На небольшой терраске, в полугоре высокого правого берега, на подходе к Нижнему Новгороду с волжского Понизовья высятся строения каменной Спасо-Преображенской церкви, отмечая первоначальное местоположение одного из древнейших нижегородских монастырей.
Печерская обитель была здесь основана в 1330-х годах выходцем из Киева Дионисием — видным церковно-политическим деятелем Древней Руси XIV столетия, собеседником высокочтимых святителя Алексия Митрополита и чудотворца Сергия Радонежского, и их сподвижником. Но 18 июня 1597 года произошло несчастье: подземные родники глубоко подточили береговой грунт, и гора огромным массивом сползла в Волгу вместе со строениями монастыря и, как вспоминали очевидцы этого события, посреди реки поднялись «бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу, на сухе, сажен двадцать от воды и болши… под горой храм Николая чудотворца да преподобнаго Евфимия Суждалскаго чудотворца совсем сдвинуло…»
После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте. 4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенную ограду и над воротами храм во имя Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а пока, временно, из Старых Печер тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского».
Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, «чтоб тут никто не ходил, нечистоты б никакие не прикасались», а по центру поставили памятный крест. После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками, в которых в 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего — огурцов.
Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти финансировать работы. Разрешение на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях.
Проект храма был составлен активно сотрудничающим тогда с духовным ведомством первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для храмового зодчества Поволжья того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом.
В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен и тогда же епископ Дамаскин освятил в трапезной первый теплый придел в честь Иоанна Богослова, а спустя пять лет другой придел в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет. Лишь весной 1798 года власти Печерского монастыря обратились в Нижегородскую консисторию с просьбой о его освящении.
Епископ Павел потребовал от благочинного Ермилы Иванова сначала освидетельствовать храм, обратив особое внимание на каноническую правильность и художественное качество иконописи, ибо незадолго до того в Малой Никольской слободе была выявлена целая бригада иконописцев-старообрядцев, писавших по заказу местных крестьян иконы с двухперстным знамением.
11 июня 1798 года благочинный донес, что «каменную церковь в честь и поименованием святаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Старых Печерах, новопостроенную именованный свидетельствовал и оказалось: оная ко освящению в надлежащей исправности».
Спустя два дня после этого епископ Павел лично освятил главный престол храма. К тому времени на колокольне церкви уже находилось шесть колоколов, в том числе «Большой» весом в 54 пуда. Хотя кровли храма и трапезной оставались тесовыми, все главы (включая и главы приделов) были обиты белым железом, а кресты — вызолочены.
Минувшие с того времени почти два века привнесли в образ церкви незначительные изменения, поэтому она остается одной из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века.