«Индивидуальный подход»: когда и зачем?

10:54, 11 декабря 2023
Учимся правильному отношению к требам

Покрестить ребенка, чтобы не болел, освятить квартиру, чтобы супруги мирно жили, машину — чтобы не попала в аварию, а нательный крестик — чтобы охранял от злых людей… Вот лишь немногие примеры глубоко сидящего внутри нас язычества. На все потребности верующих Церковь отзывается, давая совет, утешение и молитвенное благословение. Но как правильно относиться к совершению треб — этих частных богослужений, совершаемых священником по просьбе верующего в удобное для него время? Отвечает настоя­тель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Родственница по моему совету освятила новую квартиру, и буквально через месяц ее ремонт залили соседи. Она мне это как бы в вину поставила, вспомнив, между прочим, что ее знакомый, освятив новую машину, попал в ДТП. Как же так, за что, мол, священник, совершая такие «бесполезные» требы, деньги берет? Я не смогла грамотно ей возразить.

— Все в жизни православного человека должно быть освящено — что-то церковным чином, что-то личной молитвой. И жилье, и вещи, которые нам служат, — все освящается. Об этом хорошо сказано в молитве на освящение всякой вещи: «Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи о Христе Иисусе». То есть после освящения вещь служит нашему спасению, получив свыше благодать Святого Духа. Мы не можем видеть, изменились ли ее качества, как именно она «вооружена силою небесного заступ­ления», но наше отношение к ней меняется — мы знаем, что машина, квартира, икона, крест и другие вещи освящены, и не можем уже позволить себе какое-то попущение при святыне.

Освящение создает в квартире своего рода малую домашнюю церковь. Здесь христианин живет, молится, в освященном жилье он не позволит себе ругаться с ближними своими, он всегда будет помнить, что его домашний очаг освящен, в нем пребывают ангелы Божии, значит, и вести себя следует подобающим образом. Чин освящения жилища исключает всякий оккультизм. Защита дома от темных сил и всяческих стихийных бедствий происходит не автоматически, а по молитве живущих в нем, благодать сохраняется в зависимости от нашего христианского поведения.

К сожалению, некоторые люди считают, что освящение дома, машины — это некая защита от ограбления, пожара, аварии и так далее. Но освящение не страховка. Некоторые считают, что после освящения автомобиля можно летать по дорогам, не соблюдая правил дорожного движения — машина же освящена! Это и есть оккультное отношение к молитве. Верую­щий человек садится за руль, помолясь и помня, что его автомобиль освящен, с ним Ангел Хранитель, значит, говорит он себе, я буду осторожен и внимателен, чтобы не повредить ни себе, ни другим. Таким образом, освящение любой материальной вещи — это наш невидимый спасательный круг, которым мы должны уметь пользоваться.

Что же касается оплаты, никаких «расценок» при освящении не существует, это добровольное пожертвование. Церковь не продает благодать Божию — она ее призывает, и, если треба «не подействовала», вины священника в этом нет. Тем более, того человека, который посоветовал эту требу совершить.

— Мы подаем в церковь записки о близких, где их зачитывает священник. Какой в этом смысл? Не проще ли молиться, стоя в храме, самому, перечисляя имена близких, озвучивая свои чаяния?

— Конечно. Именно это и требуется от участника богослужения. Когда диакон или священник произносит ектенью и зачитывает имена, необходимо и молящемуся — не прислушиваться, произнесены ли написанные им имена, а самому молиться о своих близких. Зачем подавать записки? Мне кажется, это понятно. Во-первых, молитва священнослужителя совершается у престола в алтаре, то есть в особом освященном месте, а во-вторых, его молитва объединяет всех, и находящихся в храме, и тех, кого на службе нет, но за кого вся Церковь молится.

— Как освящать квартиру после прихода незваных гостей, от которых исходит, как мне кажется, негативный посыл, недружелюбие в мой адрес? Не пускать их в дом я не могу, так как это родственники, но «очистить» квартиру потом так и хочется! Два раза приглашала священника. Но визиты продолжаются. Не вызывать же батюшку из раза в раз.

— Полный чин освящения жилища священник совершает один раз. В древности был еще такой обычай, когда хозяин дома в Крещенский сочельник самостоятельно кропил святой водой жилье, двор и даже хлев, где содержались животные. Ну, и после визита незваных гостей никто не помешает хозяевам помолиться и покропить святой водой квартиру. Другого ничего и не нужно.

— Очень стесняюсь исповедоваться в храме в присутствии людей, среди которых постоянно встречаю знакомых. Да, я знаю, что остальные, ждущие исповеди, твои слова слышать не будут. Но не могу преодолеть ложный, как сказал мне один батюшка, стыд. Слышала, что в церкви, среди прочих треб, практикуется «частная» исповедь, когда священник в назначенное время исповедует отдельно, без свидетелей. Стоит ли к ней прибегать, или такая комфортная форма совершения таинства обесценит мой подвиг покаяния, который действительно стоит мне неи­моверных усилий?

— Конечно, можно договориться со священником, чтобы он исповедал вас отдельно, если есть такая необходимость. Но чаще ее нет. Ложный стыд, которым пользуется лукавый, не пускает человека на исповедь, мешает покаянию. Давайте разберемся. Таинство Исповеди предполагает искреннее покаяние грешника. Такое может произойти и дома на молитве, и в храме. Господь принимает искреннее раскаяние. Но нужны еще и таинство Исповеди, преодоление психологического барьера, ложного стыда, подтверждение священником того, что покаяние произошло. Не нужно рассказывать все подробности и детали совершенного проступка. Достаточно назвать грех, чувствуя раскаяние, обязуясь не повторять его, и стараться действительно избегать ситуаций, где этот грех может повториться.

Вы говорите о подвиге. Да, настоящая исповедь — это подвиг, в том числе и в преодолении ложного стыда. Но вот что говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа». Когда же на исповеди нет покаяния искреннего, нет просьбы о помощи свыше, а в жизни нет сопротивления страстям, такая исповедь будет лицемерием и ханжеством, и толку от нее не ждите. Что от нас требуется в таинстве Покаяния? «Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление — новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи…»

— Чем различаются сорокоуст о здравии и Псалтирь о здравии? Какие именно требы лучше заказывать о хроничес­ки больном человеке?

— Духовная польза есть и от первого, и от второго. Разница лишь в форме молитвы. Сорокоуст — это особое церковное поминовение, совершаемое ежедневно в течение 40 дней. Обычно оно совершается на литургии (проскомидии или сугубой ектении). Псалтирь читается отдельно, и в ходе чтения произносится молитва о здравии или упокоении. Любая молитва о близком человеке угодна Богу и служит на пользу как болящему, так и тому, кто за него молится. Главное, чтобы мы и сами молились о своих близких с надеждой на помощь Божию. Кроме поминовения на проскомидии и чтения Псалтири о здравии можно заказать молебен Пресвятой Богородице, святым, имеющим благодать помогать людям в болезнях: великомученику Пантелеимону Целителю, святым Косме и Дамиану, другим угодникам Божиим. Молебен может быть и с чтением акафиста тому или иному святому.

— Что собой представляет вечное поминовение в монастыре? Что делать, если заказываешь его о здравии человека, а тот умер?

— В монастырях богослужение со­вер­шает­ся ежедневно, поэтому в монастырской практике и сложилось такая форма поминовения. Вечное поминовение означает, что человек будет поминаться здесь до тех пор, пока существует обитель, пока в ней будут проводиться службы. Если был сделан заказ о здравии, а человек умер, следует обратиться в монастырь, и там из одной книги имя этого человека перенесут в другую. И, конечно же, чтобы оградить себя от мошенников, не нужно заказывать поминовения через интернет — потрудитесь сами обратиться в обитель или в приходской храм.

Подготовила Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.