Прямым продолжателем пророка Илии в борьбе против идолопоклонства стал его ученик и преемник пророк Елисей, которого Бог повелел Илие помазать. Сведения о его жизни содержатся в 3‑й и 4‑й книгах Царств. Его служение продолжалось в северном Израильском царстве более 65 лет на протяжении правления шести царей в IX веке до н. э.
Елисей происходил из колена Рувимова и был сыном Сафата. Имя отца, означающее «судья», может указывать на высокое положение семьи в обществе. Родиной пророка был город Авел-Мехола в северной части долины Иордана. Рождение Елисея, чье имя означает «Бог спасает», сопровождалось чудесными явлениями. В городе Силоме, вдали от Иерусалима, стоял идол золотой телицы, которому отступившие от Бога израильтяне приносили жертвы. В час рождения Елисея от бездушной телицы послышался рев, который был слышен в Иерусалиме, и некий священник, исполненный Святого Духа, сказал удивленным людям: «Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!»
Двойная одухотворенность
Елисей проводил жизнь в девственной чистоте, и по достижении им совершеннолетия Бог призвал его на пророческое служение. Когда его нашел Илия, он пахал землю на 12 парах рабочих волов, что еще раз подтверждает состоятельность семьи. Проходя мимо него, пророк Илия набросил на Елисея свою милоть — верхнюю одежду из кожи, тем самым приняв его в духовное общение. Через это символическое действие Елисей принял пророческую благодать и право помазывать других. Он с готовностью оставил своих волов и пошел за Илией. Так позже оставят сети и лодки апостолы Андрей и Иоанн и пойдут за Спасителем.
Милоть Илии вновь появится при вознесении пророка Илии на небо в огненной колеснице. Перед этим Илия предложил Елисею, сопровождавшему его неотступно, исполнить его последнюю просьбу. Ученик дерзновенно просил у учителя «духа вдвойне» (4 Цар 2:9–10). Чтобы не усомниться в его смирении, нужно знать, что он был с пророком Илией в отношениях духовного сыновства. Причем обладал духовным первородством, а по Закону первородный сын имел право получить двойную часть наследства, ибо он «начаток силы» (Втор 21:17). Таким образом, пророк Елисей просит святого Илию признать его первородство и из благодатного наследства своего пророческого духа и чудотворения уделить ему сугубую часть.
Елисей оказался единственным свидетелем восшествия Илии, которое сопровождалось образами и символами ветхозаветных богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони. Символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница и кони обозначали триумфальное восшествие в мир небожителей.
На благо людям
После того как учитель скрылся из виду Елисея, тот сразу сотворил несколько чудес. Ударом милоти своего учителя он разделил воды и перешел Иордан. Видевшие это чудо «ученики пророческие», жившие в Иерихоне, убедились, что дух Илии почил на Елисее и поклонились ему.
Если пророк Илия действовал большей частью в одиночку, то служение Елисея стало совершаться в постоянном общении с «сынами пророческими». Елисей стал их духовным руководителем. Пророческие школы, развитию которых он способствовал, воспитали многих пророков, ревностно служивших Господу во времена разделенного царства.
Для людей, нуждавшихся в помощи, Елисей совершил множество чудес. В Иерихоне по просьбе жителей он очистил и оздоровил с помощью небольшого количества соли зараженную воду — источник смерти и бесплодия. Через Своего пророка Творец наглядно показал людям, что Ему нетрудно изменять свойства стихий. В числе других чудес Елисея воскрешение сына сонамитянки (4 Цар 4:34–35), умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, оздоровление похлебки, в которую попали ядовитые плоды, всплытие топора и потопление дерева, насыщение 100 человек ячменными хлебами, предызобразившее евангельское чудо Спасителя.
Грозное наказание
При этом пророк Елисей оставался ревнителем Божией благодати и носителем Божественной карающей власти. Когда пророк шел в Вефиль — центр поклонения золотому тельцу — и уже приближался к городу, маленькие дети идолопоклонников, игравшие при дороге, подученные нечестивыми родителями, встретив его и видя его плешивую голову, начали кричать: «Ступай, плешивый!» Они насмехались над внешним изъяном того, кто был сосудом Духа Божия. Следуя за Елисеем, они продолжали насмехаться и кричать.
Эти дети были совершенно лишены всяких добродетелей. Провидя гибельную будущность сборища подрастающих нечестивцев, а также для духовного отрезвления родителей, Елисей проклял их именем Господним. И две медведицы, выбежавшие из леса, растерзали 42 отрока, остальные едва спаслись бегством. Так пресеклись ростки порока, чтобы не созрели плоды беззакония, а нечестивые родители были наказаны за идолопоклонство и получили горький урок воспитывать детей в страхе Божием.
Политическое влияние
Елисей подолгу жил в Галгале в шалашах с сынами пророческими, возлюбившими крайнюю нищету. Однако он активно влиял и на политику. Дар его чудотворения способствовал военным победам израильтян. Елисей неоднократно предсказывал смену власти как в Израиле, так и за его пределами. Однажды он заплакал, увидев сирийского вельможу Азаила, и предрек, что тот будет царем Сирии и сделает много зла израильтянам. На следующий день после возвращения от Елисея Азаил воцарился вместо сирийского царя Венадада (4 Цар 8:10–15).
Важное пророческое значение имело исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы. На это чудо указывает Спаситель: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать многочисленных прокаженных в Израиле, как и Христос благотворил иноплеменникам, встретив непонимание Своих соотечественников. Этот пример, как и упомянутый там же эпизод с Илией и вдовой из Сарепты Сидонской (см. Лк 4:25–26; 3 Цар 17:17–24), показывает, что уже тогда пророки действовали за пределами Израиля. Текст отражает ситуацию христианской общины, вышедшей с миссией к язычникам за пределы иудейской общины.
Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Об этом упоминает преподобный Андрей Критский в Великом покаянном каноне.
Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 13:14). Эти же слова произнес сам Елисей при вознесении своего учителя. И как и его учитель, он не оставил после себя книг, проповедь пророков Илии и Елисея была устной.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, личности Елисея дается высокая оценка: «…и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир 48:12–15).
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.