Как жить, чтобы не грешить?

11:40, 30 января 2024
Педагог истории отправился за ответом в семинарию

Педагог и музыкант. Церковнослужитель. Муж, отец троих детей и дедушка двоих внучек.  И все это об одном человеке — лауреа­те конкурса «Серафимовский учитель — 2022–2023» диаконе Сергии Беззубове. Он не только проводит уроки, но и стал одним из тех, кто активно возрождал школьный музей в родной деревне Старая Гольчиха, развивал и продолжает развивать краеведческие исследования вместе со своими учениками. Много раз он поднимался вместе с ребятами на колокольню Воскресенского собора в районном центре — городе Вичуга, чтобы школьники смогли взглянуть на свою малую родину другими глазами.

Нужен дома

Тридцать пять лет диакон Сергий Беззубов трудится педагогом. Как сказал сам наш герой, учителем быть не думал, но… делал все, чтобы им стать. В юности хотел быть железнодорожником, чтобы работа была разъездной и давала возможность путешествовать. Но после армии решил по совету мамы остаться пожить у себя в деревне, занять предложенную должность учителя музыки в своей школе, да так и остался, о чем не пожалел.

По образованию Сергей Беззубов историк, окончил исторический факультет Ивановского университета. Музыка вошла в его жизнь еще раньше, с самого детства: музыкальная школа, затем училище, да и во время службы в армии эти навыки пригодились, хотя, надо признать, что двухлетний перерыв в регулярных занятиях оказал значительное влияние.

— Музыка требует полной самоотдачи, и, конечно, за два года многое было утрачено, а чтобы наверстать, нужно долго и тяжело работать. Я сделал другой выбор, хотя музыка — захватывающее дело, особенно когда ты приобретешь определенные навыки и у тебя что-то начнет получаться, — рассказывает отец Сергий. — Один из моих сыновей окончил музыкальное училище и сейчас учится на факультете народных инструментов консерватории. Он, как и я, народник, бая­нист. Мой дедушка тоже был баянистом.

Вопросы не исчезают

В начале 2000-х Сергей Сергеевич стал воцерковляться. Молодой, но уже зрелый и набравшийся жизненного опыта человек стал задаваться духовными вопросами, но источники, к которым он прибегал за их разрешением, не давали ни полной ясности, ни душевного покоя.

— Однажды, проходя мимо храма, я вспомнил, как молилась моя бабушка, зашел — и в тот момент осознал, что ничего не надо больше искать, все рядом с тобой! Это был переломный момент в моей жизни. Я стал ходить в храм. А поскольку еще и музыкант, то приобщился к церковному пению.  С этого началось мое духовное образование, — продолжает серафимовский педагог.

Сергей Сергеевич сам вызвался вести уроки ОРКСЭ. Тогда они только вводились в школьную программу и ни у кого не было опыта преподавания подобной дисциплины, как, впрочем, и методических пособий. Да и базовых знаний относительно основ православной культуры не хватало. Но главная причина, побудившая нашего героя пойти учиться в семинарию, была иной.

— Передо мной вставали вопросы, ответы на которые я не мог найти. А если я сам не знаю, как объясню другим? Для чего мы живем? Как жить, чтобы не совершать грехов? Как и что отвечать на эти вопросы, тем более, когда общаешься с детьми? Ответы я хотел получить с позиции православного вероучения. Ведь можно таких дров наломать, что навсегда отвратишь ребенка от Церкви. Кроме того, раньше мне казалось, что с возрастом, когда появится семья, жизнь наладится, все внутренние противоречия разрешатся, но сейчас, будучи уже в зрелом возрасте, могу сказать, что полностью они все равно не исчезают, — признался отец Сергий.

Учась в семинарии, Сергей Беззубов получил благословение на то, о чем даже не помышлял, — рукоположение во диаконы.

Пешком и на велосипеде

Важное направление работы диакона Сергия Беззубова как педагога и историка — крае­ведение. Им он начал заниматься еще в середине 1990-х, а одним из результатов труда стало возрождение школьного музея. Более тысячи аутентичных экспонатов, собранных за годы, рассказывают о крестьянском быте конца XIX — начала XX столетия, об истории деревни и района, Великой Отечественной войне, развитии текстильной промышленности, которой славится ивановская земля (деревня Старая Гольчиха находится в Ивановской области) и о многом другом. В музее проводятся различные образовательные и культурно-просветительские мероприятия.

А еще для своих учеников отец Сергий с коллегами организует туристско-краеведческие походы, не только пешеходные, но и велосипедные, маршруты которых разработал сам. Его ученики активно занимаются исследовательской работой и не раз становились лауреатами разных степеней на региональных краеведческих чтениях, финалистами краеведческих конкурсов всероссийского уровня. Для ребят это прекрасная возможность получить навыки не только подготовки научно-исследовательских работ, но и защиты их перед аудиторией.

— Нам, педагогам, в девяностые сказали: «Не ваше дело воспитывать, занимайтесь обучением». А когда опомнились, встал вопрос, на какой основе воспитывать современных детей, и мы решили не экспериментировать, а основой для патриотического воспитания сделать крае­ведение, — говорит серафимовский учитель.

Конечно, за годы профессиональной деятельности у педагога накопился богатый опыт воспитательной работы, обобщае­мый в виде курсов, программ и методических разработок. В конкурсе «Серафимовский учитель» диакон Сергий Беззубов участвовал с программой комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Времен связующая нить». Практическая работа по созданию и реализации образовательных и культурно-просветительских проектов получила высокую оценку экспертного совета.

Отец Сергий собрал даже «Книгу рекордов» родного края, из которой можно узнать о том, где растет дерево с самым большим обхватом ствола или находится самый красивый камень, как имя земляка, прожившего дольше всех, кто из выпускников школы больше всех воевал в «горячих точках» и еще много интересных фактов.

И можно не сомневаться, что интересных проектов у талантливого и увлеченного педагога еще много, а значит и заслуженных высоких наград.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.