Иерей Алексий Воронов: «Вознесение Господне принадлежит всем людям»

18:34, 1 июня 2011

Вознесение Господне— двунадесятый праздник, отмечаемый христианами в 40‑й день после Пасхи. О его происхождении и значении наш корреспондент побеседовала с иереем Алексием Вороновым, преподавателем Нижегородской духовной семинарии, клириком Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода.

—Расскажите, пожалуйста, о сущности и происхождении праздника Вознесения Господня.
—Согласно новозаветному повествованию, Вознесение Господа Иисуса Христа произошло через 40 дней после Его Воскресения (см. Деян 1: 3) в окрестностях Иерусалима.«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24: 50–52). Вознесение Господа на небо происходило на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути (Деян 1: 9–12). При этом два мужа в белой одежде (два Ангела) обратились к апостолам:«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1: 11). Господь Иисус Христос взошел на небо человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небе. Мы имеем такого Первосвященника, Kоторый воссел одесную престола величия на небесах (Евр 8: 1).

Так для чего все-таки произошло Вознесение? Спаситель Сам дает ответ на этот вопрос:«Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам» (Ин 16: 7). О каком же Утешителе говорит Господь? Конечно же, о третьей ипостаси Святой Троицы, о третьем Лице— о Боге Духе Святом.«Когда же приидет Утешитель,— говорит Господь,— Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15: 26). Святитель Фаддей (Успенский) так говорил о значимости события Вознесения Господня:«Для отрешения человека от страстей земных и введения в горние обители претерпел Господь смерть, воскрес и вознесся на небо. По Вознесении Его дело спасения человека продолжает совершать Дух Святой, посланный Им в мир, очищающий от греха, дарующий жизнь духовную человеку. Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов».

—Святитель Афанасий Великий утверждает, что вознесение Спасителя означает обожение человеческой природы. Поясните, что это значит.
—Через Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы восседания одесную Отца. Святитель Григорий Палама отмечал, что Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены будут только те, кто«распял грех через покаяние и жительство по Евангелию».

—Почему Христос после своего воскресения находился на земле именно сорок дней?
—Число 40 не случайно. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь Своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия. По закону Моисееву в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

—Были ли в истории человечества случаи вознесения, в частности в Ветхом Завете?
—В строгом смысле слова в Ветхом Завете повествуется лишь о вознесении пророка Илии на огненной колеснице. Вознесение пророка и Вознесение Господа нельзя считать однозначными явлениями. Вознесение Илии— это символический образ преставления (перехода в мир иной) пророка. Дальнейшая судьба его неизвестна. Согласно преданию, пророк Илия не вкусил телесной смерти и явится проповедовать перед Вторым Пришествием Христовым. Речь заходит о вознесении также в связи с праотцем Енохом, о котором Библия говорит:«…и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5: 24). В данном случае говорить о вознесении тоже неправильно.

—Можно ли считать вознесением Успение Богородицы, как в древности иногда назывался этот праздник у некоторых христианских народов?
—Библия не сообщает нам об Успении Божией Матери. Существует предание, что, когда открыли Ее гробницу для опоздавшего на погребение апостола Фомы, тела Ее там не обреталось, а лишь лежали пелены, отдельно сложенные. На основании этого делают вывод о воскрешении Божией Матери Господом и взятии Ее на небо вместе с телом. Было ли это вознесение или другой способ перемещения на небо, нам неизвестно. В любом случае взятие на небо Илии или Божией Матери отличается от совершенно уникального Вознесения во славе Господа Иисуса Христа.

—Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, о том, как складывалась традиция празднования Вознесения Господня.
—Событие Вознесения Господня вошло в праздничный круг христианской Церкви в первые века нашей эры. Причем Вознесение вспоминалось и в торжествах, посвященных Пятидесятнице. Например, в записях паломников, побывавших в то время на Святой земле, сообщалось, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон— в том месте, с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Упоминания о праздновании сорокового дня после Пасхи, в который вознесся Иисус Христос, встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Блаженный Августин, например, называет«четыредесятницу Вознесения» праздником«древнейшим и повсеместным». Прямо говорят об этом и апостольские постановления. Источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник— на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной— в переходящие, а с уставной— в великие двунадесятые праздники.

Известный русский литургист А. А. Дмитриевский сообщал о праздновании Вознесения на рубеже XIX–XX столетий на горе Елеон:«Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у«стопочки», как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу».

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.