С 1991 года в Дивеевской обители отмечается особый праздник — день игуменства матушки Сергии. 17 ноября, 18 лет назад, ее, рижскую монахиню, возвел в сан игумении разореной и почти забытой в то время обители митрополит Николай (Кутепов). Прежде чем покинуть родную Рижскую пустынь, матушка Сергия вместе с другими сестрами посетила Святую землю, где в усердной молитве Господу и Его Пречистой Матери пыталась испросить наставление о своей дальнейшей судьбе. После того, как владыка Николай приехал за новой настоятельницей с письмом от Патриарха, благочинная Сергия в сопровождении сестер, уже не колеблясь, вылетела из Риги в Нижней Новгород, где, по воле Царицы Небесной, до сегодняшнего дня продолжает свое служение.
В день своего игуменства матушка Сергия, настоятельница Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, дала интервью радио «Образ».
— Матушка Сергия, не страшно вам было ехать в разоренную обитель?
— В школьные годы я один раз посещала Дивеево вместе с родителями. Там был какой-то пустырь, проводник тайно провел нас по Канавке, заросшей кустами репейника. Я даже не поняла, что это Канавка. А Рижская пустынь, где я приняла постриг, была отстроена, находилась среди леса, вдали от мира — на три километра вокруг не было никакого жилья. Она отличалась не только внешней красотой, но и особым внутренним молитвенным состоянием.
Но Господь так покрыл все Своею благодатью, что я и не думала о сложностях, и не почувствовала их, хотя Троицкий собор стоял без вторых рам, было очень холодно и все неустроено. Сейчас даже представить невозможно, что в Дивееве не было трапезных и паломников кормили в вагончике, где стоял один стол и две лавки, а пищу готовили на электроплитке. Сестринская трапезная также появилась позднее. Ее, в виде стеклянного кафе, поставили на церковной площади.
Правда, большим утешением было то, что мощи батюшки Серафима почивают в Троицком соборе. Помню, когда их обрели в Санкт-Петербурге, мы всем монастырем ездили на поклонение в Александро-Невскую лавру, где они находились. А здесь можно ежедневно подходить к ним и просить угодника Божия о помощи. Воистину это была благодать, которая и «немощная врачует, и оскудевающая восполняет».
— Матушка, в каких трудах предстательство преподобного Серафима Саровского для вас особенно памятно?
— Самым удивительным событием для меня стала подготовка к 100-летию прославления батюшки Серафима в 2003 году. С самого начала мы фактически остались без всякой помощи, поскольку умер правящий архиерей, митрополит Николай. Заступивший на его место архиепископ Евгений Тамбовский только год прожил в нашей епархии и тоже скончался. Оставалось буквально полгода до празднования, а мы в неведении, кто нам будет помогать.
Тогда сестры стали меня просить: «Матушка, смотри, как все устроено в Троице-Сергиевой лавре. Ты бы съездила, попросила наместника, чтобы он кого-нибудь прислал нам помочь». Но я им ответила, что этот монастырь — ставропигиальный, да и наместника я не знаю и не могу его просить.
И вот Сама Царица Небесная дала нам того, кого и предположить было невозможно — эконома Троице-Сергиевой лавры, который стал нашим епископом и в такой небывалый срок подготовил и провел реставрационные работы грандиозного масштаба в Дивееве и в Сарове, где восстановил храм преподобного Серафима.
Если сейчас посмотреть наши альбомы, которые запечатлели подготовительные работы, то можно ужаснуться их размахом: у нас все было в лесах, все ископано, перерыто. К тому же мы хотели сделать подарок батюшке Серафиму — выкопать Канавку так, как исторически она была им предначертана. Фактически целый институт в Москве — Строительная академия — делал проект, выверяя ее траекторию. А еще были трудности с населением, поскольку Канавка проходила по огородам, и последний участок мы прокопали буквально за день до приезда Патриарха.
И в том, что все задуманное совершилось вовремя и торжества имели вселенское значение, поскольку на них присутствовали Предстоятели и представители всех Поместных Церквей, я вижу неизреченную милость Царицы Небесной по молитвам батюшки Серафима.
— Сейчас Дивеевская обитель — самая большая в России, в ней несут послушание 460 сестер. Как они собирались?
— Собирались постепенно, это очень непростой процесс: кто-то приходит, кто-то уходит. Здесь все делается с благословения Царицы Небесной, как Она Сама сказала: кого Она призовет, а кого изженет из обители. Есть некоторые сестры, которые приезжали сюда только сопроводить сестру, а потом оставались здесь даже без вещей. Сейчас они первоклассные монахини.
В первые годы владыка Николай очень строго подходил к приему в монастырь, и все, кто желал поступить сюда, обязательно проходили послушание на скотном дворе в Рожново. Многие отказывались ехать, и владыка говорил, что они не ради Христа сюда идут, а ради славы. Сейчас мы так не проверяем сестер, хотя трудные послушания есть и на кухне, и в скитах. Именно там люди должны понять, что здесь не просто красивая обитель, где хорошо поют, а место, где ежедневно, ежечасно требуется отсекать свою волю, и все, от послушницы до игумении, должны исполнять Устав монастыря. А это для каждого трудный и болезненный процесс. Оказывается, что не так-то просто жить в обители и что здесь живут по призванию.
— Трудно ли быть игуменией такой обители?
— Наш монастырь имеет особый статус. Здесь Верховной Игуменией является Царица Небесная, а земная игумения лишь наместница. Она является матерью своим духовным детям, должна нести их немощи и, естественно, своим личным примером исполнять Устав монастыря. Тогда и сестры будут тянуться за ней. А если поучать лишь словами, это будут пустые слова. Например, я иду на правило, потому что сознаю свою немощь и, исполняя Устав, отсекаю свою волю. За это Господь дает мне здоровый дух и святую радость, которые являются живительным эликсиром, источником сил и для других дел. Каждодневно хожу на Канавку с сестрами, чтобы благодарить Царицу Небесную и испросить Ее милости для дальнейших трудов. Так невозможное становится возможным и разрешаются самые трудные вопросы.
Очень явственно ощущаю молитвы и предстательство батюшки Серафима во всех ситуациях жизни обители. Поэтому хожу на молитвы с акафистом батюшке Серафиму, чтобы поблагодарить за неоценимую помощь и испросить его ходатайства перед Царицей Небесной в управлении обителью и в других вопросах, как он сам нам завещал. Он говорил, что Дивеево будет называться Дивеевом по диву, которое в нем совершается, и мы все являемся свидетелями этого чуда.
Люди, которые к нам приезжают, не перестают удивляться, постоянно находя у нас что-то новое и ощущая действие Божественной благодати, будто попадают в другое царство. Но самая главная задача — чтобы души тех, которые пришли служить сюда или приехали помолиться в нашу обитель, становились сосудами Святого Духа. Об этом молимся мы с сестрами, а также многие подвижницы нашего монастыря в Торжествующей Церкви, прося предстательства Царицы Небесной и батюшки Серафима.
Беседовала монахиня Наталия (Огудина).
Версия для печати Людмилы Крапивиной.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.