Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных, блаженных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России стал XX век. Русскую Церковь не случайно называют Церковью мучеников. В прошлом столетии она подверглась невиданным жесточайшим гонениям, обретя целый сонм святых мучеников, кровью и молитвами которых устояла вера, а может быть, и само Российское государство.
Мы начинаем осознавать, что в недавнем прошлом были не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг, по своему величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан. Новомученики свидетельствуют перед всем современным обществом о Христе. Именно благодаря им не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью.
Духовный смысл истории народа познается через образы присущей ему святости. Святая Русь— не миф и не сказка, не социальная или экономическая утопия. Она реальна, ибо коренится в непреложном и вечном. Подвиг нового сонма русских святых— это свидетельство того, что наш народ в глубине души своей не оставил православного духовного идеала.
Великий русский историк Василий Ключевский говорил, что именно святые становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память. Дела и слова святого человека выходят далеко за пределы своего века, благотворно воздействуя на жизнь новых поколений. Примером тому служат преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский. Даже во времена гонений память их жила в миллионах сердец. Пример святых угодников Божиих становится практической заповедью любви, заветом веры и святости для всего народа. Ничуть не устарели слова Ключевского о том, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
В лике новомучеников и исповедников Российских явлена вся полнота народной жизни, запечатленная в лучших ее представителях. Царственные страстотерпцы, иерархи нашей Церкви, пастыри, иноки и инокини, воины, ученые, люди творчества, жители городов и деревень, знатные и простолюдины. Всякий возраст людской, всякое сословие, всякий край Руси, даже самый отдаленный, принесли своих страстотерпцев, положивших душу за Христа. Вся Русская земля освящена мученической кровью.
Понимаем ли мы до конца подвиг тех, кто под угрозой страданий, пыток и смерти остался верен истине, остался с Богом? Что значат для нас, современных людей, мученики и исповедники Русской Церкви XX века? Об этом мы беседуем с историком, директором мемориального музея „Бутово“ Игорем Гарькавым.
—Игорь Владимирович, что значит Бутово для России и Русской Православной Церкви, для православных людей вообще?
—Бутовский полигон— один из крупнейших спецобъектов НКВД рядом с Москвой. Здесь всего лишь за год, с 8 августа 1937 по конец октября 1938 года, было расстреляно 20760 человек, и значительную часть расстрелянных составляли так называемые церковники— те, кого сотрудники НКВД называли церковным активом, люди, которые в эти страшные времена сознательно выбрали путь стояния за веру до конца. Не все они сегодня прославлены, сбор материала для канонизации еще ведется. Но уже сейчас в лике святых прославлено 329 мучеников, расстрелянных на Бутовском полигоне.
Таким образом, под Москвой возникло уникальное в масштабах всей Вселенской Православной Церкви место, где в братских могилах почивают мощами 329 святых мучеников, прославленных поименно. Прецеденты такого рода есть. Например, Церковь вспоминает одновременно 20 тысяч мучеников Никомидийских. Но их поминают соборно. А вот поименное прославление такого сонма мучеников— это явление в истории Церкви уникальное. Оно вдвойне важно для Русской Церкви, поскольку на канонической территории РПЦ другого такого сонма мощей святых просто не существует. Даже в пещерах Киево-Печерской Успенской Лавры мощами своими почивает около 150 прославленных святых. А на Бутовском полигоне в братских могилах, на этом сравнительно небольшом пространстве в 6 гектаров, в 13 погребальных рвах лежат останки 329 прославленных мучеников и еще более 600, которые ждут своего прославления в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
—Однако в России в XX веке тысячи людей принимали мученичество за веру не только на Бутовском полигоне…
—Да, в России сложилась уникальная ситуация. Бутово не единственная „русская голгофа“, где была принесена такая страшная, но, видимо, ненапрасная жертва, поскольку кровью новомучеников утвердилась вера нашего православного народа. Практически в каждом городе, районном центре и даже в селах можно найти места, политые кровью святых страдальцев или, во всяком случае, их слезами. Чтобы прикоснуться к их подвигу, надо просто посетить здание, где раньше находилось управление НКВД. В большинстве своем сегодня эти здания используются другими организациями. Например, в городе Алатыре, где мы были недавно по приглашению Чебоксарской и Чувашской епархии, в здании бывшего управления НКВД сейчас гаражи, принадлежащие одному из заводов. Но местные православные активисты во главе с секретарем епархиальной комиссии по канонизации святых иеродиаконом Иосифом (Ключниковым) обнаружили внутри здания могилы с телами расстрелянных, в том числе мучеников за веру. Тела эти были эксгумированы, и на это событие общественность обратила внимание.
К сожалению, как неоднократно говорил настоятель нашего храма в честь мучеников и исповедников Российский на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Коледа, пока еще, к нашей великой скорби, подвиг новомучеников Российских в духовной жизни современной Русской Церкви, миллионов православных верующих нашей страны не стал тем фактором, той силой, которая была бы способна привести нашу страну к духовному возрождению. А между тем подвиг и память о новомучениках— это ресурс, способный изменить очень многое в жизни каждого из нас и общества в целом. Задумаемся: эти люди показали пример, как можно жить не по лжи, выражаясь словами Александра Солженицына. Они, как и все, боялись пыток, смерти, лагерей, они совершенно не стремились к тому, чтобы пострадать. Но делая выбор между тем, что им предлагали обстоятельства, власть, общество, в котором они жили, и своей совестью, своей верой в Бога, они были готовы отречься от всего, чтобы сохранить главное, „единое на потребу“, как говорит нам Евангелие. Этот пример очень значим, поэтому нам сегодня так важно почувствовать близость новомучеников, понять, что они— драгоценное звено в золотой цепи, которая соединяет нас с другими поколениями святых подвижников.
—А что, на ваш взгляд, для этого может сделать современный православный человек?
—Чтобы проникнуться подвигом новомучеников, нужно проявить посильное усердие. Каждый из нас может это сделать. Необходимо собирать крупицы свидетельств, оставшиеся в народной памяти о тех, кто жил с Богом и страдал за веру. Это не обязательно люди, принявшие мученическую кончину, не обязательно священнослужители, это могут быть простые крестьяне, рабочие, представители интеллигенции, которые в мире воинствующего безбожия и самодовольного атеизма сохраняли свою веру, несмотря ни на что. Имена многих из них незаслуженно забыты. Их подвиг был не напрасен, своим стоянием за веру они укрепили в вере сотни, тысячи других православных, хотя, может, сами и не оказались ни в лагерях, ни на расстрельных полигонах, но в своих домах, в своих семьях продолжали верить, молиться, помнить о тех, кто пострадал. Чтобы эту преемственность обнаружить, надо как минимум постараться в своем храме, в семье найти тех, кто еще помнит о том времени. И не дожидаясь, пока дадут распоряжение сверху, просто записать их воспоминания.
При нашем мемориальном центре существует архив воспоминаний Русской Православной Церкви XX века. Мы опросили уже многих людей, так или иначе связанных с этой темой— и свидетелей того времени, и родственников пострадавших. Люди не всегда готовы говорить. Многие до сих пор напуганы пережитым, или не считают это важным по какой-то причине, или просто не думают, что их жизненный опыт имеет какое-то значение и интересен для широкого круга. Но мое глубокое убеждение, что это не так. Как историк, я настаиваю на том, что большое значение имеют факты жизни простых людей, судьбы которых показывают общую картину, фон, на котором происходили более известные, яркие события истории. Если мы не увидим, как жила верующая семья, не поймем судьбы простых верующих, не почувствуем их ежедневный, незаметный подвиг стояния за веру, то тема новомучеников останется абстракцией и для большинства будет чем-то далеким и малоинтересным.
А вот если мы покажем, как происходила эта битва добра и зла, света и тьмы буквально в каждой семье, городе, селе, если покажем, что сонм святых, пострадавших и стоявших за веру до конца, измеряется не тысячей прославленных в 2000 году, не десятками тысяч, а миллионами, тогда это станет непреложной истиной. И осознание этого факта, мне кажется, способно будет изменить представление современных людей о нашем народе, о самих себе, о Церкви и ее роли в истории.
Эта работа— записать воспоминания— не совсем привычна для православного человека, но необходима. Я бы хотел обратиться к священнослужителям с нижайшей просьбой благословлять на приходах молодых людей на такую деятельность. Уже уходят последние свидетели того времени. Уже практически не осталось тех, кто помнит сталинские годы, но еще живы люди, которые помнят послевоенные события, хрущевские гонения. Если мы сейчас не зафиксируем их воспоминания, они уйдут, и мы никогда уже не сможем приобщить эти свидетельства к материалам церковной истории. Не важно, где эти свидетельства будут храниться. Важно, чтобы они были зафиксированы и сохранены. Тогда, может быть, мы по-другому посмотрим на подвиг новомучеников, осознаем, что это был подвиг всего православного русского народа, и поймем слова, сказанные когда-то Тертуллианом: „Кровь мучеников— это семя Церкви“.
Действительно, одно поколение подвижников рождало следующее своим примером, своим подвигом. Надо собирать воспоминания и продолжать работу над созданием церковных музеев— они, как мне кажется, должны быть при каждом храме и свидетельствовать о тяжелом, но славном пути Русской Православной Церкви в XX веке.
—Это и будет, на ваш взгляд, нашим действенным почитанием подвига новомучеников?
—Я думаю, что это будет одной из форм почитания. Со времен древней Церкви почитание мучеников очень разнообразно. Когда мы говорим о нем, то прежде всего говорим о той любви, которая соединяет нас с мучениками: мы молимся им, а они молятся о нас. Мы прославляем их подвиг, вспоминая об этом, укрепляем свою веру и одновременно просим их святых молитв. Неслучайно в чине погребения православных христиан такое значение имеют молитвы к мученикам. Большинство молитв обращено именно к тем, кто пострадал за Христа, чтобы они молились у Престола Господня о душе новопреставленного раба Божиего.
Почитание мучеников уже в древней Церкви не ограничивалось богослужебными формами. У Иоанна Златоуста мы читаем о том, как верующие выходили к гробам мучеников, совершали там литии, вспоминали их подвиги. Уже в то время появились их жития. Святитель Иоанн Златоуст настаивал на том, чтобы его духовные чада укрепляли свою веру чтением этих текстов. Жития мучеников— один из древнейших жанров церковной литературы. В них вспоминались обстоятельства их жизни. По возможности сохранялись места их страданий. Все знают Колизей в Риме— он сохранился только потому, что в Средние века Римская Церковь объявила его местом памяти о мучениках. Как и в Лионе, в столице римской Галлии сохранился амфитеатр. Его не разобрали, не застроили потому, что на его арене были казнены многие мученики— знаменитые мученики Лионские, о которых пишет Евсевий Кесарийский в „Церковной истории“, в древней Церкви их подвиг был хорошо известен. Церковь изначально учила чад своих размышлять над подвигом мучеников. В современных условиях такой формой может стать и собрание воспоминаний, и создание церковных музеев. Музей не просто хранилище предметов, это то место, где идет большая аналитическая работа, где человек может размышлять над подвигом мучеников и делать важные для себя выводы. Во всяком случае, в древней Церкви почитание мучеников было лейтмотивом и богослужения, и многих форм церковной деятельности. Для этого не надо проводить сложных исследований, достаточно вспомнить, что большинство святых, которые упоминаются в наших месяцесловах с того давнего времени— II, III, IV веков,— это мученики. Церковь так почитала их, что они оказывались в центре внимания.
Конечно, в центре церковной жизни прежде всего Христос, Его Голгофская жертва. Но и подвиг мучеников— это продолжение того, что произошло на Голгофе. Господь наш Иисус Христос— Подвигоположник мучеников, Первый Мученик. И те, кто пошел за Ним, разделили и Его страдания, и Его боль, и славу Его Воскресения. Поэтому наш каменный храм на Бутовском полигоне имеет двойное наименование— он посвящен Воскресению Христову и новомученикам и исповедникам Российским. Мне кажется, очень важно, чтобы и то и другое оказалось в центре нашего мироощущения: Воскресение Христово— это стержень, без которого вообще невозможна духовная жизнь в православии, а почитание новомучеников— критерий правильности нашего пути. Если мы называем себя православными христианами, а новомученики для нас— это что-то далекое и абстрактное, то, мне кажется, это опасный симптом. Цель мы выбрали правильную, но если человек не думает о новомучениках, не понимает их подвига, значит, ему еще не открылась вся глубина православного понимания жизни и православного свидетельствования об истине.
—Игорь Владимирович, как 13 февраля в храме на Бутовском полигоне будет праздноваться память новомучеников и исповедников Российских?
—День памяти святых новомучеников и исповедников Российских особенно важен для тех, кто сейчас молится и работает на Бутовском полигоне. Память о тех, кто не испугался, кто тогда устоял, кто готов был претерпеть истязания, мучения, пожертвовать своей жизнью, чтобы остаться с Богом и не отступить от истинной веры, собрала группу людей, по инициативе которых и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1995 году здесь был заложен деревянный храм. Он был построен и освящен в 1996 году. Сейчас на Бутовском полигоне действуют уже два храма— деревянный и каменный. В престольный праздник богослужение будет проходить в каменном храме— только он способен вместить всех желающих приехать и помолиться на этом святом месте. Мы надеемся, что будет архиерейское богослужение. И конечно, все мы в день памяти новомучеников и исповедников Российских еще раз о многом должны задуматься.
Беседовал Владимир Алексеев
Справка
Бутовский полигон— в 1930–1950-е годы спецобъект НКВД. Первоначально использовался как полигон для учебных стрельбищ. С конца 1935 года— специальная расстрельная зона НКВД, место массовых казней и захоронений. Расположен в Ленинском районе Московской области, в 4 км по Варшавскому шоссе за пределами МКАД. На его территории создан мемориальный комплекс.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.