Каким быть церковному учителю

17:17, 21 мая 2013

Сайт Нижегородской митрополии.

Сейчас в нашей Церкви возрождается древняя традиция церковного учительства, и Святейший Патриарх Кирилл уделяет этому большое внимание. Одним из ключевых моментов является создание на приходах штата профессиональных катехизаторов, поэтому разговор о том, как проводить оглашение, какими навыками должны владеть современные катехизаторы, очень актуален. Сегодня в нем участвует клирик церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы города Бор, преподаватель Нижегородской духовной семинарии иерей Максим Антоненко.

— Отец Максим, вы уже провели несколько семинаров для катехизаторов по необычному предмету — катехетике. Что это за предмет, и почему вы решили именно на нем заострить внимание?

— В последние двадцать лет своей истории Русская Православная Церковь столкнулась с серьезной и острой проблемой необходимости всесторонней систематической катехизации своей стремительно умножившейся паствы. Самих катехизаторов — тех людей, кто мог бы взять на себя решение этой задачи — у нас очень мало. Специальных образовательных учреждений, готовящих людей для этого служения, у нас тоже практически нет.

Священников в духовной семинарии целенаправленно готовят в течение пяти лет, в то время как сегодняшние катехизаторы — это люди, получившие минимальное церковное образование общего характера на вечерних богословских курсах. Для того чтобы стать хорошим катехизатором, недостаточно знать Священное Писание, догматику, литургику и историю Церкви. Необходимо уяснить церковную традицию катехизации, уяснить ее внутреннюю логику, дух и смысл, приобрести базовые понятия и навыки в области педагогики, психологии, практической риторики. Катехетика — как раз та область церковных знаний, которая занимается всеми этими вопросами. Катехизаторы нашей епархии, окончившие богословские курсы, сами высказали желание принять участие в семинарах, которые помогли бы им восполнить пробелы в знаниях, чтобы более качественно осуществлять свое служение.

— Как переводится греческое слово «катехизатор»? Нельзя ли заменить его русским или хотя бы церковнославянским аналогом?

— Слово «катехизатор» переводится очень просто: учитель, наставник. Поэтому, если искать русский аналог, то лучшим вариантом будет «церковный учитель». К сожалению, у нас понятия «учитель», «наставник», как правило, отождествляются с духовенством, и принято считать, что только священник может учить в Церкви. Но в Священном Писании и в церковной истории пастырство и учительство различаются, это не совсем одно и то же. Нам нужно постепенно осваивать и возрождать древнюю традицию, идущую из Нового Завета, что помимо епископов и священников в Церкви могут и должны быть наставники из мирян. Люди, которых мы сегодня называем катехизаторами, как раз и призваны быть такими наставниками для верующего народа, добрыми и верными помощниками пастырей.

— Означает ли появление штатного катехизатора освобождение священника от катехизаторской работы? И как, на ваш взгляд, должны складываться отношения между ними?

— И мирянин, и священник могут быть катехизаторами, не стоит воспринимать их как конкурентов. Если человек имеет призвание к учительству, подкрепленное полноценным церковным образованием и благочестивой христианской жизнью, то он может быть катехизатором, независимо от своего иерархического положения в Церкви. Конечно, если священник на приходе видит острую необходимость выполнять это служение, а помочь ему некому, он не только может — он должен стать катехизатором. Если же у батюшки есть помощники, которым можно поручить духовное руководство теми, кто делает первые шаги на пути к Богу, пусть он им это поручит, а сам сосредоточится на пастырском попечении о тех, кто уже участвует в таинствах.

— Мы привыкли отождествлять катехизическую деятельность с огласительными беседами перед Крещением и венчанием. Это сегодня действительно самое важное направление катехизической работы?

— Конечно, катехизация не тождественна предкрещальным и предвенчальным беседам. На сегодняшний день каждое из этих двух направлений катехизации уже не столь актуально, как 10 лет назад: почти все взрослые уже покрестились, а мода на венчание прошла.

На мой взгляд, самым актуальным направлением катехизации сейчас является духовное образование наших прихожан, тех, кто так или иначе уже осознают себя церковными людьми, но в реальности имеют достаточно серьезные проблемы с адекватным пониманием православной веры, а зачастую и серьезные нравственные грехи. Многие из них подвержены суевериям, не знают Божиих заповедей, имеют свою версию православия, подчас существенно отличающуюся от подлинного православия — веры апостолов и святых отцов. Согласно последнему опросу Института социологии РАН, проведенному в январе 2013 года, среди тех, кто считает себя православным, 61% никогда не открывали Библию. Эти люди, тем не менее, ходят в храм и празднуют Пасху…

Катехизация должна не только предшествовать Крещению, но и сопутствовать православному христианину в его последующей церковной жизни. В Новом Завете мы читаем, что первые христиане постоянно пребывали в учении апостолов (Деян 2: 42). То есть катехизация, назидание в православной вере и жизни относится ко всем — как к тем, кто еще только готовится к вступлению в Церковь, так и к тем, кто уже считает себя воцерковленным, но не обязательно является таковым. Если сегодня мы будем духовно наставлять наших прихожан, открывать библейские кружки, лектории, богословские курсы, то именно это через несколько лет позволит нам вырастить полноценных катехизаторов.

— Кто занимался вопросами катехизации в древней Церкви или хотя бы в дореволюционной? Можем ли мы сейчас нарисовать портрет идеального катехизатора?

— В древней Церкви катехизацией занимались все: епископы, пресвитеры, диаконы и миряне. Многие древние церковные учителя, которых мы почитаем в лике святых, были мирянами. Например, святой мученик Иустин Философ, будучи мирянином, организовал и возглавил в Риме огласительное училище, в котором давал первоначальное духовное образование всем желающим. Огласительные беседы проводили и епископы — святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, Григорий Нисский. Это служение распространялось на все церковные чины. Более того, все христиане по мере своих сил и способностей участвовали в деле церковной миссии, учили вере и христианской жизни всех, кто был открыт к слышанию Слова.

Если же говорить об идеальном катехизаторе, то это Сам Господь Иисус Христос. Читая Евангелие, мы видим, что одно из самых распространенных обращений к Нему — Учитель. Так Его называли ученики, так называли и другие люди, с которыми Он общался. Именно Иисус Христос — образец идеального церковного наставника, поскольку Он учил не только словом, но и делом, примером Своей жизни. Учил жертвенной верности Богу и милосердию к людям. Поэтому мы должны учиться церковному служению слова не только друг у друга, но прежде всего у Господа и у тех святых катехизаторов, которых я упомянул выше. И всегда помнить о двух главных качествах по-настоящему православного церковного учителя: верности Богу и любви к людям. Катехизатор — это не просто лектор, он путеводитель, который ведет за собой людей ко Христу.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.