Дыхание верующей души, то, без чего невозможно ее очищение, обожение, theosis, стяжание Святого Духа — все это о молитве. Едва уверовав в Бога, порой еще и сомневаясь, мы обращаемся к Нему с неумелыми речами. И ждем, что Он ответит. Действенность молитвы для нас важнейший критерий ее «правильности», и мы для этого стремимся превратить свой детский лепет в искусные молитвословия. Так как же молиться и о чем просить Бога, отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
— Мой сын сейчас на СВО. Заказываю за него сорокоусты о здравии, читаю акафист святителю Николаю чудотворцу, 90-й псалом. Что еще можно сделать?
— Главное, чтобы молитва ваша была искренней. Не количество нужно, а качество. А что еще кроме молитвы? Творить добрые дела. Апостол говорил, что вера без дел мертва. «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва…» (Иак 2:24–26). А дел вокруг много — милостыня, благотворительность, помощь нуждающимся. Было бы желание.
— Расскажите, что такое Иисусова молитва и как правильно молиться. Можно ли мирянину ее читать и сколько раз в день?
— Вопрос об Иисусовой молитве очень сложен. Святые отцы писали: «Близ тебя слово в устах твоих, и в сердце твоем; если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься: ибо всякий, кто призывает Имя Господне, спасется». Афонские созерцатели-старцы жили вдали от мира и умели всегда пребывать в этой молитве, тем самым достигая, что она занимала и ум их, и сердце. Другое дело, когда человек живет в миру, общается с другими людьми, ходит на работу. Такому, разумеется, очень трудно постоянно пребывать в молитве.
Вот почему многие духовные наставники не рекомендуют своим чадам механическое произнесение Иисусовой молитвы. Не случайно и святые отцы предупреждают: «Друзья! Никто не против очищения телесных чувств, но говорим о том, что если отделять очищение чувств от умного делания, получится большое несогласие». Поэтому не следует искусственно вызывать в своем сердце какие-либо необычные ощущения во время молитвы. Когда будет нужно, Господь сам пошлет их.
Святой Исихий говорит так: «Бога бойся и заповеди Его храни, чувственно и умно; если умно себя понудишь хранить, то мало-помалу и чувственно на делание их взойдешь». К осторожности в творении Иисусовой молитвы призывают и многие известные русские святые. Например, святой Паисий Величковский пишет одному старцу об издании различных древних славянских и греческих книг, что он и радуется этому, и боится: «…Боясь же и трепеща, что эти (святые творения), как и прочие книги, как вещь продаваемая, предлагаемы будут не только монахам, но и вообще всем православным христианам; и по ним обучившимся самочинно, без наставления опытных, деланию умной молитвы, как бы не воспоследовала прелесть; а за прелестию, как причиною, не воспоследовала бы от суемудрых хула на это святое и пренепорочное дело…»
Так что будьте осторожны, не стремитесь к тому, к чему вы еще не готовы, советуйтесь во всем с вашим духовным наставником. Он, зная вас, или благословит на чтение, или не благословит, объяснив, почему.
Об исихазме (делании умной молитвы) написано много книг, их вы найдете в православных библиотеках. Я бы не говорил об этом так подробно, если бы сейчас не было столь распространено это странное (по-другому не скажешь) увлечение чтением без знания Иисусовой молитвы. Это связано, видимо, с тем, что многие пришли в православие, начитавшись различных книг по эзотерике, и подсознательно ищут что-нибудь подобное и в христианстве.
— У нас умерла дальняя родственница. Вроде бы, мы не знали ее близко, а вроде, и не чужой человек. Какая молитва за усопшего считается минимально достаточной? Имею в виду именно молитву, а не записки за упокой в храме.
— Традиционно об усопшем читается в течение 40 дней Псалтирь. Есть еще акафист за единоумершего. Это произведение довольно молодое, автор его неизвестен. Но чтение этого акафиста не только не возбраняется, но и поощряется. Обычно его читают 40 дней после кончины и 40 дней перед годиной усопшего, но лучше совмещать это чтение в своем молитвенном правиле с чтением богодухновенной Псалтири. Ну и, конечно, молитвы за усопших в молитвенном правиле.
— Мой отец — самоубийца. Знаю, что молиться за него нельзя. Подскажите, чем ему помочь?
— В Православной Церкви существует жесткое правило, 14-е правило святого Тимофея Александрийского: она не молится за некрещеных и богоотступников. К последним относятся и самоубийцы, по своей воле отказавшиеся от Бога, Подателя жизни и смерти, от Его Промысла. Чин отпевания православного человека пронизан осознанием, что прощаемся мы с истинным христианином: «Со святыми упокой». Можно ли произнести такие слова по отношению к тому, кто ушел из жизни самовольно? Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, то есть в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову».
Но, разумеется, близким самоубийцы хочется помолиться, облегчить душу своего брата или сестры, которые сами уже не могут влиять на свою участь в мире ином. Поэтому 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Церкви одобрил текст специальной церковной службы для родственников самоубийцы — «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Этот чин не следует путать с отпеванием, он служит лишь для утешения скорбящих родственников.
По церковной традиции родственники могут молиться о самоубийцах келейно, то есть дома. Для этого существует молитва святого Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Если ушедший из жизни был психически нездоровым человеком, близкие усопшего могут обратиться в епархиальное управление, написать прошение правящему архиерею о рассмотрении вопроса об отпевании покончившего жизнь самоубийством или умершего без покаяния и оставшегося без церковного погребения своего сродника. Каноническая комиссия рассмотрит это прошение, а правящий архиерей примет решение.
— Видел в руках у пожилого прихожанина нить с нанизанными на нее бусинами и крестом. Он не спеша перебирал ее, стоя в углу храма. Зачем это делатся?
— Эта нить называется четками и служит для отсчета количества произнесенных молитв или поклонов. В основном ими пользуются монахи, так им легче следить за исполнением ежедневного монашеского правила. Мирянину иметь четки тоже можно, запретов нет, но все же прежде необходимо взять на это благословение духовного наставника.
— В Евангелии сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф 5:44), и Сам Христос, конечно, так и делал. Но как простому человеку заставить себя молиться пусть не за врагов, но хотя бы за обидчиков?
— А вот продолжение этого текста: «…а будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:44–45). Вот такую заповедь оставил нам Христос. А молитвы мы выбираем сами. Хотите добра себе — молитесь и о том, кто вас обидел. Заставьте себя. В духовной жизни во многом себя приходится понуждать. И это понятно, ведь Христос сказал так: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Почитайте акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Умягчение злых сердец». Да мало ли молитв! Кроме того, надо уметь говорить Богу и свои слова. Он их услышит, если Вы желаете ближнему добра. «Живите в любви и будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга» (Еф 4:32). Вспоминайте чаще эти слова апостола Павла и старайтесь следовать им.
— Почему важно молиться каждый день?
— А почему мы каждый день пьем и едим, почему в конце концов дышим? Это же наша потребность, физическая необходимость. Точно так же, если не будем молиться каждый день, то ослабеем духовно, и недремлющий враг рода человеческого легко победит нас. Не случайно апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1 Фес 5:16–19).
Подготовила Ольга Солнышкина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.