Как преподавать «Основы православной культуры» в школе

13:39, 26 мая 2017

С сентября 2012 года во всех школах России введен обязательный для изучения в 4-м классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С того времени было немало разговоров и споров, зачем, почему и как будет изучаться этот предмет, какой из шести модулей выбрать. Мы уже неоднократно говорили и о задачах, и о содержании модуля «Основы православной культуры», почему именно православная духовная традиция является определяющей для нашей истории и культуры, какую роль она играет в воспитании ценностных установок детей. Недавно эта дискуссия была вынесена на светскую площадку. Какие основные вопросы продолжают волновать нижегородцев?

22 мая в издательском доме «Нижегородская правда» впервые за историю газеты прошла встреча на тему православного образования и ОПК. За стол переговоров сели представители Нижегородской епархии и светских структур — педагоги, журналисты, родители школьников, изучающих основы православной культуры (ОПК). Мероприятие состоялось в рамках проекта «Тепло родного очага», победившего в грантовом конкурсе «Православная инициатива».

Ведущими выступили директор издательского дома «Нижегородская правда» Екатерина Чудакова и редактор газеты «Голос ветерана» Юлия Щербакова. Главным гостем встречи стал руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин.

ОПК — предмет светский или религиозный?

Юлия Щербакова: — Учебный курс ОРКСЭ включает шесть модулей. Среди них «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур», а также тех религий, которые исповедуют проживающие на территории России народы. Однако большая часть родителей выбирает для изучения в школе все-таки ОПК, считая важным изучать православную духовную традицию, ставшую культурной и исторической основой нашего государства. И все-таки даже у тех, кто сделал выбор в пользу ОПК, есть тревоги по поводу религиозной агитации их детей. Они спрашивают: можно ли сделать существующий модуль более светским, расширив его программу за счет культурологической части?

Протоиерей Евгений Худин: — Ни о какой религиозной жизни в рамках этого модуля мы говорить не можем. Исключение составляют православные гимназии, в которых помимо государственного образовательного стандарта реализуется православный компонент. ОПК — исключительно культурологический предмет.

Если вы говорите о расширении в рамках модуля межпредметных связей, то они уже существуют. Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы.

Другое дело, что мы — родители и учителя — не всегда готовы их обнаружить и показать ребенку. Я считаю долгом учителя эту связь увидеть и донести до ребенка. Тогда его образование будет светским — широким и всеобъемлющим. Поймите, светскость — это не значит безрелигиозность, это не значит атеистичность. Светскость образования — это более широкий кругозор, который включает в себя знания и об атеизме, и о религии. И мы не вправе лишать ребенка какой-то части этих знаний.

Кто может быть преподавателем ОПК?

Юлия Щербакова: — Немаловажный вопрос, который по-прежнему волнует родителей — профессиональная подготовка педагогов по основам православной культуры.

Протоиерей Евгений Худин: — Вне зависимости о того, какой предмет преподается, учитель должен иметь профессиональную подготовку, будь то физика, математика, изобразительное искусство, музыка или ОПК. Преподаватели ОРКСЭ проходят подготовку в Нижегородском институте развития образования (НИРО) по всем модулям, которые входят в этот курс. Те педагоги, чей класс выбрал модуль ОПК, имеют дополнительную возможность при НИРО изучить более глубоко программу этого модуля. Кроме того, Нижегородская епархия предлагает годичные курсы для преподавателей общеобразовательных школ на базе духовной семинарии. На этих занятиях учителя могут получить углубленные знания по основам православной культуры и методике преподавания этого предмета в школе.

Когда нужно делать выбор?

Юлия Щербакова: — Какой модуль ОРКСЭ будут изучать дети, решают сами родители. Но нередко они узнают об этом учебном курсе только на родительском собрании, когда уже надо делать выбор.

Протоиерей Евгений Худин: — Я считаю, что информированность и компетентность родителей об учебном курсе ОРКСЭ в образовательных учреждениях крайне низок. Сделать осознанный и продуманный выбор в рамках собрания практически невозможно. Какой может быть выход? Я считаю, что работу по ознакомлению родителей с этим предметом надо начинать заблаговременно, еще осенью, чтобы к январю-февралю, когда проходит официальный выбор, родители смогли спокойно, уже посомневавшись, почитав, изучив вопрос, прийти на родительское собрание с готовым ответственным решением в пользу того или иного модуля.

Нужно ли вводить ОПК в других классах?

Юлия Щербакова: — ОПК изучают только в 4‑м классе. Немало родителей ратуют за расширение модуля по ступеням образования — в среднем звене и старших классах. Есть ли в этом необходимость?

Протоиерей Евгений Худин: — Да, это насущная задача. Два года назад нижегородцы обратились к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой передать этот вопрос на рассмотрение в федеральное Министерство образования и науки. Сейчас он на стадии разработки. И немалую роль в его продвижении, как видим, играют сами родители и их обеспокоенность нравственным воспитанием детей.

Марина Дружкова
Фото Николая Бравилова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.