Юбилей писателя-христианина

11:50, 2 апреля 2009

В России не всегда достойным образом почитают память национальных героев, вот и Гоголю от соотечественников досталось: ни одного музея в стране, пара памятников и нарушение воли покойного — от сутствиекреста с Голгофой на могиле в Ново-девичьем монастыре. (В той же Италии, где он долгое время жил и писал „Мертвые души“, его память увековечена мемориальными досками и рукописями под стеклом на стенах знаменитого кафе „Греко“, в котором он бывал почти ежедневно.)

Есть надежда, что к 1 апреля крест все-таки установят, и правда восторжествует, ведь писатель завещал не ставить никаких памятников на своей могиле — только крест. Для него это было очень важно — он первый русский писатель, который стал, по сути, христианским проповедником (а после него — Достоевский) и в конце жизни отказался от творчества ради Христа, уничтожив второй том „Мерт вых душ“.

Под влиянием христианского мировоззрения Гоголя многие русские люди в ХХ веке крестились, некоторые приняли монашество. Он и сам хотел принять монашество, часто приезжал в Оптину пустынь, но старец Макарий сказал писателю, что его труды нужнее на литературном поприще (хотя, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) считал их скорее душевными, а не духовными). Многие исследователи творчества Гоголя, например, кандидат филологических наук иеромонах Симеон (Томачинский), считают его самым церковным из классиков русской литературы, наиболее близким к Церкви и по мировоззрению, и по жизни. Гоголь глубоко изучал православное богослужение, регулярно исповедовался и причащался. Работу Гоголя „Размышления о Божественной литургии“, ради которой он специально изучал греческий язык, многие священники считают прекрасным пособием для воцерковляющихся людей, ее рекомендовали читать оптинские старцы.

Некоторые современники церковность писателя приняли в штыки. Белинский, в частности, считал, что Гоголь изменил своему призванию, „тронулся умом, и церковники его сгубили“, называл его „проповедником кнута и апостолом невежества“. Но исследователи в один голос заявляют, что, судя по письмам и дневникам, писатель всег да был церковным человеком. Знаток его творчества критик Игорь Золотусский считает, что восприятие Гоголем христианских идей в юности было более поверхностным, как это часто бывает. Поэтому действия дьявольских сил были для него скорее предметом смеха, и он считал, что можно шутить с такими вещами, с которыми на самом деле шутить не стоит. Но впоследствии Гоголь в этом каялся. Однако уже в двадцать с небольшим лет он написал „Тараса Бульбу“— христианское по духу произведение, в котором писатель утверждает: сила украинского духа — в защите своей православной веры и цивилизации, своей идентичности. Выбор казаков, которые сражаются против ляхов, против латинства,— в пользу православной веры. Россия, считал Гоголь, после падения Константинополя — последний и главный оплот православия, и только в союзе с ней Украина может защитить православную веру. А объясняя „Ревизора“, говорил, что чиновники олицетворяют собой страсти, господствующие в человеке, и настоящий ревизор — это совесть.

Гоголь начал „Размышления о Божественной литургии“ в 1843 году и ушел из жизни, не завершив их. „Если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату“,— писал он. „Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира“,— говорил писатель о монашестве. Именно оно, по словам поэта Василия Жуковского, было настоящим призванием Гоголя. „Я уверен,— писал он в марте 1852 года, получив известие о смерти Гоголя,— что если бы он не начал свои „Мертвые души“, которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно“.

Это чувствовали многие окружавшие его люди. Не случайно художник Александр Иванов изобразил его на переднем плане своей знаменитой картины „Явление Христа народу“, ближе всех к Христу. Во втором томе „Мертвых душ“ Гоголь хотел свести Чичикова со священником, и эта встреча должна была стать решающей для его героя. Писатель хотел вывести в роли положительного героя представителя духовенства, ведь замечательных священников в России было немало, особенно в Оптиной пустыни, куда он ездил.

Исследователи творчества Гоголя уверены: он был абсолютно здоров, хотя многие психиатры паразитируют на истории его жизни и творчества. Как человек нервный и чувствительный, Гоголь был подвержен депрессиям, тем более что в конце жизни пережил тяжелые моменты — трудности с написанием второго тома „Мертвых душ“ (писатель его несколько раз сжигал), неудачная поездка в Иерусалим (он не испытал религиозного катарсиса, которого очень ждал), неудачное сватовство. Но нужно было иметь мужество, чтобы в 1847 году опубликовать книгу исповедь „Выбранные места из переписки с друзьями“, на что до Гоголя в русской литературе никто не решался. «В этой книге Гоголь дал Достоевскому всю проблематику его романов, особенно в главе „Светлое Воскресение“,— считает Игорь Золотусский.— Для меня „Выбранные места“ в смысле личного бесстрашия автора стоят выше „Дневника писателя“. И это именно христианское бесстрашие. Гоголь говорил: „Выше того, что сказано в Евангелии, уже не скажешь“. Поэзия, искусство, по его словам,— лишь „не зримая ступень к христианству“. Литературное произведение может стать великим лишь тогда, когда его осеняет евангельский свет».

„Выбранные места“ Гоголь считал важнейшей своей книгой, которая, по сути, является сборником проповедей, в центре которых Христос и Его Евангелие. И это было последнее послание Гоголя человечеству.

Светлана Высоцкая

Справка:

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля н. ст.) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов Полтавской губернии. Он происходил из старинного украинского казацкого рода. Его детство в деревне проходило в обстановке малороссийского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу многих повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов. В 1831 году Гоголь сблизился с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Он вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы; личность Пушкина произвела на Гоголя чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения.

Наиболее популярные произведения: „Мерт вые души“, „Ревизор“, „Женитьба“, „Театральный разъезд“, „Вечера на хуторе близ Диканьки“, „Вий“, „Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем“, „Старосветские помещики“, „Тарас Бульба“, „Невский проспект“, „Нос“, „Шинель“, „Записки сумасшедшего“.

В результате творческого и духовного кризиса Гоголь сжег второй том „Мертвых душ“ за десять дней до своей смерти. Он умер 21 февраля (4 марта н. ст.) 1852 года в доме Толстых в Москве. Гоголя похоронили 24 февраля (7 марта) на кладбище Данилова монастыря в Москве.

На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на черном надгробном камне („Голгофа“), а на нем высечена надпись: „Горьким словом моим посмеюся“ (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8). В 1931 г., после закрытия Данилова монастыря, останки Н. В. Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Выбранные места из переписки с друзьями

*Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет… Без воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и как полюбить Того, Которого никто не видал? Какими молитвами и усильями вымолить у Него эту любовь? Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу. Стоит только полюбить их так, как приказал Христос, и сама собой выйдет в итоге любовь к Богу Самому… Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви… Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете,— последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни.

Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам.

*Друг мой! Считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик. Где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти, изумляли разумом речей своих. Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности…

Перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он чем дальше, умнее. Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет как одна открытая книга ученья. Но если только возомнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.