«Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)… Но со мной, видимо, что-то пошло не так. Долгое время Москва упорно не хотела отзываться в моем сердце. Ну, не складывались у меня отношения с этим городом. Наполненная грустными и тревожными для меня ассоциациями, столица вечно встречала меня то затяжными ливнями, то мигренями, то простудой. Но в этом году вдруг что-то изменилось.
![](https://nne.ru/wp-content/uploads/2024/02/8-182.jpg)
Итак, Москва была для меня только шумным и суматошным мегаполисом, где все куда-то торопятся, толкаются и вечно опаздывают. Здесь всегда пробки. Даже в метро. Даже ночью. Даже на пешеходной улице. Мне казалось, что в этом городе люди не слышат не только друг друга, но и самих себя. Что своим жителям Москва задает бешеный ритм жизни, который и ты волей-неволей должен поддерживать, приезжая сюда.
С 23 по 27 января наша команда просветительского центра «Логос» отправилась в командировку на XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. Это было первое крупное задание в моей журналистской практике, и я больше переживала за свою работу, чем готовилась к встрече с трудным для меня городом.
Наша работа проходила слаженно, насыщенно, позитивно. А еще коллеги показали мне совсем другую Москву. Такую, которую я раньше почему-то не замечала… Зимнюю, нежную, сказочную и совсем не страшную. В ней оказалось множество мест, где можно восстановить силы и успокоить мысли. Об одном их них — Богородице-Смоленском Новодевичьем женском монастыре — я и расскажу.
![](https://nne.ru/wp-content/uploads/2024/02/Smolenskij-2.jpg)
Загадка названия
В один из дней нашей командировки мы отправились в эту обитель, которая в 2024 году отметит свое 500-летие. Это настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами, сложенные из кирпича. Монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Зная из истории, что там находились в заточении многие царские узницы, я ожидала, что атмосфера будет угнетающая. Но почувствовала совсем другое — дух сильных женщин, которые не сломались под натиском жизненных обстоятельств и стойко приняли все горести и несчастья, выпавшие на их долю.
Существует несколько версий того, почему монастырь получил свое название. Согласно одной из них, раньше на этом месте было Девичье поле, где во времена татаро-монгольских нашествий отбирали молодых девушек, чтобы в качестве дани отправить их в Золотую Орду. По другой версии, обитель стали так называть в честь первой игумении, схимонахини Елены (Девочкиной). Весной 1525 года она вместе с 18 инокинями Покровского монастыря по указанию великого князя Василия III перешла сюда. Согласно третьей версии, обитель предназначалась для девиц. Приставка же «ново-» в названии появилась, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося около Спасской башни Московского Кремля.
![](https://nne.ru/wp-content/uploads/2024/02/WhatsApp-Image-2024-01-28-at-14.05.jpg)
Монахини боярских родов
Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто принимали постриг представительницы знатных родов. Так, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, его супруга царица Ирина Годунова постриглась здесь с именем Александра. Для нее были построены отдельные палаты с домовой церковью. Здесь царица-инокиня принимала бояр и подписывала указы.
В 1610 году в монастырь была поселена инокиня Ольга — несчастная дочь Бориса Годунова Ксения. В Смутное время монастырь был разграблен и выжжен, насельницы отправлены в другие обители. Но при царе Алексее Михайловиче монастырь восстановили.
Самой же известной здешней обитательницей считается царевна Софья, сестра Петра I. С 1689 года она находилась здесь в заточении, а после неудачного восстания против молодого еще Петра была пострижена в монахини с именем Сусанна.
Царевна много чего сделала для монастыря. При ней сложился архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней. С 1995 года ансамбль является памятником архитектуры федерального значения, а в 2004 году он был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Пятиглавый Смоленский собор — сердце обители — возник в 1524–1525 годах. По завершении строительства он был украшен уникальными фресками, которые составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. В данный момент собор находится на реставрации, и мы, к сожалению, не смогли в него попасть.
С 1727 года в монастыре поселяется инокиня Елена, в миру Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра Великого, мать несчастного царевича Алексея, бабушка императора Петра II, который и разрешил ей вернуться из Покровского Суздальского монастыря в Москву.
![](https://nne.ru/wp-content/uploads/2024/02/1WhatsApp-Image-2024-01-28-at-14.05.jpg)
Несломленная обитель
При наступлении армии Наполеона на Москву монастырские ценности и святыни, а также молодых монахинь успели эвакуировать. 2 октября 1812 года французы вошли в обитель. Здесь был расквартирован один из полков. Захватчики пробыли в монастыре около месяца, а перед отступлением подготовили его к взрыву: заложили порох под колокольню церкви, подожгли длинные фитили и уехали. Но казначей обители матушка Сарра вместе с двумя другими сестрами вовремя подняли тревогу и погасили пламя. Ни одного взрыва не прогремело.
В XIX столетии монастырь процветал. На рубеже веков в нем подвизалось до 300 сестер. Здесь же находились приют для девочек-сирот, училище и церковно-приходская школа. В ХХ веке обители пришлось труднее всего. В период Первой мировой войны монахини шили белье и обмундирование. Некоторые из них стали сестрами милосердия и помогали раненым.
Самыми тяжелыми годами оказались 1918-й и 1919-й. Декретами советской власти были ликвидированы приют и воскресная школа, но еще оставалась богадельня, где проживали восемь престарелых монахинь. В 1920 году обитель была закрыта, на ее территории разместился Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов, позже переименованный в Музей раскрепощения женщины. В 1926 году сюда переехал Государственный музейный фонд.
Но все же насельницы не покидали свою обитель. Одни устраивались в монастырь реставраторами и хранительницами, другие работали уборщицами, дворниками, сторожами. Кельи были отданы под коммунальное жилье. К сестрам подселяли людей, относящихся к вере враждебно. Но сила духа не покидала стен обители.
Во время Великой Отечественной войны здесь открыли два храма и богословские курсы, а затем — Богословский институт. Монахини же вернулись в монастырь лишь в 1994 году.
![](https://nne.ru/wp-content/uploads/2024/02/WhatsApp-Image-2024-01-28-at-14.06.jpg)
И собственно музей
Особого внимания заслуживает музей, который сейчас располагается в палатах царевны Софьи. В его экспозиции древние иконы, предметы обихода, облачение священнослужителей и многое другое. Меня впечатлила большая красивая изразцовая печь Лопухиных.
Отдельный зал посвящен фотографиям и личным вещам игумении Серафимы (Черной) — первой настоятельницы возрожденной обители. Матушка Серафима была внучкой священномученика митрополита Серафима (Чичагова), автора летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.
Не меньший интерес вызывают образцы лицевого шитья из мастерских Новодевичьей обители, представленные на выставке. Здесь можно даже увидеть рабочее место вышивальщицы. Монастырь издавна славился мастерством своих золотошвей и белошвей.
В Новодевичьем монастыре я насладилась тишиной, напиталась духом чистоты, погрузилась в атмосферу московской старины. Вот где прекрасное место для того, чтобы отдохнуть от столичной суеты! Но ведь, на самом деле, таких мест в Москве великое множество. Их надо только уметь видеть.
Москва действительно больше, чем думает каждый из нас. Деловая, культурная, научная, студенческая, гламурная, развлекательная. А есть еще православная, и это огромный пласт истории и современности, неиссякающий источник духовного обогащения. И он обязательно откроется во всей своей красоте каждому, кто смотрит на мир с открытым сердцем.
Татьяна Гарина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.