Как не стоит отмечать Пасху

15:33, 15 апреля 2014

Быстро бежит время. Не так много осталось до наступления великой радости, торжества торжеств — Пасхи Христовой. Преподобный Феодор Студит говорит о Святом Воскресении: «Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха — первый и величайший дар Божьего домостроительства». А как — правильно? Как — боголепно? Сегодня мы предлагаем вам подборку вопросов наших читателей, касающихся подготовки к великим дням. Отвечает на них протоиерей Олег Бугров, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Новое Доскино.

Отец Олег, какой смысл несут атрибуты праздника Пасхи: яйца, куличи и пасха творожная?

— Это отражение древнейших традиций. Согласно одному из церковных преданий первое яйцо покраснело само собой, когда святая равноапостольная Мария Магдалина пришла к императору Тиберию. Он усомнился в возможности Воскресения Христова и сказал, что «это так же невозможно, как если бы вот это белое яйцо стало красным». И на его глазах чудо свершилось. Во уверение истинности Христова Воскресения. Вот отсюда идет обычай красить яйца.

Что касается кулича, то его появление связано с другой традицией. Мы знаем, что в храме на Пасху освящается артос. Это цельная просфора, она напоминает нам о том хлебе, который израильтяне несли из Египта во время своего исхода. И кулич тоже нам напоминает об этом событии. Таким образом, видимо, произошло преломление церковного обряда в народном сознании.

Творожная пасха, одно из традиционных блюд праздничного стола, когда-то была, общем-то, редким блюдом, его вкушали только в строго определенные дни, в большие праздники, в особенности если речь шла о бедных семьях. Это сейчас можно зайти в магазин и купить хоть творог, хоть готовую творожную массу, стоят они относительно недорого.

Как правильно православному человеку подготовиться к празднику Пасхи и как нужно встречать его дома?

— Весь Великий пост является приготовлением к Пасхе. Шесть недель поста и Страстная седмица — это как ступеньки, которые приводят человека к Воскресению. Но и до поста Церковь нас начинает готовить к празднику Светлого Воскресения. Сначала телесно: идет сплошная седмица, которая в церковном уставе носит название Недели о мытаре и фарисее (неделя, как вы знаете, по-славянски — воскресенье). Потом — Неделя о блудном сыне, когда в среду и пятницу мы постимся как обычно, затем — Масленица, когда уже не вкушают мясо.

В Прощеное воскресение на церковной службе читается Евангелие о Страшном суде. То есть Церковь всячески — и душевно, и телесно — готовит нас к Великому посту. А пост — это подготовка к Страстной седмице. Каждый день ее носит название Великого в силу значимости событий, которые тогда совершались. В эти дни мы следуем за Христом. Во всяком случае — в духовном смысле. Мысленно мы на Голгофе, мы распинаемся вместе с Ним… Только в этом случае мы можем стать участниками и Воскресения Христова.

А внешние приготовления… Самую замечательную картину того, как готовились к Пасхе в прошлом, мы можем найти в произведении Ивана Шмелева «Лето Господне». Это отражение уклада, которым жил наш народ, называвшийся «хрестьянами», что свидетельствует о желании идти за Христом.

Очень много всего замечательного ушло вместе со старой Русью, и, я думаю, уже невозможно восстановить этот уклад. Но мы можем следовать тем идеям, которые в нем были заложены. То есть если мы во время поста воздержимся от пустых развлечений, это будет уже хорошо. Но прежде всего в этот период нужно избегать грехов, в том числе осуждения ближнего.

По поводу же нашего нынешнего домашнего празднования Пасхи и других церковных праздников можно сказать, что это образец того, как не надо их отмечать. У многих, насколько я знаю, получается поститься, во всяком случае телесно. А вот праздновать духовно праздник Пасхи — к сожалению, нет. Что касается наших столов, то мне вспоминается древний пророк Исайя, который говорит: «Праздников ваших ненавидит душа моя…» Прежде всего в такие дни мы, наверное, должны вспомнить о наших ближних и как-то с ними разделить свою радость. В особенности с теми, кто в чем-то нуждается. Если мы в праздники будем творить милостыню, у нас самих меньше останется чем полакомиться, и это будет, наверное, на пользу. Хорошо, придя из церкви, сесть за трапезу. Но устраивать на Пасху пышные застолья и чрезмерные возлияния не стоит.

Продают наклейки для пасхальных яиц с изображениями храмов, икон. Когда яйцо съедают, скорлупу с изображениями святынь выбрасывают в пакет для мусора. Как к этому относиться и стоит ли покупать эти наклейки?

— Я их не покупаю. Но если вам такие наклейки нравятся, если вы хотите поддержать материально производителей такого рода продукции (которые, может быть, с самыми благими целями этим занимаются), то вы можете решить сами, покупать ее или нет. Но советую все-таки наклейки со священными изображениями сжигать, а не выбрасывать. Есть, в конце концов, церковные печи, если дома сжечь не получается.

Посещение кладбища на Пасху — правильно ли это, и откуда пошло такое веяние?

— Началось это в советские времена, тогда даже выделялись автобусы для таких поездок, лишь бы люди на Пасху в храм не ходили. Это одна из заградительных мер вместе с комсомольскими патрулями. Сейчас такого давления государства не существует, и мы уже возвращаемся потихоньку к древнехристианской традиции, когда люди шли на кладбище на Радоницу, или, как говорят, на Красную горку: во вторник после Светлой седмицы. Чтобы поделиться пасхальной радостью со своими усопшими близкими.

В Пасхальном слове Иоанна Златоуста разделить пасхальную радость приглашаются «постящиеся и непостящиеся». Не значит ли это, что Великий пост можно и не соблюдать?

— Нет, из этих слов совсем не явствует, что не надо соблюдать Великий пост. Я не могу комментировать святителя, но, наверное, это надо понимать, в частности, так, что пасхальная радость — Божий дар, который дается человеку не за заслуги. Мы не можем заработать ее, мы можем ее только принять. Весь Великий пост, все наши труды и молитвы для того ведь, чтобы наше сердце могло вместить этот Божий дар. Если человек оказался способен на такое и без трудов, то это какое-то исключение, чудо. Например, кто-то, придя на пасхальную службу, вдруг осознал, что не может больше жить суетой и готов жить только ради Бога. Господь ведь приемлет и намерения наши. Даже если человек еще не успел их осуществить. Даже если человек приходит к вере в конце жизни и не может уже потрудиться на ниве Божией, Господь все равно не отвергает его.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.