглебский и иерей Александр Крылов, (Преображенский храм села Ляпуны);
— диакон Вениамин Владимирский (Троицкий храм села Ленькова);
— иерей Михаил Адамантов (церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Берендеевка).

Берендеевка

После закрытия в 1939 году Богородице-Рождественской церкви в селе Берендеевке на общем сходе жители проголосовали за открытие в здании храма школы. Но ее не открыли. Второй сход решил разместить в нем клуб.

Еще 23 года назад так же дружно местные жители собирали средства на строительство в Берендеевке деревянной церкви на каменном фундаменте с колокольней. Храма своего Берендеевка не имела и именовалась деревней. На пожертвования приход приобрел иконы, церковную утварь, колокола и строительный материал.

Была в Берендеевке часовня в честь великомученика и целителя Пантелеимона, в строительстве которой в 1896 году помогал управляющий князя Платона Сергеевича Оболенского, состоявший в родстве с князьями Вяземскими, генералиссимусом Суворовым и даже Рюриковичами. Деревня стояла на его землях.

Сам Платон Сергеевич не дожил до 1917 года. Но у него от брака с Марией Нарышкиной осталось два сына, Сергей и Владимир. В Берендеевку в связи с революционными событиями они не возвращались. Сергей с супругой Екатериной, дочерью императора Александра II и княжны Екатерины Долгорукой, уехал за границу. Подробных сведений о судьбе Владимира Платоновича не имеется. Имение Оболенских в Берендеевке после 1917 года было разграблено и разрушено. А новая Рождественская церковь еще постояла.

— Сельчане вспоминали, что батюшка был старенький, что в церкви был большой церковный хор, что храм был богато украшен. Потом, после закрытия, все это по домам разнесли, — уточняет жительница Берендеевки Ирина Шилина.

По словам нынешнего настоятеля церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы иерея Михаила Швецова, сохранился запрестольный крест старого храма. Он хранится у жительницы соседней деревни Волчиха.

Ирине Шилиной удалось установить, что при церкви подвизались две монахини, Пелагия и Иулия. После закрытия храма они остались в Берендеевке и продолжали исполнять требы сельчан, продавать свечи. Что стало с монахиней Иулией, неизвестно. А вот мать Пелагия пережила Великую Отечественную войну. Однажды ее избил и ограбил местный житель: нужны были деньги на выпивку. Его осудили, посадили в тюрьму, где он и скончался. По иронии судьбы его захоронение неподалеку от ее могилки на берендеевском кладбище.

Отошла ко Господу монахиня Пелагия в 1970-е. Похоронена недалеко от места, где стояла часовня князя Оболенского. На стершейся табличке едва можно прочесть: «Прах монахини Пелагии». В одной с ней ограде покоится и певчая Богородице-Рождественской церкви Александра Ивановна Кирпичева, которая все годы вплоть до своей кончины в 2010 году ухаживала за могилой монахини.

Светлана Медведева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.