Кто выше и за что награда?

11:44, 10 ноября 2022
Уроки Божественной справедливости

В 20-й главе Евангелия от Матфея Спаситель переворачивает мирское представление о первенстве и заслугах. В очах Божиих первый тот, кто по любви служит другим. Пример — Сам Христос, пришедший в мир, чтобы послужить до полного самоотвержения и искупительной смерти за людей. Накануне этого события Господь Иисус беседует с сынами Заведеевыми о пути к славе в Царствии Божием и рассказывает знаковую притчу о работниках в винограднике, получивших равную плату. В ней Он утверждает, что человек не награждается Богом по количеству заслуг, а принимает дары свыше по Его милосердию.

От последних до первых

Один владелец виноградника, начинается притча, вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник. Он нашел несколько человек и договорился с ними о работе на один день за один динарий. Этих денег было достаточно для дневного пропитания. В дореволюционной России, например, таких людей называли поденщиками, их нанимали на работу на день — в основном для переноски грузов.

«Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вый­дя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф 20:3–7).

Хозяин выходил (по нашему времени) в девять часов утра, в полдень, в три часа дня и за час до окончания рабочего дня — в пять вечера — и нанимал тех, кто так и не нашел работу. С ними он не договаривался о конкретной плате, они были рады, что получат хотя бы что-то. Вечером при расчете все получили от посланного хозяином управителя одинаково — по динарию, причем деньги выдавались, начиная с последних, и те, кто работал с утра, подумали, что получат больше, но ошиблись. Тогда они стали роптать на хозяина: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф 20:12).

Одному из возмущенных хозяин отвечал: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф 20:13–15). Господь осуждает зависть и корыстолюбие, ибо наемники, трудившиеся целый день, роптали не потому, что им заплатили мало, а потому, что другим заплатили столько же.

Христос заканчивает притчу теми же словами, что и при обещании награды ученикам: «Так будут последние первыми, и первые последними», добавив: «ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20:16).

И целые народы, и каждый человек в духовном смысле ожидают Божиего призыва на «делание» в Его винограднике. Всех в разное время застает этот призыв. Разбойник, например, распятый одесную Христа, всю жизнь прожил нечестиво, но перед смертью проявил благоразумие, с верой и покаянием молитвенно воззвал к распятому Господу и первым вошел в рай. Некоторые святые для достижения той же цели десятками лет в лишениях и скорбях подвизались в пустынях.

Еврейский народ, заключивший Завет с Богом, чаял первенства в Царствии Божием, но «с востока и запада» пришли иные народы и возлегли на «лоне Авраамо­вом», а «сыны Царства» ока­зались отверженными. Где справедливость, вопрошает человеческая мудрость? Божественная справедливость основана на всеведении Творца. Господь смотрит в сердце, а не на лицо, и Его суд не суд падшего ограниченного человека, а Его милость превыше человеческого представления о правде.

Славе предшествуют страдания

О последнем путешествии Христа в Иерусалим повествуют все три автора синоп­тических Евангелий: Матфей, Марк и Лука. Господь идет на добровольные страдания, и сопутствующих Ему учеников одолевает тревожное предчувствие приближающейся трагедии. Святой евангелист Марк пишет: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк 10:32).

Господь уже дважды предсказывал Свою насильственную смерть и воскресение. Первый раз — после исповедания Петра (Мф 16:21, Мк 8:31, Лк 9:22), второй — после Преображения и исцеления отрока-лунатика (Мф 17:22–23, Мк 9:30, Лк 9:43–45), но как тогда, так и сейчас эти слова до конца не были понятны ученикам. Казалось бы, зачем было говорить им еще раз то, чего они не могли понять ранее? Однако понимание придет позже, когда все совершится.

Итак, «отозвав учеников», что свидетельствует о желании открыть им тайну, Христос говорит: «Вот, мы восходим в Иерусалим» (Мф 20:18) и «совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разу­мели сказанного» (Лк 18:31–34).

Предчувствие грядущей трагедии и смелость Христа, устремившегося в Иерусалим, где Ему грозила опасность, страшили учеников. При этом, в их представлении, Мессия непременно должен был войти в славу Своего Царства. Это и стало причиной того самого неразумного вопроса о первенстве — по Матфею, из уст Саломии: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего‑то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой — по левую в Царстве Твоем» (Мф 20:20–21).

По Марку, ко Христу обращаются сами братья Иаков и Иоанн: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому — по левую в славе Твоей» (Мк 10:35–37).

Просьба, кем бы ни была она озвучена, обнаруживала глубокое непонимание тайны Царствия Божия. Просили о славе, не ведая, что путь к ней лежит через страдания. Реальный смысл просьбы был страшен: дай нам пострадать вместе с Тобой.

Христос не гневается на такое неразу­мие. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф 20:22–23).

В древности существовал вид казни, когда приговоренному к смерти предлагали самому выпить чашу с ядом. Только сильный, волевой человек способен был на такой шаг. В ветхозаветных книгах слово «чаша» иногда используется как символ бедствий (Пс 10:6, Ис 51:22, Иер 49:12), а иногда наоборот, как символ счастья (Пс 15:5,  Пс 22:5). Возможно, и в этом контексте двойной смысл, указующий и на крест, и на воскресение, сохраняется.

Под крещением здесь следует понимать погружение в страдания, принимаемые добровольно. Христос предсказывает ученикам, что в будущем и они пойдут тем же скорбным путем, выпьют чашу страданий за Него и примут крещение кровью, но это будет позднее, когда, просвещенные Духом Святым, они будут уже приобщены к тайне смерти и воскресения Господа.

Древние еретики-ариане считали, что слова «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф 20:22–23) указывают на неравенство Сына с Отцом, однако это не так. Господь говорит здесь лишь о том, что мера страданий, как и мера славы, для каждого человека определены Божест­венным Промыслом.

Остальные 10 апостолов, слышавшие разговор Христа с Иаковом и Иоанном, стали негодовать на них. Претензия братьев Заведеевых на первенство в Царствии, по их мнению, умаляла их достоинство. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:42–45).

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.